Почему Одемвингие стал лучшим в Англии [ВИДЕО]
Русский нигериец (или нигерийский русский?!) – настоящая загадка для футбольных экспертов. Наши звезды (Аршавин, Жирков, Павлюченко…), уехав в Англию, блеснули лишь в отдельных матчах. А этот, не показав в России ничего особенного, в самом сильном чемпионате мира заиграл так, что дважды (в сентябре и апреле) (!) признавался лучшим игроком месяца.
Корреспондент «ССФ» отправился в гости к Питеру, чтобы найти разгадку.
РУССКО-АНГЛИЙСКИЙ СЛОВАРЬ
– О, вы к Питеру, вам на 16-й этаж, – объясняя, как пройти к лифту, вахтер апартаментов радуется так, словно из России приехали именно к нему. – Очень приятный и спокойный парень этот футболист.
Признаться, верится с натяжкой. В России Одемвингие заработал репутацию самонадеянного эгоиста, который любит красивую и шумную жизнь. Хотя личные встречи часто рушат стереотипы. Может, это как раз тот самый случай.
На 6-м этаже в лифт заходит пожилой англичанин. Как тут принято, здоровается, улыбается. Спрашиваю у него об Одемвингие. Старик удивлен, что соседствует с одним из лучших бомбардиров английского чемпионата. В очередной раз убеждаюсь, что в Европе никому ни до кого нет дела, здесь все зациклены на своих делах и заботах.
– Да не стоило разуваться, – встречает у порога своей квартиры улыбающийся Питер. – Здесь не принято снимать обувь в гостях. Хотя сам никак не отвыкну от русской привычки.
Но как не разуться, если нападающий «Вест Бромвича» ходит по дому босой. В квартире довольно просторно, даже, можно сказать, пусто. Минимум книг, картин и прочих безделушек. Выясняется, что Одемвингие скоро переедет в один из пригородов Бирмингема. Мало кто из футболистов «Вест Бромвича» живет в городе.
– Все стараются обосноваться поближе к базе, – объясняет бывший нападающий «Локо». – Таких пробок, как у нас, здесь нет, но в пригороде жизнь спокойнее.
Обращаю внимание на лежащий на столе русско-английский словарь.
– А сколько языков вы знаете, Питер?
– Русский, английский и французский. Но наш великий и могучий знаю лучше всех, на нем и думаю.
– Дик Адвокат, узнав, что я буду у вас, говорил, что вы знаете еще и голландский. Просил, кстати, передать привет.
– О, здорово, Дику тоже грутен ван мэй (так на голландском звучит «передавайте от меня привет». – Прим. ред.), мы с ним перебрасывались парой фраз на его родном. Последние годы до переезда в «Локо» я жил в Бельгии, даже когда играл во французском «Лилле». Там и выучил фразы на голландском.
ДРУГОЙ ЧЕМПИОНАТ. ДРУГОЙ ОДЕМВИНГИЕ?
Перехожу к главному: интересуюсь у форварда сборной Нигерии, почему он не смог показать в России того, что ему сейчас удается в Англии.
– В чем ваш секрет?
– Да нет никакого секрета, – пожимая плечами, улыбается футболист. – Каким был, таким и остался. Согласитесь, в 29 лет сложно в чем-то значительно прибавить в футбольном смысле.
– Ну так ведь только в сказках бывает, чтобы все в мгновение перевернулось и Золушка стала принцессой. Должны же быть какие-то причины?
– Причины есть, – Питер основательно задумывается и начинает размышлять.
ПРИЧИНА ПЕРВАЯ: ИНФРАСТРУКТУРА
– Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу сказать, что с огромной симпатией и любовью отношусь к России, которую, как и Нигерию, считаю своей родиной. Я поддерживаю с друзьями контакты, мне пишут письма русские поклонники футбола. Причем отовсюду – из Москвы, Челябинска… Я хочу, чтобы в России были приемлемые условия для футбола, и уверен, что со временем все наладится. Но если говорить о дне сегодняшнем, надо признать, что в России попросту нет условий для нормального чемпионата. Смотрел по ESPN обзор чемпионатов. Российский сильно выделяется в плохую сторону. Ладно, поля у нас никакие – с погодой ничего не сделаешь, но стадионы-то древнющие, качество телекартинки ужасное…
Для меня самую большую роль играет качество газона, а в Англии с этим полный порядок. Сейчас кто-то обязательно возразит: мол, о чем ты говоришь, Питер? Ты вырос в странах, где никогда не было хороших полей. Да, в России и Нигерии действительно газоны не лучшего качества, тем не менее на хорошем поле я совершенно другой футболист. Мяч движется быстрее, его проще принять, чтобы сделать следующее движение, много других нюансов. Считаю, во многом именно поэтому в Бельгии, Франции и Англии мне всегда удавалось показывать футбол высокого качества и много забивать, а в России лишь эпизодически. Поля – основная причина того, что мне не удалось по-настоящему раскрыться.
Без нормальной инфраструктуры не заманить болельщиков на трибуны, тяжелее пригласить сильного футболиста из Европы. При полных трибунах, на красавцах-стадионах футболисты ощущают себя иначе, показывают больше. Надеюсь, к ЧМ-2018 ситуация изменится. Буду искренне рад, все-таки российская лига с ее амбициями и возможностями заслуживает большего.
ПРИЧИНА ВТОРАЯ: АТМОСФЕРА
– Говорят, что профессиональный игрок должен приносить команде максимум, вне зависимости от обстоятельств. В этом что-то есть, но совершенно иные ощущения, когда играешь при переполненных трибунах, когда болельщики гонят тебя вперед, поют на протяжении всего матча и в целом очень позитивно настроены к своим игрокам. Любое усилие своего футболиста английские трибуны встречают аплодисментами. Это, конечно, не энергетический напиток, но, должен сказать, такая поддержка окрыляет не меньше. Мне даже в команде говорят, что я во время тренировок и я во время игр – два разных футболиста.
Например, перед матчем с «Астон Виллой» на меня нашло какое-то обезвоживание – ни слюны, ни сил. Мы еще пропустили в самом начале. Потом у нас удалили футболиста, но трибуны так заряжают, что бежишь через не могу, выкладываешься не на сто, а на двести процентов. В итоге мы в меньшинстве на последних минутах, когда уже все были реально физически измотаны, забили победный гол. Такая поддержка не может не заряжать.
ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ: «ЛОКОМОТИВ»
– Тот «Локомотив», за который я выступал, был не лучшим вариантом для нападающего, чтобы проявлять свои качества. Форварды очень зависимы от различных обстоятельств. Кто бы что ни говорил, но для российского топ-клуба ненормально, когда все держится на одном футболисте. Да, Алиев – отличный мастер, у него получаются превосходные стандарты, и с помощью них мы набирали по три очка. Но это нездоровая ситуация, согласитесь.
Можно было бы предъявить претензии и мне, но ведь в «Локо» я не был единственным игроком в передней линии, кто не отличался особой результативностью, так? Значит, причины в чем-то другом.
Критика, которая лилась на нас на протяжении последних сезонов, была неоправданной. Общественность и журналисты искали причины в каких-то неспортивных вещах, и это, на мой взгляд, большое заблуждение. Если бы у меня были проблемы с дисциплиной, как некоторые пытались преподнести, я бы не провел почти все игры в основном составе «Локомотива» при всех тренерах. Согласитесь, это говорит о моем отношении к делу.
Был ряд очевидных причин, которые мешали команде добиваться желаемого результата. Думаю, в игре «Локомотива» не хватало элементарной логики.
В «Локо» за все эти годы не было ни одного футболиста в линии обороны, кроме, пожалуй, Родолфо, способного сделать дальний точный пас. А это немаловажно.
Когда я играл в «Лилле», слева у нас действовал Баста, а справа – Кейта. Оба игрока обладают хорошей техникой и могут сделать отличную навесную передачу со своего фланга. В современном футболе крайние защитники должны подключаться к атаке, постоянно навешивать мячи на нападающих. А у нас слева всегда играл правша Янбаев. Если так происходит один год – от обстоятельств, – это еще терпимо, но если повторяется из года в год… Посмотрите на «Барсу» – лучшую команду планеты: левша Абидаль играет слева, а правша Дани Алвеш – справа. Это очень просто, зато насколько эффективно! Я не претендую на истину в последней инстанции, но это ведь элементарные вещи, правда?
Или взять линию атаки. У нас в команде были Траоре и Фалл, которые отлично играют головой. Но без подач ребятам невозможно забивать! Вы обратите внимание, что большинство голов в «Локо» забивали полузащитники и игроки обороны.
Добавьте сюда еще негатив в прессе, в клубе, другие проблемы, о которых я сказал выше. В футболе это все накладывается. И в такой обстановке я не всегда ощущал себя комфортно на поле.
ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ: АМПЛУА
– Обратите внимание, что в своем прежнем клубе я не всегда играл на позиции центрального нападающего, чаще действовал на фланге. В «Вест Бромвиче» меня попробовали слева на фланге, но тренер сразу понял, что это не моя позиция. То же самое было в «Лилле». Ни разу Клод Пюэль не ставил меня играть на фланг, так как понимал, где я могу принести максимальную пользу. В центре я чувствую себя гораздо комфортнее. Как результат, я регулярно забивал в «Лилле» и сейчас – за «Вест Бромвич». Хотя в «Локомотиве» мне тоже удавались неплохие игры, но в целом было сложнее реализовывать свой потенциал на чужой для меня позиции.
ПРИЧИНА ПЯТАЯ: ДОВЕРИЕ
– Рой Ходжсон в меня верит и постоянно показывает это всем своим видом. Так же было и при Роберто Ди Маттео. Хотя и в «Локомотиве» я при каждом тренере выходил в основе. Отыграл почти все игры. Только в последний мой год перед отъездом играл реже, так как стало ясно, что контракт продлевать не стану. Юрий Палыч однажды даже не включил меня в заявку на игру чемпионата. Видимо, тренер хотел меня разозлить, заставить о чем-то задуматься. Но о чем было думать? Повторюсь: я был не единственным, у кого не клеилась игра. К тому моменту я уже окончательно решил, что сменю клуб. В «Локомотиве» надеялись, что я проявлю себя на ЧМ в ЮАР и у них будет много предложений, но, к сожалению, не вышло. Несмотря на это, мы нашли общий язык с новым руководством.
Удалось быстро договориться и с «Вест Бромвичем». Я всегда мечтал играть в английской Премьер-лиге. Смешно было читать в российской прессе о том, что я якобы стал лучшим игроком в сентябре не из-за класса, а из-за того, что играл на эмоциях. Но то, что в апреле я стал лучшим второй раз за девять месяцев, о чем-то говорит. Еще ни один игрок «Вест Бромвича» не удостаивался этого приза дважды за сезон. И вообще, как мне сказали, я стал шестым футболистом в истории АПЛ, который два раза за один год становился лучшим игроком месяца. Но я отошел от основной темы.
С Роем мы постоянно в контакте. Тренер не устает повторять, что уверен во мне. Мне не хочется его подводить, и я каждый раз горю желанием поскорее выйти на поле, чтобы показать свой лучший футбол. Слова тренера могут воодушевить и зарядить дополнительным адреналином.
ПРИЧИНА ШЕСТАЯ: ЗАЕЗДЫ НА БАЗУ
– Как я рад, что здесь нет предыгровых заездов на базу! Здесь футболисты сами ответственны за себя. На поле игрок должен выглядеть заряженным, иначе фанаты просто не поймут и не примут. А вообще это здорово! В день игры я просыпаюсь в своей любимой кровати, к двенадцати еду на базу, там тренер объявляет состав команды, после чего мы на своих машинах добираемся до стадиона. Отыграем игру, получим удовольствие – и домой. Это большой плюс. А когда тебя закрывают, ни о чем, кроме футбола, думать не можешь, и игроки, особенно неопытные, могут банально перегореть.
«ОТ МАРША БЛАНТЕРА – МУРАШКИ»
– У кого-то может сложиться впечатление, что я хочу омрачить российский чемпионат. Это совсем не так. Вы спросили, почему я не заиграл в одной премьер-лиге, а смог это сделать в другой, я рассказал. Это мой личный взгляд на ситуацию. Более того, годы, проведенные в «Локо», у меня язык не повернется назвать потерянными. Я неплохо провел первые два года, было немало светлых моментов, а самое главное – я осуществил свою детскую мечту.
Я рос в России и с горящими глазами следил за «Спартаком», ЦСКА, «Динамо», «КАМАЗом», за чью ДЮСШ выступал. В детстве мне очень нравился Роберт Евдокимов из «КАМАЗа». Помню, как-то встретились с Евдокимовым, и он обратился ко мне по имени. Ко мне – по имени! Что у меня тогда творилось в душе! Вот это да, он меня знает! Раз обо мне говорят, значит, есть какой-то потенциал, решил я, и с еще большим энтузиазмом работал на тренировках. Моим любимым футболистом был Илья Цымбаларь. Я копировал многие его «фишки», ту же обводку слева. Во многом благодаря ему я хорошо владею левой ногой. Сейчас меня сложно чем-то впечатлить или удивить, а тогда все игроки казались какими-то неземными…
А мелодия, которая звучит перед играми Кубка и чемпионата России! Сердце всегда просилось окунуться в эту атмосферу. Когда я впервые вышел на поле, в стадионных колонках звучал марш Блантера, а диктор типичным советским голосом объявлял состав, по коже бежали мурашки! Никогда не забуду те мгновения. Я был безумно рад пожить в Москве, поближе узнал своих родственников и свою страну. Да и в футбольном плане в российском футболе можно чему-то научиться. У россиян есть искусство игры в пас, игра на удержание мяча. Сейчас весь этот опыт мне здесь, в Англии, помогает.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Питер ОДЕМВИНГИЕ
Родился 15 июля 1981 года.
Клуб: «Вест Бромвич» Англия.
Амплуа: нападающий.
Рост 182 см, вес 74 кг.
Карьера: выступал за нигерийский «Бендел Иншурэнс» (1999–2001), бельгийский «Ла-Лувьер» (2002–2005), французский «Лилль» (2005–2007), московский «Локомотив» (2007–2010), с 20 августа 2010 года в английском «Вест Бромвиче».
Достижения: футболист года в Нигерии (2009). Серебряный призер Олимпийских игр (2008), бронзовый призер Кубка африканских наций (2004, 2006, 2010).
Сборная: за сборную Нигерии с 2004 года сыграл 49 матчей, забил 9 мячей.
КСТАТИ
До Питера Одемвингие лишь 2 раза футболист с российским паспортом становился лучшим игроком месяца английской Премьер-лиги. Это Андрей Канчельскис (апрель-1996, «Эвертон») и Андрей Аршавин (апрель-2009, «Арсенал»).
ЧТО ОБЩЕГО У ДВУХ ПРЕМЬЕР-ЛИГ? Полная версия интервью - в еженедельнике "Советский спорт-Футбол"
"Очень скучаю по России". Интервью Питера Одемвингие - лучшего игрока АПЛ в апреле - видео смотрите здесь





