«Я теряю рассудок». Откровенное и пугающее признание Гвардиолы
О природе гениальности спорят до сих пор. С развитием нейронауки связь между гениальностью и безумием приобрела первые эмпирические очертания. Версий две: либо гениальность и безумие сопутствуют друг другу, либо гениальность является одной из форм безумия.
Пеп Гвардиола – гений. Если кто-то сей факт отрицает – велика вероятность, что футбол этот кто-то смотрит по большим праздникам. И речь не только о титулах, но и о влиянии на других тренеров. У Бьелсы почти нет трофеев, однако его видение опередило время и вдохновило на эксперименты десятки специалистов. Марсело – талантливый сумасшедший. И это даже не наш диагноз – не просто так на родине его прозвали «психом» (El Loco).
У Гвардиолы же есть и кубки, и революционное наследие. В начале 10-х он заразил футбол тики-такой – симптомы выветриваются до сих пор, хотя сам испанец уже давно от этого стиля отрёкся. И продолжил изобретать. Любое его необычное тактическое действие мгновенно становится футбольной обыденностью. Пеп велел Кайлу Уокеру, правому защитнику, играть в опорной зоне при владении? Значит, утром добрая половина европейских команд опробует этот элемент на тренировке.
Теперь к безумию. Гвардиола всегда был странноватым. О его своеобразной манере общения с игроками можно узнать, например, из автобиографии Ибрагимовича. Златан испанцу сразу не понравился, и Пеп просто перестал с ним разговаривать, а о попадании/непопадании в стартовый состав сообщал шведу через посредников в лице других футболистов. Правда, с годами каталонец вроде как стал более открытым и дружелюбным. И менее догматичным в своих идеях. А неудачная серия «Сити» с одной победой в 10 матчах обнажила перед нами настоящего Гвардиолу.
«Ман Сити» рухнул в Ливерпуле. А Гвардиола обнажил своё человеческое лицо
По крайней мере, так кажется. Сбрасывать со счетов заигрывание с публикой в целях перевести внимание с футболистов на себя тоже не стоит. Пеп – всё-таки любитель поактёрствовать. Но самолично расцарапанная лысина и странные, противоречивые заявления тревожат. Возьмём последние дни.
Накануне лигочемпионского матча с «Ювентусом» он фактически говорит о близящемся финале своей клубной карьеры. Усталость, по его словам, уже необратимая. А окончательно убрать тренерский планшет в ящик может помешать только предложение от сборной, да и то – надо 100 раз подумать. И заодно намекнул о сожалении от продления контракта – мол, я бы лучше в гольф сейчас поиграл, а приходится лечить весь этот геморрой.
Поражение от «Юве» Гвардиола воспринял спокойно: «Я одинаково стабилен и после побед, и после поражений». А несколько часов спустя он пугает футбольных болельщиков уже таким заявлением:
«Я плохо сплю, у меня проблемы с пищеварением и кожей. Я нервничаю, потому что много лажаю. Порой мне кажется, что я теряю рассудок. Моё состояние ума сейчас уродливо. Но я знаю, что и это пройдёт», – сказал Пеп в эфире Amazon Prime.
[buttonShortCode-leon]
Заключительная философская оговорка, конечно, обнадёживает, но остальное, откровенно говоря, похоже на вопль о помощи. Не нам искать патологии, однако выглядит ситуация не очень здоровой. Пеп – до мозга костей идеалист, и он сам это неоднократно подчёркивал. И сейчас, когда слишком многое вышло из-под его контроля, к нему будто подкрался серьёзный личностный кризис.
Зарубежные фанаты выдвинули другую интересную гипотезу – якобы всё дело в расследовании финансовых преступлений «Сити». Грозят суровые санкции – вплоть до лишения трофеев. Что обесценит почти 10-летнюю работу Гвардиолы. Но даже если клуб отделается штрафом и снятием очков – думается, для психики Пепа и это станет болезненным ударом. Поскольку в глазах общественности все его победы обретут сомнительный статус.
Финансовых преступлений уже 130. Будущее «Манчестер Сити» всё тревожнее
Не исключено, что Гвардиола действительно поспешил с продлением контракта. Вероятно, ему стоило по стопам Клоппа отправиться на заслуженный отдых. Но не нам давать советы. А злорадствовать – вообще последнее дело, как бы кто ни относился к «Сити» и самому испанцу. Пеп – великий тренер, и, если он сейчас сломается, это будет величайшей спортивной несправедливостью. Минимум. А максимум – человеческой трагедией.
Но не будем сгущать тучи. Связь гениальности и безумия ещё не доказана, сезон «Сити» ещё не провален, вердикт комиссии ещё неизвестен, а заявления Гвардиолы по-прежнему надо делить на 10.