Центрфорвард сборной России Павел Дацюк: Мой любимый финт – выход, бросок, гол!

ХОККЕЙ. ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС
Если бы в этом году была жива НХЛ и в «СС» вручали приз «Харламов Трофи», он наверняка достался бы Павлу Дацюку. Среди российских энхаэловцев он был лучшим. С героем чемпионата корреспонденты «СС» встретились вчера в Новогорске. Нам и раньше было известно, что Дацюк – веселый парень. Но на этот раз, признаемся честно, мы едва животики не надорвали от его шуток.
Выйдя со стопкой свежих газет из столовой, Дацюк предлагает поговорить прямо на улице. Апрельское солнышко радует глаз и добавляет настроения нашему герою. Нас смущает факт, что Павел может простудиться. Дацюк шагает по подтаявшему сугробу в одних шлепках на босу ногу. На правах давних знакомых задаем Павлу справедливый вопрос на «ты»: «Не простудишься?».
— Ни за что! – без тени смущения отвечает Дацюк. – Я же с Урала, закаленный.
ХОККЕЙНЫЙ ПИЛИГРИМ
— Почему у тебя 13-й номер?
— Много маленьких крючочков зацепилось, прежде чем номер стал моим. В начале карьеры я играл под «семеркой». Это было в Екатеринбурге в «Динамо-Энергии». Когда в 2000-м в «Ак Барс» перешел, тогда и взял 13-й. Он у меня был и в «Детройте», и в «Динамо». 13 – это чертова дюжина, но я в чертовщину не верю. Да и с женой любимой познакомился 13-го числа.
— Знаешь, что под 13-м в сборной СССР играл лучший бомбардир всех времен и народов Борис Михайлов, а в ЦСКА у него была «семерка»…
— Я его игру не застал, маленьким был, когда он закончил. А кумиров у меня никогда не было.
— Можно тебя назвать хоккейным пилигримом: играл в Екатеринбурге, Казани, Детройте, Москве?
— Как хотите, так и называйте. Главное, чтобы работа была. Конечно, хотелось бы в одном городе всю карьеру выступать. Но что поделать, такова наша хоккейная доля – скитаемся.
– Слышали, ты хотел купить квартиру в Куркине…
– Нет, я хотел ее снять рядом с базой и поближе к Москве. Как увидел, какие здесь пробки, то понял, что терять уйму времени в дороге, когда все время проводишь на базе, нет смысла. И я снял квартиру в Старых Химках, недалеко от мебельного салона «Гранд».
– А в Москве хочешь обосноваться?
– Этот вопрос пока открытый. Желание есть – такой мегаполис… Будет возможность – так и сделаю. Квартира нигде не помешает, правильно?
– Как добираешься до дома?
– Машину себе купил.
– В «Динамо» не выдали машину? Раньше была такая практика…
– Там только танки выдают (смеется). Может, и дали бы, но мне удобнее купить было.
АЙЗЕРМАН НЕ ЗВОНИЛ
— Психологически сложно, когда рядом нет семьи? Ведь она в этом сезоне жила в Екатеринбурге.
— Конечно! Вообще-то я стараюсь всегда и всюду жену и дочку брать с собой. Дома с семьей отдыхать всегда здорово. Но в этом году не получилось. В Москве супруга все равно чаще одна бы оставалась. Мы же с командой постоянно в разъездах. Но если даже и дома играем, все равно в основном сидим на базе. Игры-то проходили через день. Впрочем, часто мои девчонки на выходные ко мне вдвоем приезжали.
Кстати, совсем недавно супруга решила устроить мне сюрприз. Взяла с собой дочь, а мне не сказала. Я ей звоню, а она со мной почти не разговаривает. Не пойму: что случилось? Но сюрприз сорвался. Дочка уже в Москве во время нашего разговора с женой как закричит в телефонную трубку: «Па-па, па-па!». Услышав ее голос, понял, что увижу обеих.
— А ты, значит, дома их сидел и ждал?
— Не только. И я к ним на Урал наведывался. Вот недавно после победы в чемпионате на три дня к семье и к родным заезжал.
— Что делал-то?
— Ой, я уже и не помню. Надо, наверное, спросить у знакомых. Лучше уж пусть они расскажут...
— Жене с маленькой дочкой одной в столицу летать не сложно?
— Сложно. Но что мы не делаем ради любимых? Ради них мы готовы на все.
— Много народу поздравило тебя с победой в чемпионате России?
— Звонков было предостаточно. И от друзей, и от знакомых, но не сказать, чтобы шквал…
— Из Детройта часом не звонили? К примеру, Айзерман или Челиос?
— У вас что, газета 1 апреля выходит? Вроде бы День смеха две недели назад прошел. Или вы по старому стилю живете? Куда уж им звонить? Они сейчас, верно, в чемпионате Австралии по гольфу участвуют. Им не до хоккея, и уж точно не до Дацюка.
— Не пообещали каждому чемпиону на день выдать золотой Кубок за победу в первенстве России? Ведь у Кубка Стэнли такая традиция заложена.
— Если дадут, не откажемся! Возьмем на недельку. Если честно, я и не спрашивал. Просто после победы и говорить-то особо не мог.
— Что с Кубком делать-то будешь?
— Придумаю. Главное, чтобы его дали и время на праздник появилось.
КАК ЯГР? НОРМАЛЬНО
— Сам согласен, что был лучшим в плей-офф? И 6 шайб забросил, больше всех, и играл прилично…
— Ну-у-у... Что значит, согласен? Оценивать меня должны другие. Для меня главное, что мы чемпионами стали. «Динамо» — лучшее, и все этим сказано! Остальное прилагается.
— По уровню мастерства эксперты «СС» недавно поставили тебя вровень с Ягром.
— Ну, нормально. Я всегда стремлюсь быть в лучших. Вот в этом году вновь попал в сильнейшую команду.
— Значит ли это, что прошедший сезон можно назвать самым успешным в карьере? Все-таки золотая медаль у тебя первая.
— Нет, лучший свой сезон, надеюсь, еще не сыграл.
— Что нужно сделать, чтобы самый удачный сезон состоялся?
— На чемпионат мира удочку забрасываете? Конечно, очень бы хотелось выиграть. Команда-то у нас крепкая подбирается. Ну а если еще и в семье что-то интересное получится, сезон вообще станет лучшим. В России – точно.
— Забивать ты стал чаще…
— Да ну, скажете тоже! Вы вот даже приз «Советского спорта» лучшему снайперу чемпионата дали не мне, а Диме Затонскому из «Авангарда». Написали, что приз он получает второй раз. Он у вас, что, постоянный клиент? (Улыбается). Если серьезно, я просто в себя поверил, что могу. Вот и стал забивать. Это с годами приходит.
— Какой твой лучший матч?
— В январе в Омске, когда мы выиграли у «Авангарда» 5:4, а я забил гол и отдал две передачи.
ШЕДЕВР ОТ ГУЛЯВЦЕВА
— Твой самый красивый гол сезона?
— Решающих, так получилось, не забивал.
— А как же буллит в последнем финальном матче с «Ладой»?
— Так он же золотым не вышел! Просто последним я забил, и счет стал 3:1. (По правилам ИИХФ, победной в таких случаях считается вторая шайба, которую забросил Харитонов. – Прим. ред.). Я думаю, Виталик Еремеев у нас был лучшим, он всех нас выручил!
— Твой знаменитый гол вратарю «Далласа» Турко, который крутили по всем спортивным каналам Америки, почему в России не показал?
— Так я его буквально через день пытался повторить, но не получилось. Вот и решил притормозить.
— Тот финт ты специально готовил?
— Конечно. Я его у Саши Гулявцева в свое время в сборной подсмотрел. Он мне до сих пор говорит, что я ему чего-то должен. Я же его уверяю, что и так ему рекламу постоянно делаю (улыбается). Он парирует: «Почему же мне тогда никто не звонит с предложениями?».
— Можете описать финт для болельщиков, которые его не видели?
— Могу! Выход, бросок и гол! Если честно, пером описать это невозможно. Наверное, я даже и показать-то его без коньков не смогу…
ЧЕЛОВЕК-ПАУК
— Недавно в интервью «СС» Владимир Крикунов рассказывал, как уходил от призыва в армию до 26 лет, а однажды, когда его прихватили, перепрыгнул через четырехметровый забор. Вы-то с военными чинами успешно дела решили?
— Я в армии сразу отслужил. Еще в Екатеринбурге в спортроте. Там через забор не надо было прыгать. Тогда так было: играешь хорошо – живешь дома. Провинишься – посадят за военный забор. Меня не сажали, я играл нормально.
— Как вы отреагировали, когда в «СС» придумали вам прозвище Человек-паук?
— В день выхода газеты ребята в раздевалке сказали мне, что на всякого человека-паука найдется свой человек-тапочек. Так что, мол, надо впредь быть осторожнее.
— Тебя до сих пор так зовут?
— Да, только теперь помягче – «паучком».
— Это чтобы прихлопнуть было проще?
— Видимо.
— Но ведь «паук» появился не случайно. Действительно ведь в атаках словно паутину плетешь.
— Да ну что вы, скорее, плетусь в атаке…
ПАРНИ ИЗ БАРА
– Если выиграешь чемпионат мира, у тебя стимулов не останется. Кубок Стэнли есть, золото суперлиги есть…
– Что значит, никаких целей? У меня еще «Золотой шайбы» нет, например. Олимпиаду не выигрывал, Кубок европейских чемпионов, «Харламов Трофи»… Да еще столько призов можно взять! А потом – по второму кругу. Повторение никому не вредило. Так что работы у меня непочатый край.
– Если начнется сезон в НХЛ, комиссионер Гари Бэттман обещал не отпустить игроков на Олимпиаду…
– Мы сейчас вилами по воде водим. Еще нужно дожить до того, чтобы сезон начался. Может, у меня контракта с «Детройтом» к тому времени не будет. Может, я в «Динамо» останусь… И вот я уже вижу заголовок в «Советском спорте»: «Дацюк – в «Динамо»! Мы едем за золотом» (смеется).
– Помнишь, в декабре была «Прямая линия» в «СС» с участием динамовцев, позвонил мальчик и сказал: «Ты что, Паша, неудачно играешь? Давай, прибавляй!» И ты словно взял под козырек «Есть!» – и прибавил. Важны были те слова?
– Скорее это стечение обстоятельств. Но когда уже ребенок тебе начинает говорить такое, это задевает самолюбие. Так что это тоже повлияло. Передайте слова благодарности тому мальчику.
– Где фанаты горячее – в Америке или в России?
– В баре. Совсем горячие. На самом деле, везде хорошие. В Москве нас здорово поддерживали, даже ездили на матчи в другие города. Слышно их было не так сильно, как в столице. Но мы с площадки все равно видели и чувствовали наших болельщиков.
КАК ГАРРИНЧА
– Кто мне все время звонит? – прерывает разговор Дацюк. – Это Сашок! Я же ключ от гостиничного номера забрал. А он в него после обеда попасть никак не может.
К нам подходит Александр Овечкин.
– Ты написал бы SMS: «Звоню. Овечкин»! – говорит Дацюк.
– Я же отправил: «Набери мне».
– А-а, у меня твой телефон не определился. Видно, номер засекречен. Наверное, в «Динамо» выдали (смеемся). Лови ключ! Смотри, чтобы я теперь тебя не искал!
– Помнишь тот момент, когда Крикунов взял тебя с тяжелой травмой колена из «Динамо-Энергии» в «Ак Барс»? Мог тогда представить, что раскроешься так, что сейчас будут сравнивать с Ягром?
– Если в себя не верить, не ставить больших целей, смысла нет заниматься делом. У меня никогда не было такого кумира, как Ягр. И сейчас нет. Но я всегда стремился достичь вершины. И она, я надеюсь, впереди. Спасибо Крикунову, что взял меня в «Ак Барс» и помог восстановиться.
– Некоторые репортеры за прихрамывающую походку тебя иногда сравнивают с бразильским футболистом Гарринчей…
– Я им так сказал при встрече: «Вы не заметили? Я не в футбол играю, а в хоккей». У меня не нога, а одна рука короче другой… Ой, Гена, смотри, тебе на куртку паучок упал.
Корреспондент «СС» Геннадий Набатов, бросив косой взгляд на ворот куртки, щелчком пальца отправляет паучка в вертикальный полет. Дацюк смотрит на Гену с укоризной.
– Лихо ты его. Ну и что, я, как хоккейный паучок, должен с тобой за это сделать? Кстати, он вверх полз. Это на счастье, говорят.
КОРОНА И ОХРАННИКИ
– Хоккеисты в России и в Америке время на выезде проводят одинаково?
– Одинаково – это с девушками, что ли? Если серьезно, тут приезжаешь в город, на тренировку, на ужин, и уже 10 вечера. Свободного времени нет. Все напичкано, живешь по графику. Как солдат легкого поведения. А там у тебя минимум полдня есть. Ты используешь его как хочешь. Со знакомыми пообщаться, в ресторане посидеть, в кино сходить.
– Уровень суперлиги сопоставим с НХЛ?
– Далековато еще – и по интенсивности игры, и по зрелищности. Причин много. Площадки у нас разные, заряженность другая. Все-таки 20 тысяч зрителей на стадионе не могут не подгонять игроков. Атмосфера потрясающая. Вот я два года назад ездил в Барселону, где проходил слет профсоюза НХЛ. И пошел на футбольный стадион «Ноу Камп» на 80 тысяч зрителей. Стадион пустой, но давление уже чувствуется.
– Возможно провести суперсерию между чемпионами – «Динамо» против «Тампы»?
– Нет ничего невозможного. Трудно будет устроить – у нас правила разные. Не знаю, что произойдет в этих матчах. Но уверен, что зритель точно выиграет.
– У нас в газете принято делать символические шестерки. Кого ты выберешь своими партнерами? Дацюк в центре, два защитника, два форварда и вратарь.
– А можно меня в центр не ставить? Я за бортиком постою. И давайте выберу игроков по амплуа. Лучший вратарь – Мартин Бродо. Защитник – Никлас Лидстрем. Форвард – Петер Форсберг. Ничего, что в тройке два шведа?
– Не считаешь, что у сборной есть вратарская проблема?
– Зачем же на этом зацикливаться? Главное, чтобы мы им помогали. И они хорошо играть будут. Не надо никого делить на хороших и плохих. Мы все – одна команда. Зависим друг от друга.
– В Австрии тоже будете отпускать бородку на удачу?
– Если она расти будет, то да. Если не будут волосы появляться на подбородке, то что поделать? Не накладную же бороду носить?
– Ты когда последний раз ездил на автобусе?
– Каждый день с командой. А если на рейсовом, то пять лет назад в Екатеринбурге. Жена говорит: «Поехали на автобусе». Это у нас специальная акция была.
– Ну да, у тебя уже автомобиль был. Кажется, «Ауди».
– Ага, и два охранника. Из машины на руках выносили. Один корону поправлял.
– А на метро катаешься?
– До Нового года только так и передвигался. Москву ведь не знал.
– Неужели никто в подземке не узнавал? Расписаться не просил?
– Автографы я часто в Америке давал. Когда в чековой книжке расписывался. А так приятно, когда дети подходят. Родители говорят: «Видишь, парень какой грустный стоит. Иди, подними ему настроение».
– У тебя искрометное чувство юмора с детства или после того, как с журналистами стал общаться? Они любят задавать глупые вопросы. Например: «О чем думали, когда забивали гол?».
– Ну, не обижайте своих коллег. А чувство юмора – это понятие растяжимое. Если вам смешно, это не значит, что другие улыбаться будут. Я стараюсь, чтобы шутки-подколки были в каждом интервью. Вот Шах (Вадим Шахрайчук, партнер по «Динамо». – Прим. ред.) прочитал беседу со мной. Слабо, говорит. А в другой день улыбается: «Сегодня нормально, молодчик. Уже твой уровень». Надеюсь, и это интервью не хуже получится.
Выражаем благодарность сотрудникам УТЦ «Новогорск» и его директору Николаю Доморацкому за помощь в организации работы корреспондентов «СС».





