День рождения «красной машины». Тихонов готов начать с нуля

Сегодня исполняется четверть века с того дня, как сборная СССР в Праге вернула себе после двухлетнего перерыва титул чемпиона мира. То был первый турнир такого ранга в роли главного тренера для Виктора Тихонова. Отсчет его регалиям пошел ровно 25 лет наз
news

Сегодня исполняется четверть века с того дня, как сборная СССР в Праге вернула себе после двухлетнего перерыва титул чемпиона мира. То был первый турнир такого ранга в роли главного тренера для Виктора Тихонова. Отсчет его регалиям пошел ровно 25 лет назад. Вскоре советскую команду за рубежом прозвали «Красной машиной».

Все игроки нашей сборной образца 1978 года имели за своей спиной опыт участия в крупнейших соревнованиях. За исключением одного – прославленного в дальнейшем бомбардира Сергея Макарова. Для него, как и для Тихонова, это был дебют на столь высоком уровне.

Никто в мировом хоккее не может сравниться по количеству титулов с многолетним наставником ЦСКА и сборной СССР Виктором Тихоновым. А начинался триумфальный путь мэтра в Праге весной 78-го.

БЕСЕДЫ С АНДРОПОВЫМ

— Как меня назначили на пост главного тренера сборной? — переспросил Виктор Васильевич. – Можно сказать, по телефону (смеется)! Вы же помните, что до того она два года подряд проигрывала мировые чемпионаты. А я в то время возглавлял рижское «Динамо». В один прекрасный день в межсезонье 1977 года мне звонят из Москвы, сообщают об этом решении. Помню, у нас тогда по окончании сезона была встреча с болельщиками в местном дворце спорта. Народу в нем набилось под завязку, более пяти тысяч. Мы ведь четвертое место в чемпионате СССР заняли. И наш знаменитый телекомментатор Николай Николаевич Озеров, который специально приехал к нам на чествование команды, при всех объявил о том, что я поставлен у руля сборной страны.

— Как народ это воспринял?

— С радостью. Между прочим, я же рассчитывал остаться в Риге и параллельно работать со сборной. Поэтому и отказывался принимать ЦСКА, куда меня позже стали настойчиво зазывать.

— Но в итоге вышло не так, как вы хотели…

— Сначала меня вызвали в Москву – в ЦС «Динамо» — доложить о положении дел в своем клубе. Потом позвонили из Спорткомитета Министерства обороны. Сказали, чтобы я явился к его председателю – контр-адмиралу Шашкову. Приезжаю. Он и говорит: мол, хотим, чтобы ты возглавил ЦСКА. Я отвечаю, что не буду, меня, дескать, рижская команда ждет! Откровенно говоря, не совсем тогда ситуацию просек, ведь армейцы-то чемпионами страны стали! Какой смысл был у них тренера менять?! Вдруг в кабинете у Шашкова раздается звонок! Он снимает трубку, с кем-то разговаривает, после чего заявляет: «Виктор Васильевич, вас у входа ждет машина». Меня везут на Лубянку, к тогдашнему председателю КГБ Андропову, большому поклоннику хоккея.

— Юрий Владимирович вас тоже стал уговаривать принять ЦСКА?

— Не совсем. Помню, первым делом он предложил подкрепиться и поинтересовался, чего хочу. Я ответил, что люблю сладкое. В общем, присели, за чаем поговорили. Причем долго, обстоятельно. Андропов через какое-то время признался, что хотел бы меня видеть в московском «Динамо». Но обстоятельства сложились так, что кроме сборной мне пришлось возглавить еще и армейский клуб. Оказалось, такое указание поступило сверху – от ярого болельщика ЦСКА, генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева! Об этом мне и сказал Юрий Владимирович. Сами понимаете, что спорить было бесполезно. Я, кстати, говорил Андропову, что боюсь брать сразу две команды – ЦСКА и сборную. А он мне в ответ: «Нам не важно, кто выиграет в Союзе, главное – вернуть утерянное звание чемпионов мира!»

— И вам с первой же попытки удалось оправдать доверие…

— Перед чемпионатом мира в Праге мы здорово проводили матчи на различных турнирах. Правда, вот в Москве, на Призе «Известий», проиграли сборной Чехословакии с разгромным счетом 3:8. Перед той встречей к нам в команду пришел экстрасенс, чтобы улучшить состояние хоккеистов. Не знаю, повлияло это как-то или нет. Но потом наш вратарь Владик Третьяк жаловался, будто у него после посещения мага ни руки, ни ноги не работали…

— Вас «на ковер» опять вызывали?

— А как же! Снова пришлось идти на беседу с Андроповым. Настроен он был миролюбиво. Сказал так: «Бросили тебя в холодную воду – выкарабкивайся! Ты же квалифицированный специалист!»

О ЗВЕНЕ ЖЛУКТОВА

— А как летом 77-го вы заполучили в ЦСКА Балдериса и Капустина?

— Когда я переезжал из Риги в Москву, Хельмут пришел ко мне со своим отцом. Тот и попросил взять сына с собой. А вот с Сережей Капустиным я по поводу перехода разговаривал уже сам, будучи в роли главного тренера ЦСКА. Но он категорически отказался уходить из «Крыльев». Правда, потом все же к нам перешел. Мне об этом по телефону из Спорткомитета СССР доложили. Так что лично я никого силком в команду не тащил.

— В результате у вас в ЦСКА и сборной образовалось звено Капустин – Жлуктов – Балдерис. Вы были им довольны?

— Честно говоря, оно не сработало так, как должно было. Понимаете, Балдерис с Капустиным в жизни друг к другу относились замечательно, а на льду каждый был сам по себе. Потому что оба – по натуре лидеры. В общем, мне через какое-то время пришлось создавать новое ударное звено. Много было сложностей.

— Какая из них была самая-самая применительно к чемпионату мира-78?

— Ну, например, когда мы там однажды уступили на предварительном этапе, нам два гола забивали из положения «вне игры». Арбитра, который судил тот матч, потом дисквалифицировали. Жили мы в Праге в отеле «Континенталь». Готовиться к играм и отдыхать нам мешали в полном смысле слова. Отбойный молоток на улице не умолкал. Рабочие постоянно долбили асфальт. Хотя все знали, что рядом проживает сборная СССР. Трудной получилась и решающая встреча с чехами. Помню, Гена Цыганков, получив травму, буквально полз на скамейку запасных, чтобы замениться. У Валеры Васильева, кажется, сердце прихватило! Такое было напряжение! Зато потом, когда мы стали чемпионами, все от радости громко пели в автобусе по пути на прощальный банкет.

В ПАРЕ С ЮРЗИНОВЫМ

— Что вы изменили в сборной, когда ее приняли?

— Стоило всерьез заняться тактикой, как игроки сразу на меня обиделись. На что я ответил: мол, вы — корифеи, а в некоторых вопросах не разбираетесь. Кстати, мне ведь дали карт-бланш! Сказали, что надо наладить в команде дисциплину. А многие хоккеисты в ЦСКА до того играли под руководством Тарасова, который был для них настоящим авторитетом. Мне же приходилось его завоевывать в их глазах победами.

— После успеха на чемпионате мира в Праге в вас поверили?

— Да. В психологическом плане стало гораздо проще работать.

— Помнится, когда в честь победы звучал гимн нашей страны, по телевизору было видно, что у вас по щекам катились слезы…

— Точно. Мы с моим помощником Владимиром Юрзиновым даже обнялись. Ну представляете, выиграли! А ведь тогда мало кто в это верил…

— Виктор Васильевич, а может, вы вновь рискнете принять сборную? Кризис ее что-то уж больно затянулся…

— Представьте себе, мне буквально на днях позвонил Юрзинов. И сказал то же самое. Причем он хочет работать вместе. Меня и болельщики об этом просят.

— То есть если вам предложат – согласитесь?

— Почему нет? Я всегда готов (улыбается). Но только в паре с Владимиром Владимировичем!

КСТАТИ

Виктор Тихонов и Владимир Юрзинов, работая в сборной страны в паре, побеждали вместе с командой на чемпионатах мира 1978, 1979, 1981, 1983, 1986 г.г., Кубке Канады-1981, олимпийских турнирах 1984 и 1992 гг.

ПЯТЬ САМЫХ ЗНАЧИМЫХ ПОБЕД ВИКТОРА ТИХОНОВА. РЕЙТИНГ «СОВЕТСКОГО СПОРТА»

ЧЕМПИОНАТ МИРА-1978

То был первый полный сезон Виктора Тихонова на посту главного тренера сборной. Два предыдущих чемпионата мира наши проиграли, и возвращать титул надо было на родине тех, кто его у нас отобрал, – хоккеистов Чехословакии. Последний раз до того советская команда не могла выиграть два подряд мировых первенства в 1960 и 1961 годах. Наши болельщики давно привыкли к победам и жаждали возвращения своих любимцев на пьедестал почета. Но шансы хозяев форума расценивались как более предпочтительные. Тем более что четыре месяца до начала чемпионата они сокрушили сборную СССР на ее льду в рамках Приза «Известий» — 8:3. Однако в Праге в самом главном матче сезона дружина Тихонова взяла реванш.

КУБОК ВЫЗОВА-1979

Впервые в истории советской команде предстояло сразиться со сборной всей НХЛ, в которую вошли не только канадцы, но и американцы, шведы. Кубок разыгрывался в серии матчей до двух побед. Все встречи прошли в Нью-Йорке. В первой из них верх взяли хозяева – 4:2, во второй наши вырвали победу в третьем периоде – 5:4, а результат третьей превзошел все ожидания – 6:0 в пользу сборной СССР!

КУБОК КАНАДЫ-1981

В те годы Кубок Канады был единственным соревнованием, на котором собирались все сильнейшие хоккеисты мира. На предварительном турнире сборная СССР уступила канадцам безоговорочно – 3:7. Но в полуфинале уверенно переиграла чехов – 4:1, а в решающем поединке за главный приз устроила хозяевам фантастический разгром – 8:1!

ОЛИМПИАДА-1984

Тихонов впервые привел сборную СССР к титулу олимпийского чемпиона. Причем в ходе турнира она не потеряла ни одного очка – семь побед в семи матчах, а в результате повторила рекорд канадцев, шесть раз выигрывавших олимпийские турниры.

ОЛИМПИАДА-1992

Это был третий для Тихонова победный олимпийский турнир. Он имел существенное отличие от других: ведущие отечественные хоккеисты в то время один за другим уезжали в НХЛ, и наша сборная прибыла на Игры без находившихся в расцвете сил Вячеслава Фетисова, Алексея Касатонова, Сергея Макарова, Игоря Ларионова, Владимира Крутова, Павла Буре, Сергея Федорова, Александра Могильного, Валерия Каменского и других мастеров, которые, безусловно, усилили бы команду. Но вопреки прогнозам в сильно омоложенном составе сборная, выступавшая под флагом СНГ, выиграла золото.

Новости. Хоккей