«Это ж надо, продуть такой шанс!»
После финального свистка главного тренера «Зенита» Лучано Спаллетти было не узнать. Обычно улыбчивый итальянец не был похож сам на себя. На лице – грусть, смешанная с искренним недоумением и капли дождя, очень похожие на слезы. Словно силился понять тренер, что же такое произошло с его командой?
Владислав БЕЛЯКОВ
из Санкт-Петербурга
А НА ЩЕКАХ ЛИШЬ КАПЛИ ДОЖДЯ
… После финального свистка Лучано встает со своего места, и ни с кем не разговаривая, идет к раздевалке. Похоже, от огорчения итальянец даже забыл об обязательном послематчевом флеш-интервью. Взгляд напряженно-мрачный, голова опущена. Впрочем, дойти Лучано удается лишь до центра поля. Там его останавливают и просят вернуться к кромке… Там итальянец встречается со Слуцким, обнимает Леонида Викторовича и поздравляет его с победой. Перед тем, как начать говорить «на камеру» обязательные слова, Спаллетти смахивает с обеих щек капли дождя, очень похожи на слезы. Вопрос о чемпионстве – первом в своей карьере – приходится отложить…
Из подтрибунного помещения Спаллетти выходил за несколько минут до стартового свистка. Предельно сосредоточен, он буквально излучает напряжение: не улыбается, не шутит ни с кем из своих помощников. Удивительно, но за всю свою карьеру Спаллетти еще ни разу не становился чемпионом. А тут все можно решить здесь и сейчас…
ПЕРВЫЙ ТАЙМ
«ЦСКА НЕ КУПИТ БЫСТРОВА»
Первый раз у бровки Лучано появляется на шестой минуте. Сбивают Кержакова, тот падает и держится за ногу. Вместе со Спаллетти со скамейки вскакивает и массажист Сергей Колесников. Сергей Анатольевич уже готов вместе с врачами рвануть на поле – оказать Саше помощь. К счастью, Кержаков поднимается на ноги самостоятельно, отмашка от Спаллетти: мол, все в порядке, и Колесников усаживается обратно. А вот итальянец на скамейку практически не садится. Вот Лучано кричит Анюкову, который у самой линии готовится навесить в штрафную. Вот, выскочив к самой линии поля, эмоционально показывает своим подопечным, пытающимся сдержать атаку ЦСКА: отбейтесь! А вот после навеса Лазовича11 бьет головой Кержаков – мимо. На сей раз даже дальше Спаллетти к бровке выскакивает… Крижанац, который начал матч в запасе. Хорватский защитник «Зенита» в сердцах кричит на родном языке что-то непереводимое.
А на 14-й минуте Вагнер заряжает в правую от Жевнова девятку. В порыве радости к бровке бросается вся скамейка ЦСКА: тренерский штаб армейцев обнимается и ликует. Спокоен только Слуцкий: руки в карманах, выражение лицо напряженное. Словно дает понять Леонид Викторович 1:0 – только полдела, дело еще впереди. На зенитовской скамейке – шок и молчание. Мрачно сплевывает себе под ноги все тот же Крижанац. Смотрит в пол Спаллетти…
Начинают свое шоу трибуны. Баннеров нет, фанаты проявляют вербальную выдумку.
- ЦСКА не купит Быстрова! – скандирует фан-сектор армейцев.
- Выпускай на поле Онопко! – отвечают «зенитчики».
Со стороны армейского сектора, которые не могут забыть Виктору его спартаковское прошлое, в адрес тренера несутся оскорбления…
Спаллетти снова выйдет к бровке лишь ближе к середине тайма. Долго ходит по технической зоне, потом останавливается, смотрит на поле, где его команда безуспешно пытается сравнять счет, и броуновское движение продолжается. Когда Сухина фиксирует офсайд у Лазовича, Лучано подбегает к бровке и пытается докричаться до арбитра. Безуспешно. Итальянец усаживается на скамейку. Вскоре после фатальной ошибки Жевнова Гонсалес счет удваивает.
Армейская скамейка вновь высыпает к кромке поля. Только теперь в общей радости участвует и Слуцкий. Спаллетти же долго кричит куда-то вдаль. Затем Лучано театральным жестом показывает свое удивление и саркастически хлопает руками. Интересно, кому адресована вся эта мизансцена? Может, вратарю Юрию Жевнову, который фактически привез этот гол? Дело было так: пытаясь быстро начать атаку, Юрий отдал пас в направлении двух игроков ЦСКА, Вагнер в отчаянном подкате мяч перехватил и отпасовал его Гонсалесу…
Слуцкий почти не встает со скамейки, только методично раскачивается взад-вперед. Коллеги, хорошо знающие манеру поведения Леонида Викторовича, свидетельствуют: «Волнуется». Чем ближе конец тайма, тем сильнее раскачивается Слуцкий. Леонида Викторовича прорывает лишь ближе к конца та йма, когда армейские защитники дают Кержакову пробить, а Акинфеев едва не роняет мяч.
- Что вы делаете? – в сердцах кричит Слуцкий, выскочив к бровке.
ВТОРОЙ ТАЙМ
СПАЛЛЕТТИ ВСЕ УЖЕ ЯСНО
… Когда на поле готовится выходить Розина, указания ему дает не соотечественник Спаллетти, а переводчик. Самого Лучано на скамейке еще нет. Команды уже вышли на поле, на своей скамейке начинает «раскачку» Слуцкий. Спаллетти появляется лишь в самый последний момент. Вместе со своим помощником Игорем Симутенковым итальянец вприпрыжку бежит через все поле, словно, школьник, опаздывающий на урок. Интересно, что так задержало тренеров в раздевалке? Готовили план, как забить ЦСКА необходимые для чемпионства два мяча?
Если действительно так, то план этот проваливается спустя семь минут после начала второй половины: Думбия делает счет разгромным. Лучано долго смотрит на поле, словно не в состоянии понять, что же такое происходит с его командой? Затем поворачивается к скамейке, что-то эмоционально говорит Симутенкову и всплескивает руками. Затем засовывает руки в карманы, и, вжав голову в плечи, усаживается на лавку. Видно, для него в этом матче все уже ясно...
А вот для Слуцкого, похоже, нет. Отпраздновав третий гол — Леонид Викторович выскочил к кромке поля, радостно потрясая кулаками — он возвращается на скамейку и … принимается раскачиваться взад-вперед еще сильнее, чем в первом тайме. 3:0, а такое ощущение, что чем больше забивает его команда, тем больше волнуется тренер.
… За пару минут до финального свистка меняют Хонду. Слуцкий хлопает японца по плечу, что-то говорит одному из своих помощников, усаживается на скамейку, и… «качели» опять продолжаются. Только трель Сухины заставляет его сбросить напряжение. Леонид Викторович радуется, как мальчишка.
Спаллетти же в последние минуты матча в задумчивости расхаживает по технической зоне. Итальянец не реагирует ни на очередной упущенный его подопечными момент, ни даже на гол Розины. Он просто стоит в технической зоне, скрестив руки на груди. Спустя секунды звучит финальный свисток, и Лучано начинает свой грустный поход к центру поля…
Трибуны, начавшие пустеть еще за пять минут до свистка, скорбно молчат. Ни свиста, ни проклятий. Только молчание.
- Это ж надо, продуть такой шанс! – чертыхаются коллеги в ложе прессы. Чувства поклонников «Зенита», думаю, можно описать теми же словами.





