МВД объяснил уход полиции со стадионов и перекладывание ответственности за порядок на матчах на клубы

18 октября «Советский спорт» написал заметку о массовых драках на матчах «Факел» (Воронеж) - «Динамо» (Москва) и «Торпедо» (Владимир) - «Текстильщик» (Иваново). Одна из причин случившегося, как оказалось, в том, что с осени 2016 года взаимодействие между полицией и клубами в организации порядка на спортивных мероприятиях претерпело изменения.
24 октября 2016 14:52
автор: Артем Терентьев

18 октября «Советскийспорт» написал заметку о массовых драках на матчах «Факел» (Воронеж) - «Динамо»(Москва) и «Торпедо» (Владимир) - «Текстильщик» (Иваново). Одна из причин случившегося,как оказалось, в том, что с осени 2016 года взаимодействие между полицией иклубами в организации порядка на спортивных мероприятиях претерпело изменения.

- В 20-х числах сентября главное управление МВД адресовалосвоим региональным управлениям указание, согласно которому некоторые функции поорганизации спортивных мероприятий перераспределялись на клубы как наорганизаторов мероприятий, - говорит президент ПФЛ Андрей Соколов. - Причемсделано это было, по сути, без уведомления РФС, лиг и самих клубов. То есть 24-гочисла клубы уведомили, что с 25-го числа правила игры меняются. А 25-го насждали очередные матчи тура. И, что важно, часть функций, переложенная на клубы,не может выполняться без участия полиции. Например, осмотр болельщиков привходе на стадион. Стюарды согласно законодательству не имеют право осуществлятьдосмотр самостоятельно – только в присутствии полиции. А полиция в своихписьмах от этого отказывается.

Или другой пример: задержание провинившихся болельщиков, -продолжает Соколов. – Стюарды этого делать не могут. Ни физически, ни позакону. Это имеет право делать только полиция. И вполне возможно, что события15 и 16 октября в Воронеже и Владимире соответственно - это последствия такогорешения МВД. Потому что прежде, чем изменить подход в организации матчей,соревнований, нужно подготовиться к новым реалиям, дать время клубамподготовить тех же стюардов.

Мы держим связь с клубами, - объясняет Соколов. - И в курсепроисходящего. Проблемы есть. В данной ситуации мы рекомендуем клубам всоответствии с законодательством РФ официально обращаться в органы внутреннихдел для того, чтобы те оказывали содействие в организации и обеспечения порядкапри проведении матчей.

«Советский спорт» направил запрос в пресс-службу МВД с цельюпрояснить ситуацию, потому что она выглядит неоднозначно. По новым нормативам полиция может даже не присутствовать в чаше стадиона, не организовывать досмотр, а вмешиваться в конфликтные ситуации уже после их возникновения. Как было, например, в Воронеже и Владимире, где случились массовые драки. Полиция появилась только тогда, когда болельщики прорвали кордоны из стюардов и устроили массовые драки. Превентивные меры в данном случае были возложены только на стюардов.

«С момента поправки в законе прошло уже больше двух лет»

Ниже приводим ответ пресс-службы МВД:

«По существу заданного Вами вопроса, сообщаем, что с 2014года действуют поправки, внесенные в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года№329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», в соответствиис которыми ответственность за обеспечение безопасности при проведенииспортивных мероприятий возложена на их организаторов и собственников (пользователей)объектов спорта.

Несмотря на то, что с момента внесения поправок прошло болеедвух лет, необходимые механизмы для реализации данной обязанности в полной мерене выработаны.

Введенные нормы административного права, предусматривающиезапрет на посещение спортивных мероприятий правонарушителями, списки которыхпубликуются на сайте МВД России, не работают. Система идентификацииболельщиков, призванная не допустить хулиганов на стадионы, не внедрена.

Организаторы и собственники объектов спорта незаинтересованы в финансовых расходах, связанных с оборудованием стадионовтехническими средствами, необходимыми для обеспечения безопасности. Большинствоспортивных сооружений не соответствуют современным стандартам безопасности.

Основным исполнительным механизмом по реализации обязанностейорганизаторов спортивных мероприятий и собственников стадионов призван статьинститут контролеров-распорядителей. Но, несмотря на изменения взаконодательстве, программа подготовки контролеров-распорядителей разработанаРФС только в марте текущего года. Причем на протяжении последних лет МВД Россиизаявляло о необходимости ее разработки и являлось инициатором этойдеятельности.

В настоящее время на территории Российской Федерацииподготовлено всего 1220 контролеров-распорядителей, отвечающих требованиямзаконодательства, хотя в ФК «Оренбург», «Зенит», московский «Спартак» и«Локомотив» довольно успешно справляются с задачами в этой сфере. Не труднопонять, что такой численности для проведения спортивных мероприятий недостаточно.

Особую актуальность эти вопросы приобретают в периодподготовки к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года и Кубку конфедерацийFIFA 2017 года.

Наряду с перечисленными субъектами организации спортивныхмероприятий, гарантами спокойствия на футбольных стадионах должны были статьобщественные объединения болельщиков, фан-клубы, пропагандирующиезаконопослушное поведение. Однако, эту нишу заняли лица далекие от указанныхцелей. «Всероссийское общество болельщиков», из состава которого, кстати, вышлипредставители «топовых» футбольных клубов, является наглядным примером этого.

Инциденты, произошедшие на футбольных матчах в Воронеже иВладимире, указали на просчеты и недостатки, существующие при организацииспортивных мероприятий. Причем, некоторые футбольные функционеры ответственностьза произошедшее возлагают на силы правопорядка, но никто из них не дал оценкидеятельности организаторов и собственников объектов, ответственных запроведение мероприятий, и не осудил действия хулиганов.

До недавнего времени органы внутренних дел РоссийскойФедерации привлекали значительные силы для обеспечения безопасности спортивныхмероприятий, особенно футбольных матчей Российской футбольной Премьер-Лиги,первенства Футбольной национальной лиги.

Систематическое отвлечение сотрудников полиции от выполнениянепосредственных служебных обязанностей по защите жизни, здоровья, прав исвобод граждан, противодействия преступности и охраны общественного порядканегативно отражалось на состоянии правопорядка на улицах городов и населенныхпунктов Российской Федерации».