Пушка Гончара бьет с Капитолийского холма

По ходу сезона корреспонденты «Советского спорта» общались практически со всеми нашими игроками лиги. Кто-то из энхаэловцев охотно давал интервью, другие отделывались стандартными фразами. Появилась идея составить пятерку самых открытых для прессы хоккеи
news

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ

По ходу сезона корреспонденты «Советского спорта» общались практически со всеми нашими игроками лиги. Кто-то из энхаэловцев охотно давал интервью, другие отделывались стандартными фразами. Появилась идея составить пятерку самых открытых для прессы хоккеистов. В нее, по общему мнению, вошли Александр Хаванов, Павел Буре, Алексей Морозов, Дмитрий Юшкевич и, конечно, Сергей Гончар.

За последние полгода мы сделали с защитником «Вашингтона» четыре интервью, и всякий раз Гончар терпеливо отвечал на вопросы, рассказывал много интересных подробностей и был очень дружелюбен к журналистам, а значит, и читателям. Договорившись с игроком о «горячей линии», наш корреспондент собрал многочисленные вопросы болельщиков и позвонил Гончару в Вашингтон.

РЕГУЛЯРНЫЙ ЧЕМПИОНАТ
вопросы болельщиков

ПЛЕЙ-ОФФ ИЛИ СБОРНАЯ

– Спрашивает Степан из Москвы: если «Вашингтон» в 1/8 финала плей-офф не пройдет «Тампу», вы приедете в сборную?

– Я уже разговаривал с тренером Александром Якушевым и дал предварительное согласие на ЧМ-2003. Но я очень надеюсь, что «Кэпы» дойдут минимум до второго раунда. У нас очень хорошая команда, способная даже замахнуться на Кубок Стэнли. Мы договорились, что сейчас я думаю только о плей-офф, а если случится осечка – поговорим о сборной.

– За счет чего «Кэпы» могут обыграть «Молнию»?

– У «Тампы» команда молодая, и наше главное преимущество – в опыте. Но загадывать сложно, потому что плей-офф – непредсказуемая лотерея. В этом сезоне мы встречались с «Тампой» пять раз и трижды победили, баланс очных встреч внушает оптимизм. Но ворота «Молнии» защищает Николай Хабибуллин, один из лучших голкиперов лиги. Это несколько осложняет нашу задачу.

– Виктор из Перми интересуется: вы обращаете внимание на слабые стороны вратарей?

– Подмечаю общие нюансы, но за чем-то конкретным не слежу. Да мне это и не нужно: я же все-таки защитник, а не нападающий. Однако есть общие правила, которые следует выполнять. Например, в момент броска надо ставить заслоны вратарю, чтобы он не видел шайбу.

– Правда ли, что в НХЛ идет настолько быстрая игра, что большинство бросков хоккеисты делают в створ ворот интуитивно?

– Это кого как в детстве воспитывали. Нас всегда учили, что при броске надо смотреть на ворота. Конечно, в лиге идет игра на сумасшедших скоростях, времени на подготовку броска крайне мало. Но в НХЛ выступают опытные мастера, которые умеют дорожить шайбой и видят, куда бьют. Например, вы можете представить, что тот же Милан Гейдук в этом сезоне случайно забил все 50 своих голов?!

СИЛОВИК ПО НЕВОЛЕ

– Вопрос Саши из Москвы: когда вы начали заниматься хоккеем?

– В 7 лет я поступил в спортивную школу. С 8 до 16 лет занимался в группе у Виктора Михайловича Перегудова. Благодаря этому наставнику я состоялся как хоккеист. Кстати, вместе со мной учились Андрей Назаров и Максим Бец, который в свое время поиграл за «Анахайм». Приличный показатель, когда из одной детской группы в первом раунде драфта НХЛ выбирают сразу трех человек! В 16 лет я тренировался с челябинским «Трактором», в 17 начал за него играть, в 18 уехал в московское «Динамо», а затем перебрался в Северную Америку.

– Ради чего вы шли в «Динамо» – за перспективой или там больше платили?

– Точно скажу, что в 18 лет за длинным рублем не гнался. Я был задрафтован, уже подумывал об отъезде за океан, хотелось быть на виду. К тому же наступил призывной возраст, а в «Динамо» можно было отслужить армию. И, конечно, в Москве работали хорошие тренеры, мне хотелось пройти эту школу. Хоккейная база была заложена в юности, благодарить я должен Виктора Перегудова. И в «Динамо» я многому научился. Например, у Зинэтулы Билялетдинова, который тогда тренировал защитников. Также мне в Москве поставили катание: в детстве я на коньках бегал неважно.

– Петр из Санкт-Петербурга хочет знать, почему в Москве вы переквалифицировались в силовика?

– В таком стиле велел играть Петр Воробьев. Мне ведь было 18 лет, опыта никакого. Чтобы попасть в состав, следовало делать то, что тренер говорит. В «Динамо» были сильные форварды, которым разрешалось импровизировать в атаке. А вот от защитников Петр Ильич требовал строгой игры в своей зоне. Ходить вперед разрешалось только в случае полной уверенности, что соперник не начнет контратаку.

– До НХЛ вы выступали в фарм-клубе. Вам помог этот опыт?

– Это было в сезоне-1994/95, когда в лиге шел локаут. В НХЛ матчей не было, мне по контракту было разрешено выступать в низших лигах. Я получил игровую практику, набрался опыта.

СЧЕТОВОД БЕРЕЗИН

– Спрашивает Сандис из Латвии: в «Вашингтоне» тренер не говорит, что ваше увлечение нападением идет в ущерб обороне?

– Раньше меня за это иногда критиковали в прессе. Перед нынешним сезоном я побеседовал с новым тренером «Кэпов» Брюсом Кэссиди, который сказал, что ему импонирует мой стиль игры. Поэтому в этом чемпионате я и в атаку много ходил, и против лучших троек соперника играл. Замечаний в мой адрес не было.

– Вопрос Игоря из Москвы: у вас в контракте предусмотрены премии за набранные очки?

– Есть бонусы за очки и за показатель «плюс-минус», однако они небольшие и нужны со стратегической точки зрения, чтобы по истечении срока контракта было проще заключить новый. Ведь после следующего сезона мне предстоит вести переговоры с клубом.

– Тот факт, что вы часто выходите в большинстве, способствует результативности?

– Разумеется, это в плюс. Недавно я узнал, что являюсь лучшим игроком обороны по очкам, набранным в равных составах. Конечно, я бы не занимал ведущие позиции в споре защитников-бомбардиров, если бы меня не выпускали в большинстве. Но и решающим этот фактор назвать не могу.

– Следите за своей статистикой?

– Смотрю периодически, хотя на цифрах не зацикливаюсь. В этом сезоне я вообще старался больше внимания обороне уделять. Да, знал о заочном споре с «Блюзменом» Элом Макиннисом, но очки не считал. За меня это делал… Сергей Березин. Он каждый день подходил ко мне с блокнотом и говорил: «Так, Серега, сегодня мы отстаем, надо прибавить» или «Вчера Макиннис ничего не набрал, можем его обогнать». Березин давал мне наставления, чуть ли не личным тренером работал (смеется).

ГОЛ ИЗ ХИТ-ПАРАДА

– Дмитрий из Королева спрашивает, с кем вы живете на выезде?

– С Дайнюсом Зубрусом. А так у меня в НХЛ много друзей: созваниваюсь с Витей Козловым, Андреем Николишиным, Андреем Зюзиным, Данилой Марковым, Игорем Улановым.

– Вопрос Славы из Уфы: эмблема какой команды вам нравится?

– Люблю классические логотипы команд, выступавших в «Большой шестерке»: «Чикаго», «Рейнджерс», «Торонто», «Бостон». Кстати, поговаривают, что «Вашингтон» через 4 года сменит эмблему. Эскизы, разумеется, держатся в секрете.

– Виктор из Тулы просит рассказать самый интересный случай, который произошел с вами на площадке…

– Пару раз я забивал курьезные голы: бросал шайбу по борту, голкипер бежал за ворота в надежде ее остановить, а она отскакивала от шва в стекле и влетала в «рамку»! Конечно, такие моменты попадали в хоккейные хит-парады!

– В этом сезоне, наверное, самой любопытной была встреча с «Флоридой» (12:2), где вы набрали 4 (1+3) очка и +7 по системе +/-?!

– Это был один из тех матчей, когда у нас получалось все, а у «Пантер» – ничего. Еще мне запомнился поединок с «Рейнджерс», в котором были и драки, и удаления, и красивейшие голы, и, что самое главное, наша победа. Такие игры, которые проходят на одном дыхании, остаются в памяти надолго.

ПЛЕЙ-ОФФ
вопросы журналистов

САЙТ ГОНЧАРА НЕ НУЖЕН

– Почему вам никак не вручат «Норрис Трофи» – приз лучшему защитнику лиги? Большинство болельщиков уверены, что вы достойны этой награды!

– Например, в прошлом сезоне я набрал 59 очков, но имел плохой показатель полезности (-1), да и команда в плей-офф не попала. Что бы ни говорили, судьба индивидуальных наград напрямую связана с успехами клуба, где выступает номинант. И это объективно. Вот если «Вашингтон» выйдет в финал плей-офф или выиграет «Президент Трофи» (приз лучшей команде регулярного чемпионата), у меня будет больше шансов получить «Норриса». Если же человек играет только на себя, а его команда плетется в конце турнирной таблицы, общественного признания он не достоин.

– Кстати, «Вашингтон» в 1998-м играл в финале плей-офф. За счет чего команде удался такой рывок?

– У нас перед кубковыми матчами поменялось руководство, команду возглавил тренер Рон Уилсон. «Кэпы» встряхнулись, изменили стиль игры и на этой волне дошли до финала. Там не хватило опыта, мы отдали серию «Детройту» в четырех матчах. Не скажу, что шла игра в одни ворота. Так, во второй встрече мы вели 5:3, но потом «Крылья» сравняли счет и одержали важнейшую психологическую победу.

– Как Уилсон влиял на ваш стиль игры?

– Он, в отличие от Петра Воробьева, говорил, чтобы я все время шел в атаку. Даже если мы проигрывали, Уилсон часто выпускал меня на площадку и давал много игрового времени. Считал, что своими подключениями я значительно усиливаю атакующий потенциал команды.

– Можно ли назвать Вашингтон хоккейным городом?

– В столице США хоккеем не болеют. Никто с ума не сходил, даже когда «Кэпы» играли в финале плей-офф. Болельщики по-прежнему отдавали предпочтение американскому футболу и баскетболу. Но ситуация меняется в лучшую сторону с приходом нового владельца Тэда Леонсиса, который популяризирует хоккей в городе. Если посмотреть статистику, посещаемость нашего «Эм-Си-Ай Сентер» растет с каждым годом.

– Правда, что Леонсис подарил всем игрокам по ноутбуку?

– Да, было дело. По решению босса для каждого хоккеиста создали электронный адрес, чтобы игроки общались с болельщиками. Но это новшество в команде не прижилось. Не всегда есть время, да и настроение, чтобы отвечать на электронные послания.

– У вас не было желания создать персональный сайт?

– Не задумывался о том, чтобы построить себе дом в виртуальном пространстве (смеется). Да и не уверен, что он будет кому-то интересен. Знаю, что свой сайт есть у Саши Хаванова. Он – человек продвинутый, все время с ноутбуком ходит. Ему интересно этим заниматься, а я не могу назвать себя большим поклонником Интернета.

ДЖОРДАН, ЯГР И БОНДРА

– Кто в Вашингтоне спортсмен номер один?

– Конечно, Майкл Джордан – великий баскетболист и владелец местных «Волшебников». Хоккейная и баскетбольная команды тренируются в одном дворце, потому мы с Джорданом иногда пересекаемся, здороваемся. Пару раз Майкл приходил на наши матчи плей-офф, заходил в раздевалку. Но у него своя жизнь, и никто из хоккеистов с ним близко не знаком.

– Может ли лидер «Кэпов» Яромир Ягр соревноваться с Джорданом по популярности?

– Нет. И это не только потому, что хоккей уступает по зрительскому интересу баскетболу. Ведь в Вашингтоне живет много…

– Темнокожих?

– В Америке правильно говорить «афроамериканцев». Они обожают баскетбол, а к хоккею равнодушны. Хотя если обойтись без сравнений, то Яромир очень популярен во всем мире. Еще бы, человек пять раз выигрывал титул лучшего бомбардира НХЛ!

– Ягра можно назвать рубахой-парнем?

– Да, Яромир – добродушный и легкий человек. К любой ситуации относится с юмором, все старается перевести в шутку. Как-то нам показали фотографию, на которой Ягр, когда он еще выступал в «Питсбурге», переоделся в женское платье и участвовал в конкурсе красоты на благотворительном вечере. Мы Яромира начали подкалывать, но он не обиделся, а только смеялся.

– Расскажите о другом лидере «Вашингтона» – Петере Бондре, который в финале ЧМ-2002 забил в ворота нашей сборной победный гол…

– Интересно, что Бондра родился в СССР. После войны наша страна бесплатно давала землю, и дед Бондры приехал в Луцк, где получил надел и завел хозяйство. Когда Петеру было 8 лет, его семья решила вернуться обратно в Словакию. С учетом того, что Бондре в школе преподавали русский язык, на нашем он изъясняется великолепно. Кстати, несколько дней назад Петер обновил клубный рекорд результативности!

– Почему в сборной вы забиваете меньше, чем в НХЛ?

– Олимпиада – турнир краткосрочный, цена ошибки слишком высока. Представляете, если я в полуфинале при подключении в атаку потеряю шайбу и нам забьют решающий гол? Болельщики скажут: «Зачем взяли на турнир этого Гончара?» А вот в НХЛ регулярный чемпионат длится 82 матча, любую оплошность можно исправить победой в следующей встрече. Понимаете, я ошибок не боюсь. Но моя главная помощь для сборной – в надежной игре у своих ворот.

– Сравните две Олимпиады, в которых вы участвовали – Нагано-98 и Солт-Лейк-Сити-2002…

– Я не должен был ехать на турнир в Нагано, но получил травму Саша Карповцев, и Владимир Юрзинов вызвал меня на замену. В 2002 году у меня было гораздо больше опыта, однако в полуфинале мы все-таки не справились с американцами: пропустили три гола, долго раскачивались, времени отыграться не хватило. Нагано мне запомнился атмосферой праздника, все было в новинку. А вот после Солт-Лейк-Сити я был разочарован, потому что наша сборная должна была пробиться в финал.

КРЕМОВЫМ ТОРТОМ В ЛИЦО

– Как познакомились с женой?

– Увидел Ксению в последний день Олимпиады-98, когда мы уже собирались уезжать из деревни. Моя будущая жена проболела весь турнир, а в последний день стала себя лучше чувствовать и вышла на улицу. Я к ней подошел и познакомился. После Нагано созванивались, виделись в Москве, потом она приехала ко мне в Америку… Теперь у нас растет дочь Наташа, ей недавно исполнился годик.

– Где вы живете в Вашингтоне?

– В центре города, хотя каток находится на окраине, и многие ребята живут рядом с ним. У нас отдельный дом, родители часто приезжают в гости.

– Ходили на экскурсию в Белый дом?

– Да, и не раз. Нынешний президент Джордж Буш даже поздравил мою дочку с днем рождения, подписав ей открытку. А однажды мы пообщались с главой США Биллом Клинтоном. Это стало возможным благодаря моим друзьям, которые работают в охране президента. Знакомые организовали экскурсию по Белому дому моей семье и маме Андрея Николишина. Шли по коридору – дело вечернее, все посетители разошлись, а тут Клинтон вышел из кабинета. Подошел к нам, спросил: «Как дела, как вам нравится Белый дом?» Поговорили всего две минуты, но впечатление от беседы осталось самое приятное.

– Как пережили 11 сентября, когда один из угнанных террористами самолетов упал на Пентагон?

– Наш дом как раз расположен в 10 километрах от Пентагона… Конечно, обстановка была очень нервной. В день трагедии у меня были командные тесты, и я уехал за город. А жена была дома. С неба самолеты падают, а она не знает. Когда включила телевизор, конечно, была в шоке. Столько мирных людей погибло!

– Коллекционируете забитые шайбы?

– У меня есть первая шайба, которую я забросил в Северной Америке, дебютная шайба в НХЛ… Вообще мой домашний музей ведет супруга. Она собирает газетные вырезки, фотографии, хоккейные карточки. С такими вопросами – к ней (смеется).

– В «Вашингтоне» есть командные традиции?

– Например, принято шлепать имениннику тортом в лицо. На занятиях тренер начнет что-то рассказывать, «новорожденный» вдумчиво слушает, а из-за спины вдруг выскакивает какой-то шутник и кремовым тортом в физиономию – бац!

– Вопрос из анкеты: любимая историческая личность?

– (Долгая пауза). Все-таки Слава Фетисов. Человек, который был звездой советского хоккея, боролся с системой, а потом выступал в НХЛ и выиграл два Кубка Стэнли. Стал тренером и выиграл с «Дьяволами» третий чемпионский перстень, на Олимпиаде привел сборную России к бронзовым медалям. А потом вернулся домой и сейчас работает министром спорта. Случай уникальный, такого в нашей истории еще не было.

АНЕКДОТ ОТ ГОНЧАРА

Новый русский на «Мерседесе» врезается в танк. Выходит из разбитой машины, обходит вокруг танка и качает головой: «Это ж надо какие «Запорожцы» стали выпускать!»

ЗАЩИТНИКИ-СНАЙПЕРЫ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ СЕЗОНА

Г

1

Сергей Гончар Вашингтон

63

2

Роб Блейк Колорадо

52

3

Брайан Литч Рейнджерс

43

4

Никлас Лидстрем Детройт

42

5

Энди Делмор Нэшвилл

39

6

Эл Макиннис Сент-Луис

39

7

Мэтью Шнайдер Детройт

39

8

Сандис Озолиньш Анахайм

38

9

Роман Гамрлик Айлендерс

36

10

Эд Джовановски Ванкувер

35

НАША СПРАВКА

СЕРГЕЙ ГОНЧАР

Защитник. Родился 13 апреля 1974 года в Челябинске. 186 см. 95 кг. Выбран «Вашингтоном» на драфте-92 под 14-м номером. Выиграл серебро Олимпиады-1998 и бронзу Олимпиады-2002. НХЛ: с 1995 г. – в «Вашингтоне». Финалист розыгрыша Кубка Стэнли-98. Трехкратный участник матча «Всех звезд» (2001, 2002, 2003). В НХЛ провел 598 матчей, набрал 367 (137+230) очков. Зарплата в сезоне 2002/03 – 3,45 миллиона долларов. Жена Ксения, дочь Наташа.

МУЗЫКА «Машина времени»
КИНОФИЛЬМЫ «Гладиатор» и «Бриллиантовая рука»
ЕДА Пельмени, блины, уха на молоке
МАРКА ОДЕЖДЫ «Армани»
КНИГА «Мастер и Маргарита»
МЕСТО ОТДЫХА Антиб (юг Франции)
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ Вячеслав Фетисов
МЕЧТА Выиграть Кубок Стэнли, Олимпиаду и чтобы родные были здоровы
ДЕВИЗ Получать удовольствие от каждого прожитого дня