Евгений Ловчев: Орал и орать буду на игроков- лентяев! Во время интервью в Сандунах Ловчев так распалялся, что соседи по скамейке притихали и прислушивались
ДАТА
Сегодня знаменитому спартаковцу 55! Дать интервью в бане Ловчев согласился сразу. Но поставил условие: говорить будем за жизнь, ни слова об очках и голах.
И в Сандунах Ловчев, еще толком не раздевшись, словно кипятком меня обдал:
— Вот ты думаешь, что такой честный, все правду-матку режу, а я ведь едва вором не стал. Когда первый раз оказался за границей, чуть не украл в супермаркете. Тогда заграница нас просвечивала. Сколько известных спортсменов попадалось на воровстве! Если бы не удержался, еще неизвестно, как жизнь бы сложилась…
А вообще знаешь, сколько раз за себя мне стыдно было?! Однажды понес деньги, чтоб игру купить. Я тогда после «Спартака» и «Динамо» в Куйбышеве в первой лиге карьеру завершал. «Крылышки» вылетали, и в Орджоникидзе надо было очко зацепить. Очень меня просили. Слава богу, не донес…
— Что остановило?
— Тот человек, которому деньги хотел отдать. Он сказал: замажешься – жалеть будешь. Я и так-то шел мучился, а тут как током шибануло: надо мне в 31 год себе изменять? По нынешним временам смешно звучит, но действительно стыдно мне стало. Ушел я.
— Друзей-то много нажили за свои 55?
— Близкие друзья? Да у меня нет таких. Может, вот Виталий Гринев, он сейчас администратором у нас в «Спартаке», он меня, можно сказать, в большой футбол привел. Да семья Матвеевых… Впрочем, из мира большого спорта есть один человек. В 1972-м стою на параде открытия Олимпиады в Мюнхене на жаре и вдруг вижу – мужик с нашего двора. Я его раньше часто в спортивном костюме видел. Ты, говорю, что тут делаешь? А он: «В водное поло играю». Оказалось, Саша Шидловский. Величайший игрок, а потом и тренер. Так и сдружились… А вообще приятелей много.
КАК ЛОВЧЕВ ПОМИРИЛСЯ С РОМАНЦЕВЫМ
— Евгений Серафимович, раз уж откровенно, как вы помирились с Романцевым? Спрашиваю, поскольку знаю, что вы много лет руки друг другу не подавали, а тут вдруг вся страна видела, как вы фотографировались вместе.
— Мы когда-то даже успели поиграть вместе в «Спартаке». Я был «королем», а Олег только приехал из Красноярска. Говорят, я его как-то обидел словом. Не помню, как именно, но он уехал из «Спартака» обратно в Красноярск. Зато прекрасно помню, что я звонил ему и говорил, чтобы не обижался на ерунду. А потом я разошелся со «Спартаком» из-за Бескова. Мне кажется, он всегда был динамовцем. Но не в этом дело… Когда Бескова Николай Петрович Старостин все-таки убрал из команды, в духе того времени были назначены выборы главного тренера. Кандидатов было трое: Романцев, Нетто и я. А накануне я узнал, что Старостин уже сделал выбор в пользу Олега. Они уже по Москве вместе ездили, представлялись в разных организациях. Да, если честно, Олег больше заслуживал быть в то время главным, он уже имел опыт работы в «Красной Пресне», орджоникидзевском «Спартаке». Но я хотел ясности и встретился с ним, но откровенного разговора не получилось. С тех пор мы больше десяти лет не общались. Почти не виделись. Летом вот, когда Романцева освободили из «Спартака», была у его окружения идея создать новый «Спартак», они меня позвали на совет. Можно сказать, мы тогда чуть не впервые встретились после 1989-го. Я тогда отвел Олега в сторонку и прямо ему сказал, что не надо ему этим заниматься. Поговорили нормально. Понял, мне кажется, он меня тогда.
А примирил нас недавно Рим Султанович Сулейманов – руководитель «Уренгойгазпрома». Он фанатично влюблен в «Спартак» и в Романцева. Олег для него икона. Но и я для него тоже – олицетворение «Спартака». Вот он и уговорил Романцева в конце августа сходить на финал Суперкубка по мини-футболу. А делить нам с Романцевым нечего. Да и что делить-то, за всеми дележками мы наш «Спартак» и проморгали… А тут мы еще взяли этот Суперкубок, я и потащил Олега сфотографироваться со своей командой. Но это совсем не значит, что мы стали друзьями. По-прежнему считаю, что он хотя и прославил команду в последнее время, но и развалил ее. А сейчас наши отношения наладились.
МОИ ИГРОКИ ЛЮБЯТ ДЕНЬГИ, А НЕ ФУТБОЛ
— Евгений Серафимович, во время матчей на вас смотреть боязно. Разве что Николай Карполь, наш знаменитый волейбольный тренер, во время игры еще более, мягко говоря, эмоционален.
— Тут мне извиняться не за что. Да, я стал злой, я оскорбляю футболистов. Я понимаю, что поступаю плохо. Потом извиняюсь. Но я же вижу, что мои игроки нечестные, они значительно меньше любят футбол, чем деньги. Все это меня злит. У меня все время идет сравнение с теми, с кем я играл: с Хусаиновым, Папаевым, Осяниным… Нынешние за копейку мать родную продадут.
— Не слишком ли жестко?
— Слишком мягко. С некоторыми из них я еще в «Минкасе» (предшественник нынешнего мини-футбольного «Спартака». – Авт.) был. Тогда в инкассации сменился хозяин и мы жили на гуманитарную помощь, получая раз в неделю муку, масло, крупу, сухое молоко. Мы играли, не роптали. А теперь все по-другому. Ужас! Мы одному квартиру за тысячу баксов в центре Москвы арендуем, так он сам же предложил подселить одноклубника, а потом нас попросил, чтоб за это ему еще и заплатили.
Наши контракты с футболистами имеют вторую сторону — мастерство футболистов. А у них отдача — ноль. Мне бы в мое время кто сказал, что я плохо играю, я бы: да я вам докажу! А эти… Честолюбия нет. Я в 81-м поехал тренировать Златоуст, чтобы сделать их чемпионами мира. Ни больше ни меньше! Да, обжегся, но я же хотел доказать. А эти думают только о кошельке. Мы тут одному хотим зарплату урезать, потому что отдачи от него мало, так он судами грозит, а тренироваться, выкладываться не хочет. Нет, орал на таких и орать буду!
ГЕРОЙ КНИГИ РЕКОРДОВ ГИННЕССА
— Мировой футбол знает футболиста Ловчева не только по выступлениям за сборную СССР (52 матча. – Авт.), но и как игрока, получившего первую желтую карточку в истории футбола. Влипли, можно сказать, в историю…
— Это сейчас легко смеяться, что таким образом я попал в Книгу рекордов Гиннесса. А в 1970-м в Мексике в матче открытия чемпионата мира с хозяевами было не до смеха. Тогда впервые ввели эти карточки, и в той игре немецкий судья Ченчер доставал их пять раз, а первая досталась мне. После этого за всю карьеру только еще раз мне ее показали. А ведь я играл защитником. Но тот случай меня по-своему, конечно, прославил. Когда в 1994-м я ездил в США тренировать детей, там кто-то нашел кассету чемпионата мира в Мексике. На ней среди блистательных финтов Пеле был и эпизод с моей карточкой. Для не особо разбирающихся в соккере американцев я встал в один ряд с великими. Меня так все уважительно и называли — «Еллоу карт».
— Не обидно ли, что вы прославились как игрок в большом футболе, а как тренеру вам достался мини?
— Сначала у меня душа не лежала к этому виду спорта. Из мини мне нравились только мини-юбки. Но сейчас уже прикипел.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Ловчев Евгений Серафимович. Родился 29.01.1949 в пос. Крюково Московской обл. Играл за «Спартак» – 1969-78, «Динамо» – 1979-80, «Крылья Советов» – 1980. В чемпионатах страны провел 236 матчей, забил 23 гола. Чемпион СССР-1969. Обладатель Кубка СССР-1971. Лучший футболист СССР 1972 года. В сборной СССР – 52 матча, 1 гол.