Что такое везет (не везет)? Испанский дневник Василия Уткина
«Советский спорт Футбол» № 47 (78), 29 ноября - 5 декабря 2005 года
НЕОБЪЯСНИМО. Одного центрального события, человека или команды, которых можно было бы сделать главными героями сегодняшнего «Дневника», неделя, пожалуй, не подарила. Как всегда бывает в таких случаях, выручает вечная тема. Которую, впрочем, трудно сформулировать в двух словах...
А «ОСАСУНУ» ТЕРПЯТ
Некоторое время назад, размышляя о том, почему в нынешнем испанском первенстве «Хетафе» с «Сельтой» лидируют и «Осасуной» погоняют, мы сходились на том, что происходит это по принципу никогда не пустующего «свята места». При интересной игре, которую показывал, скажем, «Хетафе», и всем уважении к тренеру и игрокам, невозможно было не признать, что в то же самое время те клубы, которые должны были бы вести за собой пелотон, испытывали проблемы с постановкой игры. Проблемы объективного рода.
На данный момент, а именно воскресным вечером, когда сыграна примерно половина тринадцатого испанского тура, хочется констатировать, что из большой тройки, к которой в этом сезоне отнесем «Реал», «Барсу» и «Валенсию» («Вильярреал» тоже силен, но для признания фаворитом требуется стаж), решить свои внутренние проблемы удалось только «Барселоне». Она делит первое место с «Осасуной», при этом «Барселоной» восхищаются, а «Осасуну» терпят – внимания ей уделяется в разы меньше.
Что же произошло с «Барсой»? Мы говорили (радостно, что говорили давно, то есть дошли до этого своим умом), что проблемой команды на старте сезона было отсутствие развития. «Барселона» готова была играть в свой замечательный футбол, тот же самый и, казалось бы, столь же мощный, что и в прошлые полтора счастливых сезона. Но вот беда: этот футбол внимательно изучен, и слишком многие научились противодействовать «Барсе».
Эти времена позади. «Барса» снова блистает не только финтифлюшками финтов, но и яркими победами. Что же произошло? А произошло на самом деле чудо. В «Барселоне» вдруг появился, дорос до основного состава футболист, который оказался настолько нестандартен, мотивирован и хорош, что сразу привнес в игру команды ту самую новизну. Это Лео Месси, юная аргентинская звезда, лучший футболист последнего молодежного первенства планеты. И, разумеется, чемпион мира.
ЧУДО ПО ИМЕНИ ЛЕО
Это счастье, конечно. То есть сам по себе Месси – это, конечно, следствие большой работы самых разных барселонских служб. От селекционной разведки, которая залучила его чуть ли не в младенчестве, до руководства второй команды, где Месси шлифовал свои умения и мужал. Однако в этом великую роль играет и удача, потому что талантливых (и даже ОЧЕНЬ талантливых) молодых игроков все-таки гораздо больше, чем игроков состоявшихся.
Мы видели Месси в играх со сверстниками – он был великолепен. Но еще великолепнее был четыре года назад Хавьер Савьола. Он тоже появился в «Барселоне» когда-то, чтобы вырасти, состояться в звезду, возможно, главную в команде. Но вот у Савьолы не получилось, а у Месси вышло. Знать это заранее было невозможно, и это удача для «Барсы». И еще удача, конечно, в том, что появился Месси в первой команде в самый нужный момент. Как рояль в кустах, как подарок ко дню рождения.
И при этом, конечно, роль Месси не стоит преувеличивать. Он стал катализатором перемен, их символом. Но сами перемены к лучшему, конечно, мощней и шире.
Стал, наконец, забивать Это’О. А «Барселона» сейчас все делает в разы быстрей, чем на старте чемпионата. Теперь ее не поймаешь, даже если будешь знать наперед, куда и кто побежит. Все, нет проблемы. Могут появиться новые, но это будет другая история.
ФАРТ КАК СЛОВО-ЗАМЕНИТЕЛЬ
А «Реал», наоборот, топчется на месте. И хотя это место пока не так уж далеко от барселонского, тем не менее подвижек в решении насущных вопросов нет. «Реал» никак не может отладить командные взаимодействия. Причины вполне объективны: травмы игроков, позднее появление в команде новобранцев перед сезоном, да и счастье в ряде игр просто-напросто отвернулось от мадридцев. Теперь, помимо старинных болячек Зидана и Роналдо, «Реал» столкнулся еще и с тем, что на три месяца выбыл Рауль – душа команды, ее капитан, до сих пор никогда не пропускавший более двух-трех недель. И ладно бы на решение всех проблем требовалось только время. Но это ж «Реал» мадридский, давление общественного мнения колоссально.
И самое потрясающее в том, что не скажешь с ходу, чего не хватает. Вроде бы все и все делали правильно, но вот не идет. Это и есть та проблема, которую я затруднился сформулировать в стартовом абзаце. Просто не идет. Не везет. Фарта нет. Вы думаете, те футбольные люди, которые ссылаются на фарт или его отсутствие, всерьез верят в некую субстанцию везения, подразумевают под этим что-то конкретное? Нет. Это слово-заменитель для названия проблемы, у которой названия нет.
Потому, что до сих пор, например, невозможно понять, что два года назад помогло ныне счастливому и успешному Франку Райкарду сделать из «Барселоны» удивительно играющий коллектив. Потому, что в свой первый сезон он полгода не знал, что с командой делать, и играла она чудовищно. А заиграла настолько враз и необъяснимо, что казалось, будто ей просто сон хороший приснился.
ОТКРОВЕНИЕ КАНИСАРЕСА
Или «Валенсия». В субботу она победила дома «Сельту», хотя играла две трети матча слабо и уж точно хуже рационального соперника. Это объективно. С самого старта сезона «Валенсия» крайне медленно переходит что от обороны к атаке, что наоборот. А это ведь ключевое мерило класса, ключевое командное взаимодействие.
И так же было в названной игре. Но вдруг Вилья забил. Он, Вилья, этот гол вытруживал весь матч, но выражалось это в его личной нацеленности на ворота, агрессии. И все. А тут он забил, и «Валенсия» заиграла. Вдруг. Что, футболисты в этот момент нежданно прониклись, наконец, тем, что три месяца тренеру не удавалось до них донести? Вряд ли. Просто вот пошло. На настроении, на кураже. И в следующей игре, вполне возможно, «Валенсия» уже с первых минут предстанет боеспособной. А вполне возможно, что и нет.
Комментируя для одной из испанских телекомпаний проблемы мадридского «Реала», вратарь «Валенсии» Сантьяго Канисарес довольно долго рассуждал на самые разные темы. А когда его попросили назвать все-таки конкретную причину несчастий мадридцев, Канисарес помялся и сказал: «В футболе все так странно и неясно, что можно проработать много лет и так и не найти на это ответ».
Видите, и в испанском языке тоже нет подходящего слова.





