Взять кровь из Вены

В Вене Владимир Крикунов представил новую, небывалую сборную России. За долгое уже безвременье у нас случались разные команды
news

ХОККЕЙ. ЧЕМПИОНАТ МИРА
ПОСЛЕСЛОВИЕ

 В Вене Владимир Крикунов представил новую, небывалую сборную России. За долгое уже безвременье у нас случались разные команды. То разыгрывались амбиции. То поигрывали нервишки. То душили комплексы.

У нынешней сборной, я бы сказал, играла кровь. Она не предавалась унынию и не поддавалась тупой инерции. Она была живая.

ПОСЛЕДНИЙ ГЕРОЙ

С финальной сиреной в матче за бронзу мелькнуло вдруг удивительное незнакомое чувство. Изредка, когда наши завершают с медалями, думается так: доскрипели-таки. А здесь! Вот если б это еще не чемпионат был, а только увертюра к нему, и чемпионат только завтра начнется, и есть возможность чуток подправить состав, малость закрепить связи. Вот наши навели бы шороху!

С таким чувством мы и расстались на время со своей командой: взять бы из Вены эту играющую кровь и перелить ее в Турин, и дальше, как говорится, везде. Но это, с одной стороны, только наше настроение. А с другой – только теория. На практике венский чемпионат рискует остаться эпизодом в сбивчивой биографии сборной.

Сформулирую тезисно достижения и упущения нашей команды в Вене.

Захвачена стратегическая инициатива в матчах с соперниками из Европы. Если опираться на венские материалы, то теперь не нашим ломать голову, как играть со шведами, финнами, чехами, а наоборот. И впервые в ХХI веке предпринята реальная попытка зацепиться за результат во встрече с канадцами.

Функциональные возможности нашей команды, прежде из чемпионата в чемпионат хромавшие то на одну, а то и на обе ноги, в Вене выглядели наибольшими в сравнении с главными соперниками.

Тактическая линия игры – с попытками длинных рисковых передач (чаще, признаем, только попытками) и непринужденным движением – выгодно отличала нашу сборную на общем фоне. И фрагментами ставила ее в верхний ряд наравне с отточенным и разящим рацио канадской атаки (проявлявшимся лишь всплесками).

Бронзовые медали выиграла команда, не освоившая системы защитных действий. Не приготовившая игру в большинстве и меньшинстве. И даже, судя по овертайму с финнами, игру «четыре на четыре». Команда, где тренер в общем-то так и не разобрался с составом. Что и неудивительно: примерно половину команды Крикунов взял в Вену, что называется, методом тыка, не имея возможности толком испытать в деле.

Теперь логически напрашивается продолжение. Дальше, дальше, дальше, Владимир Васильевич! Твори, выдумывай, пробуй! Но последует продолжение-то?

Сборной России в Вене повезло (никогда не применяю этот глагол к игровым коллизиям, но здесь разговор не об игре, а о погоде в сборной). Крикунов, чемпион России, взялся за национальную команду со спокойной душой и с легким сердцем. С долей, может быть, пофигизма. Крикунов снарядил команду в этакое приключение. Нечто в духе проекта «Последний герой» в свободное от работы время. Долбил-долбил я на страницах «СС»: ну попробуйте, вручите сборную на ЧМ тренеру – свежеиспеченному чемпиону России, вот увидите: плохо не будет. Вручили, наконец, – потому что выхода другого не было.

Но Крикунов работает в «Динамо». И он только-только застолбил за собой этот видный участочек в нашем хоккейном хозяйстве. Как тренеру «Динамо» Крикунову предстоит второй сезон, который, как правило, для любого тренера труднее первого. Кроме того, у «Динамо» вот уже дюжину лет послечемпионский сезон успешным не получается.

Так что необходимая доза здорового пофигизма от Крикунова наперед не гарантирована.

СБОРНАЯ ПРИЦЕПОМ?

Если венское приключение вогнало Крикунова в азарт, он, быть может, и решится на совмещение постов, давно уж чреватое для специалиста высокого уровня. Но ведь есть еще и соображения на сей счет у руководства клуба, пусть обычно и отзывчивого к пожеланиям федерации.

«Динамо», подметим, – команда, которую главный тренер традиционно держит под контролем неотрывно. Не только между играми, но и на сборах, где пополняет ей запасы хоккейного горючего. На том «Динамо» стоит.

И даже если Крикунов решится на совмещение и клуб не станет возражать, то что: сборная пойдет прицепом? Как при Билялетдинове, что ли?

Вариант первый. Сборная формируется на основе «Динамо». Вариант с виду продуктивный. Динамовские хоккеисты на круг сыграли в Вене лучше всех. Но с какого панталыку конкуренты, ни чуть не обедневшие, допустят высокую концентрацию умельцев в бело-голубом лагере? Вон «Магнитка» с превеликим удовольствием подмигивает Овечкину, справедливо, наверное, повышающему свои материальные запросы. Между тем «Динамо», со своей стороны, в послечемпионские сезоны почему-то любит затягивать поясок потуже.

Вариант второй. Крикунов уходит из «Динамо» в сборную. Теоретически вариант наилучший, практически – немыслимый. Хоть Владимир Васильевич в известной мере и авантюрист, но не враг же он своему благосостоянию! Видно же по человеку, насколько он ценит крепкий тыл и налаженное хозяйство.

На наших глазах разворачивается футбольная версия такого вот второго варианта. Но слишком велика разница между случаем Семина и случаем Крикунова. Семин в «Локо», можно сказать, засиделся. Крикунов в «Динамо» только освоился. Во главе РФС – Мутко, сразу проявивший политическую волю и гарантирующий сборной всестороннюю опеку и заботу, умеющий делать предложения, от которых невозможно отказаться. Во главе ФХР – Стеблин, у которого вечно получается «на охоту ехать – собак кормить».

Между тем очевидно: Крикунов необходим сборной целиком. Сборную нужно вести, сборную нужно как можно чаще держать в руках. Возможно, даже не слишком сильно меняя впредь ее состав. Нужно вбивать в игроков стереотипы и варианты, недоделки в которых выглядели бы на ЧМ-2005 жуткими, коли б не общее благоприятное впечатление от команды. И тренер сборной лично обязан, я убежден, заниматься селекцией. Потому что в нашем тренерском корпусе на вкус и цвет товарищей нет. К тому же в Вене выяснилось, что далеко не каждый умелый игрок – игрок для тренера Крикунова. Например, слишком тяжело, неожиданно тяжело играл Козлов, один из лучших в сезоне, между прочим. И, считай, никак не сыграли ярославцы.

В Вене-то мелькнул только проблеск, только фрагмент той сборной и той игры, которые всем нам грезятся. Даже если взять самую жизненную нашу линию – нападение. Дацюк, Овечкин, Семин, Малкин – вот остов, вот начало той команды, которая сумеет побеждать всех. Да и то при условии, если с ними удастся последовательно работать.

ДЕЛА СЕРДЕЧНЫЕ

Планку нужно ставить высоко. Я думаю, в ближайшие годы больше не удастся встретиться со столь бессильной командой Канады (наши, вспомните, забили ей три «позиционные» шайбы – нормально шевелящаяся Канада ни за что бы такого не позволила). И не факт, что в другой раз удастся так ловко выкрутиться с чехами.

Рассматривая главные величины последнего десятилетия – Чехию и Канаду, думаешь не только об организации работы, которая у нас вечно буксует. Думаешь о духовном. Чешская команда, не так давно вдоволь навыигрывавшая титулов, наверное, сыта до сих пор. К тому же в Вене у чехов была изрядно старая команда. Но она, эта команда, весь сезон жила с образом трагически ушедшего Ивана Глинки в сердцах. И перемогла канадцев не на Кубке мира, так в Вене благодаря этому особому своему чувству. Вопреки, быть может, объективным своим сегодняшним возможностям и житейским настроениям-планам каких-то игроков.

А Канада… Канада пошла выигрывать все подряд с того момента, когда в канадских командах НХЛ стали забывать, как выглядит Кубок Стэнли. Когда Штаты, по канадской мерке большая хоккейная деревня, даже на уровне сборных вдруг покусились на извечный приоритет Канады.

Чтобы побеждать, сборной, да и всему национальному хоккею требуется особого рода импульс, особой трепетности чувства. Нужно, чтобы всех что-то зацепило.

У наших хоккейных людей как не было, так и нет такого импульса и такого чувства. Весь этот текст я построил с тем расчетом, что до олимпийского турнира доберется самая перспективная начинка сборной венского образца. А если нет? Если Олимпиада без энхаэловцев? И если к будущим чемпионатам мира сборная будет снова получать из-за океана игроков, так сказать, одной «хорошо продающейся там» функции: игрок – бросок, игрок – силовой прием и т.д.? Что тогда? Боюсь, без особого, всех согревающего чувства наша кровь, весело поигравшая в Вене, опять свернется. Мы, может быть, только потому эту бронзу и взяли, что этот сезон все сыграли дома. И Саша Овечкин, наверное, только потому уже обгоняет сегодня в своем хоккейном оснащении всех наших заморских (кроме Дацюка), что поневоле тут задержался.

Вот вам в общих чертах ситуация. Сложнейшая. Требующая труда и усердия.

Новости. Хоккей