«Под угрозой физического воздействия…»

ДЕНЬГИ. Недавно футбольный клуб «Кубань» выплатил долги по зарплате полузащитнику Сергею Снытко. Вроде все в порядке. Однако обстоятельства этого дела, которое тянулось десять месяцев, заслуживают того, чтобы на них остановиться.

ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

ДЕНЬГИ. Недавно футбольный клуб «Кубань» выплатил долги по зарплате полузащитнику Сергею Снытко. Вроде все в порядке. Однако обстоятельства этого дела, которое тянулось десять месяцев, заслуживают того, чтобы на них остановиться.

НАСТОЯЩИЙ ЛИДЕР?

Предыстория «дела Сергея Снытко» такова. Украинский футболист (он родился в Керчи) с 1997 года выступал в чемпионате России сначала за «Шинник», затем за «Черноморец», пока после первого круга сезона-2003 не оказался в краснодарской «Кубани», борющейся за выход в премьер-лигу. К этому моменту Снытко уже не считался иностранцем – он получил российский паспорт как человек, проживавший когда-то на территории бывшего Советского союза. Для «Кубани» это было важно, потому что полузащитник не попадал теперь под лимит на легионеров (в первом дивизионе одновременно не больше трех на поле). «Снытко стал настоящим лидером», – говорил бывший генеральный директор клуба Александр Молдованов.

Вместе с краснодарской командой Снытко, которого в свое время привлекал в сборную Украины Валерий Лобановский, сначала вышел в премьер-лигу, где и выступал в сезоне-2004, а затем благополучно из нее вылетел.

В заявку на сезон-2005 он уже не попал, потому что руководство клуба неожиданно (?) обнаружило, что паспорт игрока, по выражению нового генерального директора «Кубани» Максима Ремчукова, «махровая липа». Ремчуков посчитал это достаточным основанием для того, чтобы с апреля 2005 года прекратить платить ему зарплату.

Оставшись без клуба, денег и надежд на продолжение карьеры в 2005 году, Снытко подал в ноябре жалобу в Палату по разрешению споров Комитета РФС по статусу игроков, а также обратился за помощью во Всеукраинский национальный профсоюз «Футболисты Украины», президентом которого является Олег Печерный. И началось…

ПРЕТЕНЗИЙ НЕТ…

Палата возвращалась к «делу Снытко» неоднократно. Стороны не раз просили время, чтобы урегулировать спор путем переговоров. Но, в конце концов, «Кубань» отказалась выплатить долг, утверждая, что игрок использовал при заключении контракта фальшивый паспорт. Странно, ведь руководство клуба, по его же утверждению, узнало об этом не вчера, а еще перед началом сезона-2005. Спрашивается: почему сразу не уволило футболиста? Не верило, что придется платить? Да и с паспортом не все так просто. По словам Печерного, миграционная служба РФ подтвердила подлинность документа.

Палата откладывала решение, говоря о необходимости получить дополнительную информацию. В то же время «Кубани» было запрещено до погашения долга приобретать футболистов. И это в разгар трансферной кампании! Наконец 24 июля 2006 года в Палату пришел факс, подписанный Снытко: «В связи с выплатой мне ФК «Кубань»-Краснодар задолженности по заработной плате в сумме 197 570 (сто девяносто семь тысяч пятьсот семьдесят) долларов США я снимаю все претензии к Клубу».

В тот же день Печерный послал в Палату по разрешению споров ФИФА, в РФС и Ремчукову официально уведомление, что профсоюз «Футболисты Украины» «отзывает заявление футболиста по указанному делу из Палаты разрешения споров ФИФА». И 24 июля генеральный директор «Кубани» обратился в Палату с просьбой снять запрет на регистрацию новых футболистов.

Палата могла бы спокойно положить документы по «делу Снытко» в стол, однако, было решено проверить, действительно ли клуб рассчитался с футболистом. Из Краснодара пришла копия расходно-кассового ордера №258 от 2 августа (расплатились вроде бы 24 июля) с указанием суммы (1 720 642 рубля – примерно 65 тысяч долларов) и подписью Снытко. Заявление самого игрока от 2 августа, что тот не имеет финансовых и каких-либо других претензий к ФК «Кубань»-Краснодар.

СЧАСТЛИВЫЙ КОНЕЦ?

Все чисто. Однако вслед, тоже 2 августа, Снытко написал другое заявление. Вот его текст: «Расходно-кассовый ордер №258 от 28 июля (на ордере, правда, стоит 2 августа) и заявление в Палату по разрешению споров от 2 августа 2006 года об отсутствии финансовых претензий были подписаны мной под угрозой физического воздействия со стороны неизвестных мне лиц, которые заявили, что являются представителями ФК «Кубань»-Краснодар».

На прямой вопрос, где деньги футболиста, члены Палаты получили на заседании неожиданный ответ от представителя «Кубани». Оказалось, что они отданы на ответственное хранение (!)… футбольному агенту Александру Осипову. Правда, не вся сумма, а всего 60 тысяч долларов. Комментарии, как говорится, излишни…

Палата в очередной раз отложила рассмотрение вопроса о снятии с «Кубани» запрета на регистрацию футболистов, потребовав предоставления дополнительных документов, подтверждающих погашение долга перед Снытко. Речь шла о переводе денег на личный счет футболиста. 9 августа «Кубань» перевела на кредитную карту Снытко 3 697 396 рублей (если вычесть налоги, как с иностранца, все вроде сходится).

Палата, как и ожидалось, сняла запрет, однако выразила свое особое мнение по поводу «незаконных действий» руководства ФК «Кубань» и «сомнительных методов», которые оно использовала при урегулировании конфликта со Снытко. О чем и сообщила в РФС. Реакции оттуда пока не последовало.

Всю эту историю со счастливым концом можно было бы представить как пример успешной борьбы футболиста за свои права, четкой работы Палаты по разрешению споров и растущего влияния профсоюзов. Но вопросы остаются.

Что это за «неизвестные люди», представляющие «Кубань», о которых говорилось в заявлении Снытко?

Как огромные деньги с такой легкостью кочуют по разным карманам? Почему украинский профсоюз, ничего не проверив, быстренько отозвал заявление Снытко (если оно вообще было) из Палаты по разрешению споров ФИФА? «Дело Снытко» – это частный случай или подобное существует и в других клубах?

Пока ответы на них не найдены, наш футбол трудно назвать цивилизованным.

Полную версию этого и других материалов читайте в «ССФ» № 34 (29 августа - 4 сентября 2006 года).