«Просил Ловчева вернуться в «Спартак». Не послушал…»
Один из ведущих арбитров ФИФА, лучшие годы карьеры которого пришлись на начало двухтысячных, Григорий Березкин - настоящий фанат футзала. Завершив работу арбитром по возрасту, он переместился... в фан-сектор. На минувшем футзальном Евро в Сербии Григорий был, пожалуй, самым заметным болельщиком сборной России и не раз попадал в кадр.
Березкин обязательно раскрашивает лицо в триколор, машет флагом и, конечно, привлекает внимание своей легендарной шляпой. Ее все желающие могут потрогать, изучить содержимое. На ней - десятки значков всех российских мини-футбольных клубов, в том числе раритетные, из девяностых, и портреты известных игроков.
Григорий зажигает, увлекает публику на трибунах. О судействе в футзале и новых веяниях в профессии как-то не пришло в голову поговорить, хотя Березкин - арбитр ФИФА.
- Прежде всего я болельщик футзала, - рассказал Березкин. - Потому что это лучшая игра в мире. Все в нее играют. Я всегда следую за нашей командой, на все турниры. Потому что парням нужна поддержка. Да, победить в Сербии не получилось. Потому что победил сильнейший. Но мы еще не раз поедем на Евро.
- Вы везде побывали с командой?
- Чемпионаты Европы не пропускаю. А когда мировые первенства проходят, то задумываешься о расходах. В Латинскую Америку, например, не ездил - дорого для меня. Было много интересных поездок в бытность действующим арбитром. Восемь лет в качестве арбитра ФИФА...
- Вы попали в кадр на этом Евро: неудачно упали с лестницы, как назло, сработали на камеру. Без последствий?
- Все нормально. Так оступиться - опасная штука, но обошлось. У меня были заняты руки - нес попкорн. А ступеньки на лестнице ну так неудачно сделаны - широкая, узкая, широкая, узкая... Чередуются, словом. И я отвлекся, оступился, полетел.
- Вы же были арбитром строгим, основательным... А теперь у вас - предпочтения какие-то, атрибутика.
- Я из России, болею за Россию и совмещаю это с отдыхом. Сюда приехали люди из разных клубов, организаций, просто болельщики, и мы все это время были вместе, в едином порыве. Что касается строгости, да, бывало, арбитром с площадки уважаемых тренеров удалял. Например, вашего коллегу Евгения Ловчева.
- Как же это произошло?
- Его «Спартак» проигрывал. Не шла игра. Ловчев начал со скамейки мне предъявлять претензии. Оскорблений не было. Но я слышал его слова - будто это я виноват, что у «Спартака» не получается. И то, что я не разбираюсь ни в чем. В общем, дал понять, что он в тренерстве лучше, чем я в судействе. Евгений Серафимович в таком ключе выступил раз, два, три... Тогда я решил ему карточку показать: подошел и показал желтую, чтобы было понятнее. Но он не понял. Удалил его тогда, попросил покинуть зал.
- Затаил обиду Ловчев?
- Считаю его своим другом. Общались не так давно, говорю ему: Серафимыч, возвращайся в наш мини-футбол, с тобой веселее. Тем более, «Спартак» возродился, сейчас по Высшей лиге играет. Но Серафимыч мне сказал. что нынешний «Спартак» - совсем другая структура, к прежней команде отношения не имеет. И вообще у Ловчева другие планы. Я бы очень хотел, чтобы он работал в мини-футболе, но ведь не слушает!
- У вас была неподражаемая манера судейства. Например, перед стартовым свистком вы отчаянно колотили ладонями по своему лицу. Вспомните: зачем?
- Ничего особенного. Дело в том, что по первому призванию я борец. Там есть такой прием - с ладонями. Позволяет и взбодриться, и разозлиться по-хорошему.
- Сколько значков с мини-футбольными эмблемами на вашей шапке! Коллекция!
- И значков редких! Даже «Роспан-Итера» имеется. Собираю значки с далеких лет, когда мини-футбол только зарождался, и с этой шапкой путешествую.