Вячеслав Колосков: Я никогда не лизал
Четверть века Вячеслав Иванович Колосков руководил отечественным футболом, являясь влиятельным чиновником в высшем руководстве международных футбольных ассоциаций (ФИФА и УЕФА). Накануне юбилея корреспондент ССФ попытался выяснить: за счет каких качеств сын простого водителя-фронтовика из рязанской деревни Ибердус вошел в элиту мирового футбола, сумел стать своим человеком для Зеппа Блаттера, Леннарта Юханссона, Франца Беккенбауэра. И почему сам Жоао Авеланж ласково называет Вячеслава Ивановича «доктор Колос».
текст Руслан Карманов
СЕМЬ ШАГОВ ОТ ЗАКАТА ДО РАССВЕТА
«Дом футбола» на Таганке. От нового кабинета Вячеслава Колоскова № 607 с табличкой «Советник» на двери до приемной нынешнего президента РФС (Российского футбольного союза) Сергея Фурсенко ровно семь шагов до угла, еще семь направо. Через семь дней основателю РФС стукнет 70, ровно неделю назад он въехал в новые апартаменты. Немудрено, что Колосков вернулся – ведь через семь лет в России впервые пройдет мундиаль. Вот эта крайняя «семерка» - самая козырная карта для Колоскова.
Она бьет все «публичные казни» из прошлого «российского футболиста №1», черную магию цифр неудач российской сборной (времен заката эры Колоскова), ну а код португальского позора - 1:7 почти затерт в нашей памяти пятилетней давностью. Сегодня для России невероятно важен авторитет и организационный опыт Вячеслава Колоскова, его деловые и дружеские связи с высшим руководством мирового футбола.
Внимание, спортивные руководители! Вячеслав Колосков - колоссальный эксперт в области человеческих коммуникаций накануне юбилея впервые согласился поделиться секретной информацией: о том, какие качества необходимы чиновнику, какие шаги нужно предпринимать для налаживания тесных контактов на самом высоком уровне.

РЕЦЕПТЫ КОЛОСКОВА
---Вячеслав Иванович, предлагаю составить памятку рецептов, как правильно выстраивать взаимоотношения и налаживать связи с руководителями мирового футбола.
- Универсальное число рецептов я не назову: пять их, или 25. Но давай попробуем на моем примере, - загораются потухшие, как показалось в начале беседы, голубые глаза Колоскова. – Рецепт первый: компетентность и везение на хороших учителей. Я пришел в большой спорт из института физкультуры, где учился после армии, закончил ГЦОЛИФК с красным диплом. Профессор Михаил Товаровский предложил мне остаться на кафедре преподавателем. Разглядел во мне тягу к науке и порекомендовал поступить в аспирантуру. Тренер хоккейного ЦСКА Анатолий Тарасов неоднократно просил Товаровского подыскать какого-нибудь молодого паренька, который бы занялся научными разработками в хоккее. Тарасов хотел понять природу функциональных спадов в игре хоккеистов. Три года я тесно работал у Тарасова с Чернышевым. Это общение двигало меня вперед, обогащало не только профессиональными знаниями, помогало правильно строить взаимоотношения с людьми. У Тарасова были жесткие требования, жесткая вертикаль власти. И между тем - честные и открытые взаимоотношения в самом коллективе.
Второй рецепт, он же мой важнейший жизненный постулат: честность, порядочность, уважительное отношение к людям. Главное предостережение сегодняшним руководителям: никогда не унижайте человеческого достоинства подчиненных. Ведь подчиненный не всегда может ответить и копит обиду.
Я многое взял полезного от председателя Госкомспорта СССР Сергея Павлова. Как только в его приемной появлялся тренер сборной СССР по любому виду спорта, он, тут же, прекращал совещание на 10-15 минут. Тренер просто так у председателя спорткомитета не появлялся – значит, у него есть какие-то проблемы. Павлов тут же решал проблему. Прерывались совещания, если приезжали в Москву не только представители республиканских спорткомитетов (Грузии, Казахстана, Молдавии, Украины и т.д.), но даже из областных. Когда я стал начальником, все подтвердят – поступал также, принимал людей безотлагательно.
С таким багажом знаний я и пришел в ФИФА. Ко мне приглядывались, и я присматривался.
---Чиновнику ФИФА необходимо великолепное знание английского?
--Английский язык у меня был и остается на бытовом уровне. Выступал я всегда с переводчиком. Главное – компетентность. Поскольку я прошел школу преподавателей, аспирантуру, школу руководства Павлова, сам играл в футбол – мне ее было не занимать. Если в финансовых или юридических вопросах я разбирался не очень, то, по организации футбольных турниров я выступал конкретно и очень предметно.
---С трибуны своим человеком в ФИФА не станешь.
---Согласен. Моя хитрость: на форумах международной организации я стал тратить на обеды и ужины все 160 франков положенных мне суточных. Можно было потратить 30% нормы суточных, а 70% отдать в кассу Госкомспорта. Наши представители до меня так и поступали, и не ходили на банкеты и приемы, ссылаясь на недомогания. Я для себя с первого дня решил, что не буду выделяться из общей массы чиновников ФИФА. Тратил все суточные, в Госкомспорте отчитывался по суточным за счет своей зарплаты. Вот вам еще один рецепт: чаще общайтесь с коллегами в неформальной обстановке. Это, я считаю, сыграло колоссальную роль.
Надо быть общительным, я по натуре человек веселый, а это большой плюс для налаживания связей на любом уровне.
Еще один рецепт. Соблюдай дресс-код. Сам я из простой рабочей семьи: мама - дворник, отец – водитель, первый костюм у меня появился в 27 лет. Во время международных командировок я внимательно следил и записывал, во что одеты коллеги: ага, темно- синий костюм и голубая рубашка, галстук такого фасона. Все для себя фиксировал. И старался одеться так, чтобы не выделяться из общей канвы. Короче,
Ну а когда президент ФИФА Жоао Авеланж взял меня молодого под свою опеку, ко мне стали относиться как к равному. Кстати, когда Авеланжу исполнилось 94 года, я лично приезжал его поздравить в Цюрих.
«Я НИКОГДА НЕ ЛИЗАЛ»
--Сколько получилось рецептов? – живо интересуется Колосков.
---Четыре. 1) компетентность и везение на хороших учителей; 2) честность, порядочность, уважительное отношение к людям; 3) частое общение с коллегами в неформальной обстановке; 4) соблюдение дресс-кода...
---Добавь сюда пятым пунктом - независимость точки зрения. У меня по жизни принцип – ни перед кем не заискивать. Думаю, тут «виноваты» отцовские гены, Иван Трофимович Колосков всю войну проехал водителем «зенитки», был контужен, отец учил меня быть несгибаемым. И я никогда не брал, и ни давал взяток. Понятно, что делали маленькие подарки членам исполкома ФИФА, но, не выходя за пределы законных 300 долларов, которые может стоить такой подарок. Наша победа в выборах на право проведения ЧМ-2018, – это не заигрывание и не подачки, а результат личных отношений с членами исполкома и умение убеждать.
--Вы не указали еще один известный всем рецепт успеха по налаживанию связей: лизать начальнику зад.
- Это не про меня. Лизать могут очень многие. Но выбирать приходится одного кандидата на проведение чемпионата мира. Знаешь, я 26 лет проработал в футболе и никогда не изменял себе. Белое всегда называл белым, черное – черным. Если что-то получалось хорошо, я говорил, что это хорошо, плохо, говорил - плохо. Никогда не юлил, не пытался подыгрывать и кому-либо угодить, какие бы факторы не пытались оказать влияние на развитие футбола.

«ВОДКУ-СЕЛЕДКУ С СОБОЙ НЕ ВОЗИЛ»
---В своей автобиографической книге « В игре и вне Игры» на каждой второй фотографии вы с всенепременной рюмкой в руках. Русская водка – тоже непременный рецепт установления международных связей самого высокого уровня?
-- Нет. В ФИФА практически никто не пил. Если только виски, грамм 50-70 за обедом или за ужином. Вот в УЕФА, времен президента Юханссона, была другая компания. Но бутылкой я никого не заманивал. К спиртному отношусь, как написал на винном роге Расул Гамзатов:
Пить можно всем.
Необходимо только
Знать: где и с кем,
За что, когда и сколько.
Водку-селедку я с собой в ФИФА не возил. Располагать к себе водкой, икрой и матрешками – вчерашний день. Там это абсолютно не помогает. Когда члены исполкома приезжали в Россию - были хорошие банкеты, но не без цели кого-то споить. Так результата в переговорах не добьешься. Мы добивались своих целей другими путями. Например, устраивали красивые приемы, возили гостей в Сергиев посад, в хорошие загородные особняки. Как-то в Храме Христа Спасителя настоятель прием назначил инспекторам УЕФА. Мы использовали такие подходы к установлению контактов.
ПОДХОДЫ «ДОКТОРА КОЛОСА»:
К АВЕЛАНЖУ (президент ФИФА, 1974-1998)
--Как вам удалось найти подход к Жоао Авеланжу?
---Я пригласил Жоао на Байкал. Он приехал с женой, дочерью Лусией, позже к нам присоединился его зять Риккардо Тешейра – нынешний президент федерации футбола Бразилии. Ночевали в кемпинге, парились в бане, где воздух раскалялся до 120 градусов. Потом Авеланж нырял в Байкал (температура воды +14) и блаженствовал, сам он ватерполист, до 90 лет каждый день проплывал не меньше километра. Местные власти выделили нам прогулочный корабль, а на деле – рыбацкий сейнер, без удобств, а еще подул багрузин, дождь пошел - дамы затосковали и наотрез отказались ночевать в брезентовой палатке под солдатскими одеялами. Гостей спасала «кашпировка» (смеь водки, толченого льда и лимона) - фирменный напиток жены Авеланжа. После бессонной ночи мы добрались, наконец, до дачи первого секретаря иркутского обкома КПСС. После той поездки Авеланж при виде меня всегда расплывался в улыбке: ага, покоритель Байкала коварный доктор Колос… Позднее Авеланж несколько раз приглашал меня на свою дачу в Бразилии.
К ЮХАНССОНУ (президент УЕФА, 1990 - 2007)…
---Швед Леннарт Юхансон – мощный, здоровенный, весь в отца – а тот него – лесоруб. Мы по характеру с ним похожи - оба открытые, зла не таим. Леннарт любит жизнь, любил и выпить как настоящий мужик. Он «проверял» меня на стойкость и лояльность, болтлив я или нет, насколько я адаптирован к тяжелой работе. Заседания шли три дня – после ужина Леннарт: Слава, сейчас идем ко мне.
Идем – и… квасим там виски до четырех утра с его ближайшими соратниками. Три бутылки за ночь. А в девять утра новое заседание. Так продолжалось год, а потом я решил: здоровье дороже, и стал после ужина уходить к себе.
Леннарт мне: куда же ты, Док? А я ему: мне хватит. Доказывать мне больше ничего не надо было. Только благодаря дружбе с Юханссоном мы получили финал Лиги чемпионов в 2008 году. А гарантом финала выступил Юрий Лужков, тогдашний мэр Москвы.
К БЛАТТЕРУ (президент ФИФА, с 1998-)…
---С Блаттером мы сразу подружились. Он постарше меня всего на 6 лет. Он был техническим директором в ФИФА, ну и я из науки пришел в спорт. Предмет наших дискуссий с Блаттером - методики тренировок, технологии современного футбола. Мы стали играть в теннис, в футбол вместе гоняли в одной команде. И так пошло - семьями задружились. У него, правда, было несколько гражданских браков... Но неважно… Когда в 1998 году Юханссон пошел на выборы президента ФИФА – я открыто поддержал Блаттера, и многое сделал, чтобы он победил. Потому что понимал, в то время за Юхансоном стояли деструктивные силы, которые хотели разрушить целостность ФИФА, раздербанить ее по конфедерациям. Юханссон об этом знал и какое-то время на меня обжался, а потом снова все стало нормально. Он понял, что в то время я был прав.
К ПЛАТИНИ (президент УЕФА с 2007 года) …
--С Мишелем Платини у меня отношения не складывались. Когда он шел на выборы президента УЕФА, я голосовал за Юханссона. У меня была большая статья по этому поводу: «Мы будем выбирать не между молодостью и опытом, а между стабильностью и непредсказуемостью». Платини на меня обижался и черное дело свое сделал: по его указанию Москва не рекомендовала меня с состав исполкома УЕФА. Но Бог с ним. Мы с Платини уважительно общаемся. Сегодня я могу сказать, что ошибался в нем. Он, несмотря на то, что шел на выборы как выдающийся футболист, вырос в прекрасного руководителя. Помогло ему, конечно, его окружение. Но он очень быстро учится. Да, Платини не такой коммуникабельный как Юханссон. Правда, у него есть несколько любимчиков в исполкоме УЕФА. С остальными он держится подчеркнуто нейтрально. Я убежден, что через 4 года он будет баллотироваться на пост президента ФИФА.
- Значит, придется искать особый подход к Платини…
- Не надо ничего искать! Я его вот видел два раза на конгрессе ФИФА и на конгрессе УЕФА. У меня нет никакой потребности в дополнительных контактах. Тем более, он объяснился: ты не поддержал меня в 2007 году во время выборов, а я не поддержал твою кандидатуру в исполком УЕФА. Сказал и сказал. Я пожал ему руку. Разошлись. Сейчас мы встречаемся - обнимемся, но не более того. Никакой необходимости устанавливать с ним плотные контакты я не вижу.
К ФРАНЦУ БЕККЕНБАУЭРУ (бывший член исполкома ФИФА)…
--Мы познакомились с Францем ближе, когда он стал членом исполкома ФИФА. Он меня зовет «Докторе». «Докторе, привет!». В 2009 году он ушел из ФИФА - не видел себя руководителем. Он решил, что надо остаток жизни посвятить самому себе и семье. Потому что ФИФА – это колоссальная работа. У меня было в году по 120 дней командировки. Надо отдать ему должное Беккенбауэр поддержал нашу заявку на проведение ЧМ-2018.
ЮБИЛЕЙНАЯ АНКЕТА
---Вячеслав Иванович, как планируете отметить юбилей?
- 15-го июня в кругу семьи, а на 18-го будет банкет для друзей. Пригласил около 100 человек.
- Кого-нибудь из бывших и нынешних руководителей мирового футбола пригласите на юбилейный банкет?
- Юбилей - праздник для самых близких друзей. С кем ты прожил большую часть жизни: для школьных друзей, институтских, армейских… А вообще близких друзей у меня человек 10-12. Тех, кого каждый день хочешь видеть. Эта обойма закрылась для меня лет 10 назад.
- Ваше любимое место на земле?
--Деревня Ибердус в Рязанской области – родина моих предков. Я хотел восстановить дом отца, но он развалился. 15 лет назад построил там пятистенную избу, участок - шесть соток. Каждый август я в Ибердусе. Это мое самое святое место.
---Как сохраняете физическую форму?
- Перенес несколько непростых операций. Перестал играть в футбол и в теннис. Перестал кататься на коньках. Только ежедневные прогулки и гимнастика. Прогулки минимум три километра в будний день и шесть-восемь км – в выходной по Ватутинкам вместе с самым преданным другом – немецкой овчаркой Торнадо. Ей 13 лет. Она первая моя собака.
ДОСЬЕ «СВЯЗИСТА» КОЛОСКОВА
В 1980—1984 годах - вице-президент ФИФА, с 1982 года работал в комитете ФИФА по безопасности и честной игре. Пять Олимпиад подряд был председателем комитета ФИФА по проведению олимпийских турниров 1984, 1988, 1992, 1996 и 2000 годов. В 1986 году курировал (в ФИФА) развитие женского футбола, входил в организационный комитет всех чемпионатов мира.
1 июля 2000 года был вновь избран в состав исполкома ФИФА (был членом исполкома до марта 2009). Заслуги Колоскова отмечены орденом ФИФА. Кроме того, Колосков был членом исполкома УЕФА, много лет отвечал за проведение Кубка УЕФА как президент клубного комитета, возглавлял комитет УЕФА по честной игре и с 2000 года представлял исполком в комитете по развитию футбола в отдельных регионах.
О ТЕКУЩЕМ МОМЕНТЕ
ПЯТИЛЕТКА В ИЗОЛЯЦИИ
- Чем занимались последние пять лет, Вячеслав Иванович?
--В период правления в РФС Виталия Мутко я находился в изоляции от российского футбола. Он считал, что сам во всем разбирается и мои советы ему не нужны. Это нормально. Каждый руководитель сам определяет, какие консультации ему необходимы. У Сергея Фурсенко несколько иной подход к опыту предыдущих поколений. В течение пяти лет я как член двух комитетов ФИФА и двух комитетов УЕФА большую часть времени проводил в командировках. Вел работу по организации в России финала Лиги чемпионов в 2008 году. Потом решал вопросы по выборам на право проведения чемпионата мира-2018.
--А на что жили пять лет в изоляции?
---На полставки советника президента ОКР. Начну работать в РФС - будем говорить о зарплате. Но, возможно, это будет не зарплата, а пенсионное обеспечение, которое мне полагалось по решению Конференции РФС как почетному президенту этой организации. Шесть лет назад решение было принято, потом заблокировано Мутко, но, полагаю, что мы к нему вернемся.
- Победа сборной России на чемпионате мира в 2018 году, не слишком ли завышенная цель? …
- Такую задачу можно ставить. Сегодня у нас есть Академия футбола в Тольятти. Прекрасно работают школы практически во всех клубах премьер-лиги. Особенно московская школа, в Питере здорово работают ребята. Появляются интернаты футбольные, возвращаемся к футбольным спецклассам. Материальная база значительно улучшилась за последнее время. Строятся поля. Есть поддержка футбола со стороны первых лиц государства. Все предпосылки для успешного выступления на домашнем чемпионате у нас есть. Одна из моих задач – помочь в составлении программы подготовки сборной России к 2018 году.





