Встреча для вас. Легендарный тренер Скотти Боумэн: Мои фавориты–Канада, Чехия, Россия

ХОККЕЙ
ЧЕМПИОНАТ МИРА
Обладателя девяти Кубков Стэнли и архитектора «Русской пятерки» мы заметили в конце матча Россия – Белоруссия (2:0). Краем глаза увидели мощный затылок, выставленную нижнюю челюсть пожилого мистера, выходившего в коридор, и минуту спорили: «Он или не он?» Оказалось, что он – Скотти Боумэн. Да не один, а с коллегой Барри Смитом!
МИСТЕР ЦЕЛЛОФАН
Удивительно, что появление «такой глыбы, такого человечища» на чемпионате мира прошло совсем незамеченным. На двух больших табло венской арены крутили кого угодно – начиная от целующихся парочек и «оторванных» болельщиков. И заканчивая президентом Австрии, по-хулигански вертевшим красно-белым шарфом над головой, когда форвард его сборной забил единственный гол в ворота словаков (1:8). За Боумэном не бегали толпы журналистов, его не замечали коллекционеры автографов, фотокоры отворачивали головы в сторону площадки. Люди, очнитесь, что с вами?!
В мюзикле «Чикаго» был персонаж, называвший себя «Мистер Целлофан» – «я есть, но меня не видят». Тот самый случай. Мистер Боумэн пытался пройти в ложу почетных гостей, но суровый охранник вежливо, но твердо попросил его найти другое место. Боумэн и Барри Смит спустились на нижний этаж и сели в боковой сектор – менее удобный, но не потерявший от этого статуса VIP.
«Интервью для русской газеты? Встретимся после первого периода матча Словакия – Австрия», – махнул рукой великий тренер, за которым мы шли все это время и видели его попытки найти себя в ревущей чаше «Штадтхалле».
Легко сказать, трудно сделать. В перерыве Боумэн и не думал выходить из почетного сектора. А нас туда не хотел пропускать еще один неумолимый секьюрити. И даже просьба позвать Скотти Боумэна породила массу ненужных и обидных вопросов: «Кто этот господин? Как он выглядит?» По отношению к Боумэну это похоже на шутку, которую отпустил Чарли Чаплин при встрече с премьер-министром Великобритании: «Простите, как вас зовут? Я не расслышал ваше имя».
В ВЕНУ ЧЕРЕЗ 38 ЛЕТ
Но вот все приключения позади, мы сидим рядом с Боумэном. Говорим о чемпионате мира и о том, чем великий тренер занимается в эпоху локаута, когда люди из мира НХЛ дружно потеряли работу.
– Скотти, только что приехали в Вену?
– Да, и сразу с самолета – в «Штадтхалле». Не хотелось пропустить игру России против белорусов. Но в Вене я ненадолго. Уже завтра – в Инсбрук. Там будет еще один матч, который очень хочется посмотреть: Канада – США. Также у меня с Барри Смитом на чемпионате мира есть дело: ИИХФ попросила нас устроить тренерский семинар, на котором будут рассмотрены различия между европейским и североамериканским хоккеем.
– Как вам Вена?
– Потрясающий город. Очень красивый. Представляете, я не был в Вене уже 38 лет! Последний раз – в 1967 году на чемпионате мира. Помню, что канадцы стали третьими, а первое место заняла сборная СССР. В символическую шестерку включили сразу четырех ваших хоккеистов – Александра Рагулина, Анатолия Фирсова, Александра Альметова и Вениамина Александрова.
– Что думаете о нынешней игре нашей сборной?
– С белорусами вы играли очень хорошо. Имели много моментов, чтобы забить гол. Правда, с реализацией неважно. Зато ни одной шайбы не пропустили. Кстати, кто сейчас вратарь сборной России? Я приглядывался, но так и не узнал.
– Сергей Звягин.
– А где играет?
– Был в «Нефтехимике», теперь подписал контракт с «Динамо».
– С клубом, который выиграл чемпионат страны? А кто же основной вратарь «Динамо»?
– Виталий Еремеев. Он также первый голкипер сборной Казахстана, но на чемпионат мира не приехал.
– Спасибо за информацию. Я слежу за мировым хоккеем, но, конечно, знаю не все.
– После матча в микст-зоне мы заметили любопытную сцену: вы первым встретили выходящего со льда Павла Дацюка, обнялись, о чем-то поговорили.
– Я обожаю этого парня. Считаю, что Дацюк – замечательный игрок. В «Детройте» у нас были прекрасные отношения. После матча мы с ним вышли покурить, как говорят в России. Нет, конечно, не дымили сигаретами, а просто разговаривали за жизнь. Поговорили о его семье, ребенке. У Павла очень симпатичный малыш.
– Если бы в этом году вручался приз «Харламов Трофи», который «Советский спорт» учредил для лучшего энхаэловца среди россиян, его наверняка получил бы Дацюк. Можно по манере игры сравнить Павла с великим Харламовым?
– Это трудно, потому что Дацюк выступает на позиции центрфорварда, а Харламов был крайним нападающим. Но мне очень нравится смотреть на Дацюка. Впечатляет, как он хорошо владеет клюшкой, его выдающийся дриблинг.
ПЕНСИОНЕР ИЗ ФЛОРИДЫ
– Что вы делали во время локаута? Отдыхали? У вас шикарный загар!
– Я просто переехал во Флориду (в США этот жаркий штат называют курортом для пенсионеров. – Прим. ред.). Иногда смотрю хоккей. Правда, это уже не НХЛ, а Лига Восточного побережья.
– Собираетесь дальше работать в «Детройте»? В прошлом сезоне вы были консультантом команды…
– В НХЛ локаут. А вот когда он закончится, могу продолжить работу консультантом «Детройта». Правда, останусь жить во Флориде – мне разрешено работать на дому. К тому же тут можно вживую смотреть, как играет «Тампа» – действующий обладатель Кубка Стэнли. Мне это полезно, потому что тренер должен всегда узнавать что-то новое.
– Зимой вы приезжали в Россию. Удалось посмотреть хотя бы одну игру суперлиги?
– Нет. Я был на прощальном матче Игоря Ларионова, да и только. А еще видел в феврале, как выступает сборная России на Шведских играх. Поэтому мне сложно составить полноценное впечатление о суперлиге.
– Если после локаута будут снижены суммы контрактов в НХЛ, может ли суперлига потягаться с североамериканцами?
– Я думаю, да. Найдутся игроки, которые останутся в России, а не поедут в НХЛ. В первую очередь потому, что у вас им предложат более выгодный контракт.
– Кто займет первые три места на чемпионате мира в Австрии?
– Не могу сказать про сборную США, что это сильная сборная. Но Канада определенно мне нравится. Эта команда может в третий раз подряд выиграть золото. Еще хочу отметить чехов. И, конечно, Россия. А еще импонирует, как словаки играют в нападении. Посмотрим, сколько шайб они сегодня заколотят в ворота австрийцев… Итак, четыре сборные. Можете расставить их по рангу так, как считаете нужным.
– Последний вопрос. Если вас очень хорошо попросят, вы станете главным тренером сборной России?
– (Смеется.) Сейчас для меня это очень трудная работа. Как тренер я уже провел свою последнюю игру. Я много разговаривал с Игорем Ларионовым и Вячеславом Фетисовым, когда они предлагали мне возглавить сборную России на Кубке мира-2004. Но тогда я отказался. Мне очень нравится русский хоккей. Но преград много. Как минимум придется учить русский язык. Когда руководишь игроками, нужно, чтобы они тебя понимали.





