Купи русского – получишь аншлаг

В этом сезоне по сравнению с прошлыми чемпионатами заметно снизилась средняя посещаемость матчей НХЛ. О том, как привлечь зрителей на стадион за счет русских звезд, рассказывает в эксклюзивном интервью «СС» генеральный менеджер «Анахайма» Брайан Мюррей.
22 января 2004 00:00
автор: Алексей Толкачев

НХЛ

Управляющий «Анахайма» рассказывает «СС», как поднять посещаемость

В этом сезоне по сравнению с прошлыми чемпионатами заметно снизилась средняя посещаемость матчей НХЛ. О том, как привлечь зрителей на стадион за счет русских звезд, рассказывает в эксклюзивном интервью «СС» генеральный менеджер «Анахайма» Брайан Мюррей.

Брайан Мюррей – один из самых опытных генеральных менеджеров лиги. В начале 90-х Мюррей работал в «Детройте» и помог сделать первые шаги в заокеанской карьере молодому Сергею Федорову. В конце 90-х братская связка Мюррей (Брайан – генеральный менеджер, Энди – главный тренер) поднимала целину во «Флориде» и заключила контракт с Павлом Буре. «Русская ракета» взял два «Морис Ришар Трофи», посмотреть на подвиги чудо-снайпера собиралась чуть ли не половина жителей богатого Майами, а в обиходе маркетинговой службы «Флориды» появилось доселе неизвестное слово «аншлаг».

— Мистер Мюррей, с чем связано падение средней посещаемости матчей НХЛ в этом сезоне?

— Не так уж она упала. У меня сейчас нет под рукой цифр, но я знаю, что в городах, где команды играют хорошо, болельщики идут на стадион. А там, где команды слабые или выступают неудачно, наоборот. Мы как раз сейчас относимся к второй категории. Наша посещаемость еще не слишком плоха, так как мы успешно выступили в прошлом сезоне («Утки» дошли до финала Кубка Стэнли. — Прим. А.Т.). Но если мы не будем показывать хоккей высшей пробы в каждом матче, очень трудно ожидать, что болельщики захотят раскошелиться на изрядную сумму, дабы поддержать команду. Надо хорошо играть в хоккей. Других способов поднять посещаемость я не знаю. Возьмите «Нэшвилл». «Хищники» выступают удачно, и посещаемость у них прибавляется.

— Относительно дороговизны билетов. Как оцениваете опыт «Далласа», где решили со следующего сезона снизить на них цены? «Утки» пошли бы на такой шаг?

— Разумеется, я бы с удовольствием сделал так же. К сожалению, сейчас расходы на содержание команды столь велики, что сделать это нереально. Надеюсь, платежная ведомость «Анахайма» достигнет когда-нибудь такого уровня, что и у нас цены понизятся. Но это будет зависеть от того, что случится в недалеком будущем.

— Говоря о будущем, ожидаемый локаут сильно ударит по популярности хоккея в Америке?

— Не могу судить о других рынках, но Анахайму точно повредит. Мы провели огромную работу по раскрутке хоккея в регионе и достигли в этом больших успехов. Годовой перерыв негативно повлияет на этот процесс.

— Почему хоккей в Америке по популярности только четвертый-пятый вид?

— Все закладывается в детстве. Американцы вырастают, проводя много времени на бейсбольных и баскетбольных площадках. У каждого колледжа есть футбольная команда. Эти три вида спорта постоянно на виду у всех, от мала до велика. Но я считаю, что хоккей в США прогрессирует. Олимпиада-80, последний молодежный ЧМ — такие события поднимают интерес к нашему спорту. Многое упирается в то, что на каждом углу не найдешь по катку, в отличие, например, от бейсбольных полей. Но мы в НХЛ делаем все, чтобы хоккей пользовался популярностью у широкой публики.

— Существует ли взаимосвязь между телетрансляциями и посещаемостью?

— Для того, чтобы повысить интерес к хоккею, у нас нет иного выхода, кроме как показывать максимальное количество матчей. Да, это немного снижает домашнюю посещаемость, раз у болельщика есть выбор: прийти на арену или остаться у телевизора. Но у этого парадокса есть логическое объяснение: ведь без рекламы, которую нам создает телевидение, мы не можем рассчитывать на популяризацию нашего спорта, команды, а значит, будет сложнее продать билеты. Все взаимосвязано. Мы показываем хоккей и как бы говорим: видите, какая замечательная игра? Вы можете болеть дома, а можете прийти на стадион и увидеть, насколько зрелищнее хоккей смотрится с трибуны.

— Вы, приобретая хоккеиста, смотрите на то, как его приход может отразиться на кассовых сборах?

— Обязательно! Именно из таких соображений я в 1999 году заключил контракт с Павлом Буре, когда работал во «Флориде». Расчет был на то, чтобы ввести элитного игрока в среду, где хоккей не считался популярным явлением. Та же ситуация, когда мы подписали Сергея Федорова в «Анахайме», особенно после ухода Пола Карии. План заключался в том, чтобы заполучить элитного игрока, чей свитер с удовольствием будут носить болельщики, за кого они станут переживать на площадке. Ведь Федоров — лучший бомбардир в команде, вокруг него сплачиваются партнеры. Такой игрок ведет за собой коллектив и фанов.

— Каким примерно был вклад Федорова в продажу сезонных билетов?

— Полагаю, что болельщики не в последнюю очередь откликнулись на наш успех в прошлогоднем розыгрыше Кубка Стэнли. Но им импонировало и то, что мы, подписав контракт с Федоровым, громко заявили о своей решимости создать элитный клуб. Уровень продаж вырос на 1500 абонементов. Во многом это заслуга Сергея.

ПОСЕЩАЕМОСТЬ В СЕЗОНЕ-2003/04

З

%

1

Монреаль

20 095

94,5

2

Детройт

20 066

100,1

3

Торонто

19 328

102,7

4

Филадельфия

19 241

98,6

5

Ванкувер

18 631

101,1

6

Миннесота

18 526

102,6

7

Сент-Луис

18 397

96,7

8

Даллас

18 356

99,1

9

Рейнджерс

18 051

99,2

10

Колорадо

18 007

100,0

11

Лос-Анджелес

17 674

97,6

12

Оттава

17 526

94,7

13

Колумбус

17 220

94,9

14

Тампа-Бей

16 899

85,5

15

Эдмонтон

16 599

98,6

16

Калгари

16 148

94,1

17

Сан-Хосе

15 563

89,0

18

Флорида

15 219

79,1

19

Буффало

15 081

80,7

20

Нью-Джерси

14 654

77,0

21

Анахайм

14 587

84,9

22

Бостон

14 489

82,5

23

Вашингтон

14 458

77,4

24

Атланта

14 438

77,8

25

Финикс

14 036

86,6

26

Чикаго

13 682

66,7

27

Айлендерс

12 745

78,2

28

Нэшвилл

12 314

72,0

29

Питсбург

12 020

70,9

30

Каролина

11 946

63,8

Примечание: З – количество зрителей в среднем на домашнем матче, % – процент от общей вместимости.

Брайан Мюррей, генеральный менеджер «Анахайма»

– Я купил Павла Буре и Сергея Федорова, чтобы поднять кассовые сборы.