Евгений Ловчев: Месси бы не удержал. А вот с Роналду справился бы

25 вопросов Евгению Ловчеву, которые бы заставили его задуматься не о делах одного лишь сегодняшнего дня.

Сегодня обозревателю «Советского спорта» -- 65 лет! Ловчев известный рассказчик, признанный и самый цитируемый эксперт страны. Но в день юбилея мы постарались задать легенде 25 вопросов, которые бы заставили его задуматься не о делах одного лишь сегодняшнего дня.

-- Какой поступок в жизни вы еще не совершили?

-- Это даже не поступок… Как бы я не харахорился тем, что в мини все выиграл, как бы не говорил о том, что ушел из футбола по той причине, что сильно его люблю, но я чувствовал в себе силы и возможности стать хорошим тренером большого футбола.

-- Как много людей вас предали?

-- Не так много. Я вообще-то сейчас не впускаю в душу посторонних людей. Знаю одно – половина меня очень любит, а половина, мягко говоря, не очень. Но это нормально. Когда-то Сергей Сергеевич Сальников сказал одну фразу: пусть ругают, хвалят, но лишь бы не забывали.

-- Сколько книг вы прочитали за свою жизнь?

-- Не могу сказать точно. Но буду откровенен – давно не читал. Последнее из прочитанного -- «Муки и радости» Стоуна. Книга о скульпторе. Она заставила меня размышлять, думать, делать выводы. Там главная мысль, исходя из жизни скульптора –после сил разрушения идут силы созидания. И наоборот.

-- О чем вы думаете, глядя на себя со стороны в телевизоре?

-- Слушай, ты достал уже всех своими поисками правды! Успокойся уже, ничего не изменить! Но все равно есть внутренний огонек, который дает надежду.

-- С какой суммой денег в кармане вы чувствуете себя комфортно?

-- Никогда не бедствовал. Тысяч 20-25 мне требуются.

-- Ваша самая большая победа в жизни?

-- Это мои дети. Два сына и дочь. Горжусь сыном Женькой, уважаю Катерину, она сейчас в очередной раз меняет место работы, потому не может видеть вранья и воровства. А в младшем сыне мне нравится то, что хорошо знает языки. То, в чем я никогда не был силен.

-- Что дал вам футбол?

-- Общение и возможность посмотреть мир. Плюс раскрепощенность и самоуважение.

-- Кто самый великий футболист, против которого вы играли?

-- Амансио из «Реала» 60-х годов. Жаирзиньо. Кройф. А за ветеранов играл против Платини.

-- Кто главный подлец мирового футбола?

-- Примером подлости для меня был Билич, когда на ЧМ-98 из-за него удалили Блана. Потом я даже теорию вывел. Вот такие поступки всегда аукаются. И в «Локо» он получит ответку. Поделом.

-- Кто в российском футболе похож на того Ловчева-футболиста?

-- Я без ложной скромности скажу, что знаю себе цену. Во-первых, у меня был характер. Неуступчивый, злой, скоростной. Из нынешних ребят разве что Янбаев мог в скорости посоревноваться.

-- Чего в своей жизни вы не сделали и о чем жалеете?

-- Можно сказать, так и не создал семью. С возрастом это особо чувствуешь. Есть дети, да, но вот семью на всю оставшуюся жизнь не создал. С третьей женой общаюсь регулярно, у нас сын подрастает. Со второй никак не общаемся. Брак стал ошибкой, он был полугодовой. Ничего о ней не знаю. Было так - я разошелся с первой женой, и когда один, то все равно приглядываешься… А на безрыбье, и рак рыба, пусть и грубо звучит. По жизни одному идти плохо. Познакомился, стали жить, а потом -- свадьба. Она была церковная, потом пришлось просить разрешение на развод.

А с первой… Я не общаюсь регулярно, но отношусь к Татьяне с уважением. Первая любовь, мать моих старших детей. Татьяне, кстати, 28-го января исполнилось 65 лет. Я позвонил, поздравил. Голос у нее был радостный.

-- Если бы вы не занимались футболом, чем бы вы зарабатывали на жизнь?

-- Я закончил ПТУ в Химках и пошел работать на завод по специальности слесарь –сборщик четвертого разряда. Завод был номерной, то есть закрытый. Мы делали детали для космической промышленности. Ну, как я делал… Верстаки подметал. И завод, знаете, это школа. Когда из Алабышева ехал на работу до Химок, а потом шел до проходной, потом работал до пяти вечера и после этого совершал путь обратно… Ну, это заставляло прогрессировать, использовать все шансы на футбольном поле. Я понимал, что если не буду прогрессировать, в ближайшие 25 лет мне предстоит подметать эти верстаки.

-- Вы трижды женаты. Дайте совет – чего ни в коем случае нельзя говорить женщине?

-- Никогда нельзя сознаваться, что был с другой женщиной. Потому что потом уже не жизнь.

-- Без чего каждодневно вы сейчас не можете обойтись?

-- Без телевизора и без спортивных программ, без газеты «Советский спорт».

-- Как вам удалось всю жизнь не пить и не курить?

-- Как-как… Рот заклеивал и нос. А если серьезно, просто не тянет. Каждый раз у меня были такие примеры, от которых мало не покажется. Вот и сейчас у меня 15 дней пьет работник на даче, и я сам кормлю пса, убираю снег, топлю дом… И много еще чем занимаюсь. Понимаете, я футболист, за которого всегда все решали: что есть, куда ехать, давали форму, кормили-поили. А что касается курева, то у меня осталась детская мысль, что спортсмены не пьют и не курят. И только тогда они -- спортсмены.

-- На чем в жизни вы финансово прогорели?

-- В 2008-м, за неделю до того, как стал падать доллар, вложил деньги в банк на депозит. Причем вложил в банк своего приятеля, который знал уже ситуацию и все равно деньги взял. Но говорят, не имей сто рублей, а имей сто друзей. Мне помог Сергей Козлов, президент «Дины», известный банкир. Он вытащил мои деньги, но без процентов. Сейчас занимаюсь бизнесом, у меня строительный рынок, и надеюсь, что эта история будет более успешной.

-- Представьте, что у вас есть право на один звонок в прошлое – чей бы номер набрали?

-- Старостина, Николая Петровича. И спросил бы о том, как сохранить мудрость при той жизни, которую он провел. Один пример приведу, когда я понял, что человек мудр. Это то ли конец 80-х, то ли начало 90-х. Ельцин подписал указ о запрете КПСС. Мы все были партийные, были прикреплены к футбольному клубу «Спартак». И вот запретили партию. Мы собрались, и стали говорить, что давайте выходить, не будем платить взносы, кормить дармоедов. Старостин встал и говорит: знаете, думаю, надо на пару недель приостановить действие ячейки, осмотреться. И я только потом понял – он ведь столько революций видел!» Он живет десятилетиями!

-- По чему из своего футбольного прошлого вы сейчас скучаете?

-- По зеленой травке. По тренировкам, по каждодневному ритму. По самому футболу. Я давно не играю из-за операции на сердце. Мне снятся футбольные сны. По сборам скучаю.

-- Что бы вам сказала мать, узнай она, какой жизненный путь вы прошли?

-- Мама была труженицей. Она одна тянула семью, ей футбол казался баловством. Мама с утра до вечера работала, чтобы накормить нас, троих детей. Она пошла работать в воинскую часть, трудилась на кухне, а домой приносила объедки, которые не съели солдаты. Котлеты, еще что-то, макароны по-флотски. И вкуснее ничего не было! Вы знаете, память о матери у меня в одной фразе. Когда умер Брежнев, и я приехал в Подмосковье, домой, смотрю – она плачет. Спрашиваю, что такое. И вдруг мама говорит – сынок, мы при нем все годы жили, ни с кем не воевали. Вот мама именно в этом – как человек, который пережил войну. Она мне дала самое главное – когда старшего брата и сестру заставляла картошку копать или окучивать, мне она разрешала ехать в Москву и играть в футбол.

-- Какой из своих матчей вы считаете лучшим?

-- Ответный матч с «Атлетико» в 1972-м году, 8 ноября на «Динамо». «Спартак» там, в гостях, победил, и нам казалось, что дома, по снегу, мы их возьмем. Но проигрывали 0:2,и ближе к концу после моего сольного прохода Гиля Хусаинов забил. А вскоре журналисты признали меня лучшим футболистом страны.

-- Кого вы можете назвать своим вторым отцом?

-- Я не знал родного отца. Его, как мне говорили, когда я родился, посадили. Это послевоенное время, он работал завскладом и что-то то ли украл, то ли у него украли. Его посадили. И потом у меня был отчим, с семилетнего возраста. Мы звали его Дядя Ваня, тихий спокойный и работящий мужик.

Потом уже мне муж сестры рассказывал, что когда-то в Свердловской области он якобы увиделся с моим отцом, они вместе смотрели один из матчей сборной. Но он не стремился к общению, я тоже.

А вторым отцом считал бы Никиту Павловича Симоняна. Он дал мне путевку в футбол. Он ко мне всегда относился по-отечески.

-- Какого форварда современности защитник Ловчев в лучшие годы не сдержал бы?

-- Месси. С Роналду мне было бы проще – там в основном скорость. А она у меня неплохая была. А с Месси из-за его дриблинга и партнеров было бы трудновато.

-- Какого тренера советской эпохи вам напоминает Капелло?

-- Пожалуй, Бескова. Дисциплина, дисциплина и дисциплина. Шаг влево, вправо – расстрел. И даже при удачном результате всегда недовольство. Это я видел у Капелло в Баку, когда вышли на ЧМ с первого места, а он пришел и напихал команде.

-- Какая фраза современных футболистов вас просто бесит?

-- Фраза, которую говорят игроки сборной журналистам: вы определитесь, что вам надо, игра красивая или результат. Это для меня просто нонсенс.

-- Самый счастливый день вашей жизни?

-- Наверное, 8 мая 2001-го года, когда мини-футбольный «Спартак» выиграл золото, сдвинув с пьедестала «Дину», бессменного чемпиона.


Евгений Ловчев: Возраста не чувствую!

Новости. Футбол

Кристал Пэлэс - Фулхэм

Сегодня в 17:30

Кристал Пэлэс
Фулхэм

Ставка: Фулхэм, Победа

Команда Фулхэм выиграла 12 из 15 последних игр дома по угловым

Сделать ставку 2.39

Реклама 18+