Понять, принять… и стадион построить. Пример «Черноморца», увы, боль нашего времени

«К своему стыду признаю, что обошёл весь стадион буквально месяц назад. И та картина, которую я увидел... Не побоюсь этого слова, это общегородская помойка, которой никто долгое время внутри стадиона не занимался. Были косметические работы – привели в порядок раздевалки, зону прессы. Но всё, что касается подходов к стадиону, подъездных путей...» – цитировал «Спорт-Экспресс» слова Сергея Шишкарёва, инвестора «Черноморца», о домашней арене новороссийского клуба, сказанные на встрече с журналистами.
Из-за того, что стадион не соответствует стандартам, а другое место в своём регионе, Краснодарском крае, для проведения матчей клуб не согласовал, РФС не выдал «морякам» лицензию для участия в РПЛ. Многие тогда критиковали решение не допускать команду до переходных матчей, но слова Шишкарёва говорят сами за себя. Без инфраструктуры в РПЛ никак.
Хороший стадион – это не просто безопасное и комфортное место для просмотра спортивного матча. Это одна из основ развития клуба как организации, отражающая его статус и значение в жизни города. Тот же Шишкарёв говорил, что он и его компания готовы строить новый стадион в Новороссийске, но для этого нужно прийти к соглашению с чиновниками.
Фрибеты для ставок на главные спортивные события

Нельзя не упомянуть и о карте болельщика. Генеральный секретарь РФС Максим Митрофанов отметил, что внедрение Fan ID принесло положительный эффект. Говоря об этом, он отметил, что ключевой вопрос – в сроках подготовки стадионов: «Не нужно откладывать всё на последний момент, как это сделал в минувшем сезоне новороссийский «Черноморец».
Команду по-спортивному действительно жалко, но, может быть, эта история сможет стать поучительным примером для других команд ФНЛ, в особенности для тех, которые получают основное финансирование из регионального бюджета? Собрать хороший коллектив, чтобы сотворить сенсацию и на один сезон оказаться в РПЛ, можно, но, чтобы праздник для болельщиков не оказался разовым, нельзя отказываться от долгосрочного планирования, подразумевающего работу с инфраструктурой. А там, где есть прочная база и понимание, в какие компоненты можно вложиться, появляются и хорошие спонсоры.

Яркий пример здесь – калининградская «Балтика». Да, клубу очень повезло, что «Ростех Арена» возводилась под чемпионат мира 2018 года, поэтому при строительстве нагрузка легла не только на областной бюджет. Но в Калининграде удалось сделать из клуба отличный бренд, и даже на матче Первой лиги с «Торпедо» клуб собрал на трибунах 30 тысяч болельщиков.
Нельзя не вспомнить и пример «Факела». Прошлым летом команда перебралась на новую арену, и, как заметил гендиректор клуба Роман Асхабадзе в интервью «СЭ», «открытие стадиона, переезд на него тоже не могли не сказаться на ровном, сбалансированном процессе подготовки к новому сезону». Зато теперь нет ощущения, что «факелоны» вылетели в Первую лигу «с концами»; наоборот, вложения в инфраструктуру вместо дорогостоящих трансферов говорят о том, что в клубе не просто смотрят в будущее, но и сами участвуют.






