Спустились с голландских высот. Вчера сборная России вернулась из Роттердама с золотыми медалями
СОБЫТИЕ ДНЯ. СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА
ВСТРЕЧА В АЭРОПОРТУ
А знаете, они все в розовом. Розовые джинсы чемпионки мира Татьяны Набиевой. Ярко-розовые кеды ее подруги Ксении Афанасьевой. Розовые шарфы, сумки и даже шнурки. Женская сборная России по спортивной гимнастике основательно подготовилась к приему в аэропорту. «Чтобы заметили чемпионок издалека, кто их в лицо не знает», – шутят немногочисленные встречающие.
«РЫЖИЙ ЩЕНОК – ЧТОБЫ ТАНЯ НЕ ПЛАКАЛА»
– Нам тренеры заранее сказали, что в Москве будут встречать, – чуть покраснев, признается главная звезда чемпионата Алия Мустафина. – Но такого торжества я никак не ожидала. А вообще, хочу сказать спасибо всем, кто за нас болел.
– Когда три года назад я стала чемпионкой мира на брусьях, подобного шума и близко не было, – объясняет самая опытная в команде Ксения Семенова.
Какие же вы неизбалованные, девчонки, если три камеры и несколько пишущих корреспондентов кажутся вам грандиозной встречей...
Маленькая девочка в белом свитере ждала прилета гимнастической сборной больше часа. В одиночестве, в уголке, примостившись в неудобном кресле, так и сновала иголкой по канве – вверх-вниз, вверх-вниз....
– Я Неля Мустафина, сестра Алии, – представляется незнакомка. – Мне 14 лет, тоже занимаюсь гимнастикой. Правда, у другого тренера. На «Озеро Круглое» меня пока не звали. А наш папа Фархад – двукратный чемпион мира по борьбе.
– Звонила сестре в Роттердам?
– Конечно, после каждых соревнований! Голос у нее был счастливый, но и очень усталый тоже, – вдруг грустнеет Неля. – У Алии есть все, чтобы побеждать. Она сильная, смелая, упорная. Я как гимнастка больше люблю вольные, а у нее даже не знаю, какой снаряд любимый, – все получается!
– Ты готовишь ей подарок? – показываю на вышитую аккуратными крестиками мордочку забавного рыжего щенка.
– Нет, не ей, Тане Набиевой. Она так плакала после падений. Вот хочу ее порадовать – чтобы не грустила.
НА МУСТАФИНОЙ СТАВИЛИ КРЕСТ
Алия Мустафина, кажется, уже освоилась в новой звездной роли. За камерами и толпой корреспондентов Мустафину-старшую и не видно. Но она с полной серьезностью и отдачей – прямо как на помосте! – отвечает на все вопросы.
– Самое сложное на чемпионате?
– Продержаться до конца. После многоборья очень сильно устала.
– Чего сейчас больше всего хочется?
– Домой.
– Любимый предмет в школе?
– Математика. Помогает в гимнастике, когда нужно быстро подсчитать баллы.
– Перед тем как попасть к Александру Александрову, вы ушли от первого тренера и несколько месяцев не занимались гимнастикой. На вас поставили крест?
Алия задумывается, потом почти беззвучно кивает: «Да».
Сам Александров скромно стоит в сторонке. Главный творец российского гимнастического чуда, старший тренер, за два года после своего возвращения из США превративший середняка в лучшую команду в мире, не спешит принимать поздравления.
– Нам еще очень многое нужно сделать, – говорит тезка Пушкина Александр Сергеевич. – На следующий год в команду вольется юниорка Вика Комова, она нам сильно поможет. Соперники подпирают, нужно прогрессировать.
– Где вы нашли Алию Мустафину?
– Два года назад она рассталась с первым тренером Диной Камаловой, не поняли друг друга. Такое в гимнастике бывает. Сначала я взялся просто помочь Алие, потом стал тренировать постоянно. В этом году она работала так много, как никогда раньше. И вот вам результат!
«ВЕРНЕШЬСЯ В НЕХОРОШЕМ СОСТОЯНИИ – СМОТРИ!»
Ксения Афанасьева – маленькая девочка с грустными глазами. В этот вечер в аэропорту «Шереметьево» она улыбается так, что светится все вокруг. Ксюша увидела маму с бабушкой – редких гостей в ее взрослой гимнастической жизни.
– Мы вроде живем недалеко, в Туле, но дома Ксюша бывает два-три дня в году, – объясняет Ольга Владимировна, мама Афанасьевой. – Специально приехали в аэропорт, чтобы попросить тренера хоть на денек отпустить Ксюшу домой. Там младший братик подрастает, который за три года своей жизни сестру почти и не видел… Только по телевизору, когда показывают, на нее смотрит и говорит: «Я тоже буду гимнастом». Жаль, показывают у нас гимнастику нечасто…
– Многих слез стоило Ксюше это золото чемпионата мира?
– Вы даже не представляете! – вступает в разговор бабушка Валентина Евгеньевна. – Слез было море. Но всерьез бросить она хотела лишь однажды. В 10 лет, когда первый год жила самостоятельно на «Озере Круглом». Умоляла: «Бабушка, забери меня отсюда на две недели!» Я ответила: «Ну уж нет, Ксюш, если заберу – то насовсем». Тогда Ксюша подумала и сказала: «Тогда я остаюсь».
Строгого тренера Александрова, оказывается, тоже можно растрогать. Поддавшись атмосфере праздника, тренер отпускает домой Афанасьеву и ее землячку Семенову. Едет на неделю в родной Санкт-Петербург и повеселевшая после неожиданного подарка Татьяна Набиева.
– Таня, если вернешься в нехорошем состоянии – смотри! – грозит пальцем Александров. Набиева покорно кивает. Настоящим чемпионкам даже после исторической победы нельзя расслабляться.