«У Станковича есть чемпионская ДНК». Легендарный Kefir – о «Спартаке», Fan ID и FIFA

Сергей Никифоров известен широкой аудитории благодаря каналу на YouTube с названием FC KEFIR, имеющему в активе 1,17 млн подписчиков. В своём блоге он показывает, как играет в самый известный футбольный симулятор FIFA. Также у него есть Twitch-канал, на котором он проводит прямые эфиры. Kefir является бывшим киберспортсменом «Спартака» в дисциплине FIFA. В 2012 и 2015 годах Никифоров становился чемпионом России.
В эксклюзивном интервью «Советскому спорту» Сергей «Kefir» Никифоров рассказал, почему «Спартак» не стал гегемоном после чемпионства 2017 года, поделился планами на будущее, оценил состояние современного киберспорта и красно-белых в текущем сезоне.

– Кто вам нравится из нынешнего состава «Спартака»?
– Ну, называть Барко – это уже попса, все от него кайфуют. Хотя, нет, скорее Угальде стал попсой осенью. Ну вот, он сейчас и лучший из состава, если учитывать последние матчи. Если брать лучшего из русских – Максименко, стабильно играющий в стартовом составе.
– А на ком из легенд «Спартака» вы росли?
– Егор Титов, Павлюченко я считаю легендой «Спартака». Для меня кумирами больше были легионеры, например, Войцех Ковалевски, Плетикоса, Веллитон, Алекс.
– А как влюбились в клуб?
– Отец повёл на стадион в начале нулевых.
– Насколько довольны игрой «Спартака» в осенней части сезона?
– Я немного охладел к результатам команды после 2017 года, когда мы взяли чемпионство и мой гештальт как болельщика закрылся. На протяжении жизни до этого момента я не застал чемпионский «Спартак», и после этого момента стал чуть проще воспринимать результаты клуба. Единственное – очень обидно, что профукали поколение 2018 и 2019 года, когда могли стать командой-династией. После чемпионства в 2017-м можно было ещё три-четыре года поднимать трофей над головой, но у всех своя крыша появилась, начали показывать своё «я». А сейчас у «Спартака» получается становление команды. Дай бог, чтобы и дальше так шли. Понятно, что шансы хорошие. Спустя три-четыре года не хочется увидеть повторение прошлых историй.
– А почему «Спартак» не смог стать гегемоном тогда? Все начали делить успех?
– Да-да, делёжка пошла. «Спартак» был единым целым в чемпионский сезон, очень высокий уровень исполнителей в составе. Всё шло к тому, чтобы красно-белые несколько лет выигрывали чемпионства. Я считаю, что чемпионство «Локомотива» «Спартак» отдал сам. Они же тогда начали сезон плохо, потом, как нынешний «Спартак», набрали ход, выбились в лидеры и концовку профукали. Дай бог, чтобы так не было в этом сезоне.
– Но в тот момент все ополчились против Глушакова на фоне слитых телефонных звонков и истории с баней. У вас к нему отношение не изменилось?
– В том «Спартаке» были все виноваты, не только лишь Глушаков. Когда это всё только начиналось, я думал, что он виноват, а потом, пообщавшись с людьми, близкими к клубу, я думаю, что в команде положительных персонажей в принципе не было.

– А вина Карреры в чём прослеживается?
– Видимо, не смог договориться с коалицией, собравшейся там. Если он не смог решить с ними вопрос, значит, и его вина тоже. Тренер должен быть воспитателем. Массимо не уследил, появились плохиши.
– Нравится, как сейчас Станкович выстраивает команду?
– Так быстро сказать нельзя, прошло полгода. Оценивать его работу можно будет лишь через пару лет, если он не уйдёт из клуба и будет виден рисунок команды. Сейчас команда собралась по частичкам, результат пошёл, как и у Карреры.
– У «Спартака» проблема с тем, чтобы найти стабильного тренера в долгосрочную перспективу. Вам хочется, чтобы этим специалистом со своей чемпионской ДНК стал именно Станкович?
– Вот его из-за чемпионской ДНК и взяли, как мне кажется. Он прям похож на тренера «Спартака», у которого может получиться. Чемпионская ДНК у него точно есть.
– Когда последний раз были на стадионе?
– Последний раз был на «Спартаке», когда «Локомотив» 5:2 обыграли, а Угальде оформил покер.
– Обидно, что из-за Fan ID на трибунах и близко нет того количества болельщиков, которое было раньше?
– Обидно, конечно. Я сам ни в какой фанатской компании не был, но на фанатку гонял за ворота. Я прям фанатом себя не считаю, а скорее болельщиком. На мордобой никогда не ходил.

– Какой был самый дальний выезд?
– Если по Европе, то в Вену в 2018 году на матч Лиги Европы с «Рапидом». А так, если это считается, то Абу-Даби на Winline Зимний кубок РПЛ.
– Недавно появилась новость, что МОК отказался от проведения Олимпиады по киберспорту. Нет ли некой досады, что этот вид спорта до сих пор не признали, чтобы проводить подобные турниры?
– Я нейтрально отношусь. Мне кажется, одна из причин, по которой не смогли провести Олимпиаду – у каждой игры есть свои компании, которые отвечают за организацию крупных соревнований. Соревнования по Counter-Strike, Dota 2 проводят компании, у которых и без Олимпиады есть крупные турниры и аудитория. Это как сравнить чемпионат мира и Олимпиаду по футболу, на которую всем пофиг, грубо говоря. В киберспорте есть главные турниры под эгидой, собирающие огромные просмотры, например, International и ESL. Эти турниры в любом случае будут интереснее Олимпиады.
– Не обидно ли вам, что киберспортивная карьера в какой-то момент пошла на спад, когда казалось, что ваши лучшие времена ещё впереди.
– Это было по моим личным причинам. Я сделал упор на YouTube, медийку, больше времени этому уделял, и меньше – игре, постоянному задротству, а выезжал из-за старых скиллов, пришедших с опытом. Я тем не менее что-то выиграл, стал иметь вес, и мне этого достаточно. В моё время не крутились такие деньги, как сейчас. Сейчас к тому же есть бан на участие киберспортсменов из России, им нужно оформлять вид на жительство в другой стране. Даже если бы сейчас у меня очень хорошо шла игра, то пришлось бы очень сильно запариться, чтобы пройти в финальный турнир, в том числе по политическим причинам.
– Согласны с тем, что нынешняя киберспортивная тусовка в фифе стагнирует на фоне отсутствия международных соревнований?
– У нас есть один талант – Abeldos, он как раз и участвует. Оформил вид на жительство, находится в Дубае, если не ошибаюсь. Даня участвует в азиатских отборах, пытается попасть на крупные турниры, у него всё хорошо. Если у тебя есть база спонсоров, которая сможет обеспечить – почему бы и нет.

Источник фото: Федерация компьютерного спорта России
– Сейчас активно развивается смесь спорта и киберспорта – фиджитал спорт. Наши ребята из «Локомотива» даже выходили в финал чемпионата мира. Как вам это новое направление?
– Прикольный формат, но не особо популярный. Руководство фиджитал лиги немного не в том направлении идёт. Они – молодцы, что это делают, но бюджеты там сумасшедшие. Я своими глазами видел трибуны, поля футбольные и баскетбольные. Очень прикольно для разнообразия, что они делают, но эту историю нужно ещё докручивать, чтобы другие страны подцепили. Следующие фиджитал игры будут в Дубае как раз. Очень интересно, как они пройдут. О некоторых командах я там вообще впервые услышал. Там из Уругвая был «Пеньяроль», обыгравший как раз «Локомотив».
– Среди профессиональных фиферов самым большим будущим, наверное, обладает Abeldos. Каким у него может быть будущее в профессии?
– Он сейчас находится в лучшем состоянии, в котором когда-либо был. Безумно сложно отобраться на крупный турнир и держаться в топе 30-60 лучших игроков мира, это колоссальный труд. В первую очередь головой надо работать. Когда ты полностью понимаешь в игре, следующий шаг развития – разобраться с ментальностью, быть спокойнее, держать голову ровно и не обращать внимания на плохое.
– В чём разница между старой и новой школой киберспортсменов?
– У наших ребят сейчас совершенно другие условия для развития в профессии: есть возможность поработать с крупными командами, спонсорами, получать зарплату. Я во времена своей карьеры играл чисто за футболку. Единственным нормальным призом тогда для нас было попасть на чемпионат мира и побороться за $ 10 тыс. Сейчас ребята могут участвовать в букмекерской лиге, идущей почти круглосуточно, и можно получать доход. 90% ребят упираются в то, чтобы здесь и сейчас заработать деньги. На фоне этого чемпионаты мира отходят на второй план.
– Вы себя кем видите в будущем?
– Стримером, собравшим аудиторию с 2014 года и идущим с ней. Меня не смотрят, как в 2017 году, каждый ролик по 300-400 тысяч человек. Сейчас, с поправкой на всякие замедления YouTube, видео собирают по 50 тысяч просмотров, а на Twitch в прямом эфире по две, три или пять тысяч зрителей в онлайне. У меня свой вайб с аудиторией, с которой мы идём от года к году. То есть если я расту, то и аудитория тоже. Twitch для меня сейчас перспективнее всего. На прямых эфирах есть свой вайб. Общение со зрителем напрямую через чат мне ближе.

– Почему комьюнити фиферов резко пошло на спад по просмотрам?
– Часть аудитории переросла этот контент, сменились приоритеты, стало меньше времени, интереса. Когда все были молоды, смотрели видео взахлёб, не обращали внимания на качество. Сейчас все повзрослели, молодой аудитории нравятся другие игры. Влияет ещё и то, что интерес к футболу в стране падает, нет крупных международных турниров. Раньше Россия была заражена футболом, сейчас – нет.
#WinlineЗимнийКубокРПЛ