НХЛ
Управляющий «Анахайма» рассказывает «СС», как поднять посещаемость
В этом сезоне по сравнению с прошлыми чемпионатами заметно снизилась средняя посещаемость матчей НХЛ. О том, как привлечь зрителей на стадион за счет русских звезд, рассказывает в эксклюзивном интервью «СС» генеральный менеджер «Анахайма» Брайан Мюррей.
Брайан Мюррей – один из самых опытных генеральных менеджеров лиги. В начале 90-х Мюррей работал в «Детройте» и помог сделать первые шаги в заокеанской карьере молодому Сергею Федорову. В конце 90-х братская связка Мюррей (Брайан – генеральный менеджер, Энди – главный тренер) поднимала целину во «Флориде» и заключила контракт с Павлом Буре. «Русская ракета» взял два «Морис Ришар Трофи», посмотреть на подвиги чудо-снайпера собиралась чуть ли не половина жителей богатого Майами, а в обиходе маркетинговой службы «Флориды» появилось доселе неизвестное слово «аншлаг».
— Мистер Мюррей, с чем связано падение средней посещаемости матчей НХЛ в этом сезоне?
— Не так уж она упала. У меня сейчас нет под рукой цифр, но я знаю, что в городах, где команды играют хорошо, болельщики идут на стадион. А там, где команды слабые или выступают неудачно, наоборот. Мы как раз сейчас относимся к второй категории. Наша посещаемость еще не слишком плоха, так как мы успешно выступили в прошлом сезоне («Утки» дошли до финала Кубка Стэнли. — Прим. А.Т.). Но если мы не будем показывать хоккей высшей пробы в каждом матче, очень трудно ожидать, что болельщики захотят раскошелиться на изрядную сумму, дабы поддержать команду. Надо хорошо играть в хоккей. Других способов поднять посещаемость я не знаю. Возьмите «Нэшвилл». «Хищники» выступают удачно, и посещаемость у них прибавляется.
— Относительно дороговизны билетов. Как оцениваете опыт «Далласа», где решили со следующего сезона снизить на них цены? «Утки» пошли бы на такой шаг?
— Разумеется, я бы с удовольствием сделал так же. К сожалению, сейчас расходы на содержание команды столь велики, что сделать это нереально. Надеюсь, платежная ведомость «Анахайма» достигнет когда-нибудь такого уровня, что и у нас цены понизятся. Но это будет зависеть от того, что случится в недалеком будущем.
— Говоря о будущем, ожидаемый локаут сильно ударит по популярности хоккея в Америке?
— Не могу судить о других рынках, но Анахайму точно повредит. Мы провели огромную работу по раскрутке хоккея в регионе и достигли в этом больших успехов. Годовой перерыв негативно повлияет на этот процесс.
— Почему хоккей в Америке по популярности только четвертый-пятый вид?
— Все закладывается в детстве. Американцы вырастают, проводя много времени на бейсбольных и баскетбольных площадках. У каждого колледжа есть футбольная команда. Эти три вида спорта постоянно на виду у всех, от мала до велика. Но я считаю, что хоккей в США прогрессирует. Олимпиада-80, последний молодежный ЧМ — такие события поднимают интерес к нашему спорту. Многое упирается в то, что на каждом углу не найдешь по катку, в отличие, например, от бейсбольных полей. Но мы в НХЛ делаем все, чтобы хоккей пользовался популярностью у широкой публики.
— Существует ли взаимосвязь между телетрансляциями и посещаемостью?
— Для того, чтобы повысить интерес к хоккею, у нас нет иного выхода, кроме как показывать максимальное количество матчей. Да, это немного снижает домашнюю посещаемость, раз у болельщика есть выбор: прийти на арену или остаться у телевизора. Но у этого парадокса есть логическое объяснение: ведь без рекламы, которую нам создает телевидение, мы не можем рассчитывать на популяризацию нашего спорта, команды, а значит, будет сложнее продать билеты. Все взаимосвязано. Мы показываем хоккей и как бы говорим: видите, какая замечательная игра? Вы можете болеть дома, а можете прийти на стадион и увидеть, насколько зрелищнее хоккей смотрится с трибуны.
— Вы, приобретая хоккеиста, смотрите на то, как его приход может отразиться на кассовых сборах?
— Обязательно! Именно из таких соображений я в 1999 году заключил контракт с Павлом Буре, когда работал во «Флориде». Расчет был на то, чтобы ввести элитного игрока в среду, где хоккей не считался популярным явлением. Та же ситуация, когда мы подписали Сергея Федорова в «Анахайме», особенно после ухода Пола Карии. План заключался в том, чтобы заполучить элитного игрока, чей свитер с удовольствием будут носить болельщики, за кого они станут переживать на площадке. Ведь Федоров — лучший бомбардир в команде, вокруг него сплачиваются партнеры. Такой игрок ведет за собой коллектив и фанов.
— Каким примерно был вклад Федорова в продажу сезонных билетов?
— Полагаю, что болельщики не в последнюю очередь откликнулись на наш успех в прошлогоднем розыгрыше Кубка Стэнли. Но им импонировало и то, что мы, подписав контракт с Федоровым, громко заявили о своей решимости создать элитный клуб. Уровень продаж вырос на 1500 абонементов. Во многом это заслуга Сергея.
ПОСЕЩАЕМОСТЬ В СЕЗОНЕ-2003/04
| З | % | |
1 | Монреаль | 20 095 | 94,5 |
2 | Детройт | 20 066 | 100,1 |
3 | Торонто | 19 328 | 102,7 |
4 | Филадельфия | 19 241 | 98,6 |
5 | Ванкувер | 18 631 | 101,1 |
6 | Миннесота | 18 526 | 102,6 |
7 | Сент-Луис | 18 397 | 96,7 |
8 | Даллас | 18 356 | 99,1 |
9 | Рейнджерс | 18 051 | 99,2 |
10 | Колорадо | 18 007 | 100,0 |
11 | Лос-Анджелес | 17 674 | 97,6 |
12 | Оттава | 17 526 | 94,7 |
13 | Колумбус | 17 220 | 94,9 |
14 | Тампа-Бей | 16 899 | 85,5 |
15 | Эдмонтон | 16 599 | 98,6 |
16 | Калгари | 16 148 | 94,1 |
17 | Сан-Хосе | 15 563 | 89,0 |
18 | Флорида | 15 219 | 79,1 |
19 | Буффало | 15 081 | 80,7 |
20 | Нью-Джерси | 14 654 | 77,0 |
21 | Анахайм | 14 587 | 84,9 |
22 | Бостон | 14 489 | 82,5 |
23 | Вашингтон | 14 458 | 77,4 |
24 | Атланта | 14 438 | 77,8 |
25 | Финикс | 14 036 | 86,6 |
26 | Чикаго | 13 682 | 66,7 |
27 | Айлендерс | 12 745 | 78,2 |
28 | Нэшвилл | 12 314 | 72,0 |
29 | Питсбург | 12 020 | 70,9 |
30 | Каролина | 11 946 | 63,8 |
Примечание: З – количество зрителей в среднем на домашнем матче, % – процент от общей вместимости.
Брайан Мюррей, генеральный менеджер «Анахайма»
– Я купил Павла Буре и Сергея Федорова, чтобы поднять кассовые сборы.