«Коньки точим, клюшки починяем!» Представляем команду специалистов мужской сборной России по хоккею

В олимпийском штабе хоккейной сборной официально числятся: врач Игорь Силин, администратор Владимир Меринов, тренер-массажист Константин Рогатин, видеотренер Анатолий Букатин. Им в помощь из «Динамо» откомандированы врач Валерий Конов и массажист Сергей
news

ТУРИН-2006
ГЕРОИ НЕВИДИМОГО ФРОНТА

В олимпийском штабе хоккейной сборной официально числятся: врач Игорь Силин, администратор Владимир Меринов, тренер-массажист Константин Рогатин, видеотренер Анатолий Букатин. Им в помощь из «Динамо» откомандированы врач Валерий Конов и массажист Сергей Уланов…

Этот материал продолжает предолимпийскую рубрику «Герои невидимого фронта», начатую в номере за 24 января и продолженную 27 и 31 января. Сегодня – речь о хоккеистах.

НА ВСЕ РУКИ МАСТЕРА

Тренер-массажист Константин РОГАТИН, массажист Сергей УЛАНОВ

Имя Константина Рогатина в хоккейном мире известно. Сейчас он работает в чеховском «Витязе», так что есть и его заслуга в том, что лидер и капитан подмосковной команды Александр Королюк стал олимпийцем.

– В мои обязанности входит точка коньков, подготовка амуниции – клюшек, формы, а также легкая мануальная терапия (массаж), – рассказывает Рогатин. – А вообще в хоккее я без малого 30 лет. Начинал в 78-м в «Спартаке», которым руководил тогда Роберт Черенков. Судьба свела меня с таким асами, как Якушев, Шадрин, Шалимов… Ох и загонял их своими кроссами тренер. Семнадцать лет я отдал «Спартаку», бок о бок с Кулагиным, Майоровым, тем же Якушевым. В 94-м году Борис Михайлов пригласил меня в сборную, где я проработал до 2002-го. А затем уехал за океан – в «Нью-Йорк Айлендерс». Там пробыл вплоть до локаута. В июне прошлого года вернулся в Россию и сейчас работаю в «Витязе» и сборной.

НЕЗНАКОМЫЙ НАБОКОВ

Выпускник института физкультуры Рогатин может сравнить методику здесь, в России, и в НХЛ. Самое интересное: в «Айлендерс» он коньки не точил, был только массажистом. В сборной же отвечает за «техническую часть». Но при необходимости с охотой применяет свои медицинские навыки и умения. Словом, и швец, и жнец, и на дуде игрец.

– Что вы, – с удивлением посмотрел на меня Константин, когда я поднял эту тему. – Там, в НХЛ, каждый занимается своим делом. Про мою многопрофильность когда в клубе услышали, удивились. А узнали как? Наши российские ребята из других команд попросили меня поточить им по старой дружбе коньки.

Рогатин был в сборной на Олимпиаде-98 в Нагано, на серебряном чемпионате мира-2002 в Швеции, в Солт-Лейк-Сити работал с женской сборной, помогая при этом мужчинам. Наконец, прошлой весной входил в штаб бронзовой сборной на чемпионате мира в Австрии.

– В Нагано у нас в команде была потрясающая, ни с чем не сравнимая атмосфера, каждый горел желанием победить, – с охотой вспоминает Рогатин. – Вдохновителем всего этого был Паша Буре, наш капитан и лидер атак. Надеюсь, сейчас в Турине сборная выступит не хуже, чем восемь лет назад.

Незнакомых ребят в нынешней сборной для Рогатина почти нет. Разве что вратарь Евгений Набоков, который в силу разных причин в национальной команде пока не играл. Константин крепко дружит с Алексеем Яшиным, который при всей своей немногословности любит пооткровенничать с любимым массажистом, излить душу.

– Должен признать, массажист не только массирует, он, если хотите, доверенное лицо хоккеиста, – говорит Рогатин. – В суперлиге не все игроки —профессионалы, многие из них к массажу относятся, как к обузе, в сборной же – совсем другое дело.

500 КГ БАГАЖА

После этого наш с Константином разговор перетек в другое, «техническое», русло. Оказывается, его туринский багаж весит что-то около полутонны. Это станок для точки коньков, станок клепальный, массажные кушетки, лента и прочее. А уж о премудростях подготовки коньков Рогатин может рассказывать часами.

– Самые капризные в смысле точки коньков, как ни странно, вратари, – улыбается Рогатин. – Для голкипера коньки – первое дело. Нападающие тоже привередливы. Одни просят просто освежить лезвия, чтобы повысить маневренность в углах площадки. А к примеру, скоростной Королюк предпочитает очень острые коньки.

Интересно, как попросит Рогатина поточить коньки в Турине Набоков, отличающийся маневренной и быстрой игрой в основной вратарской стойке?

МАССАЖ ПЛЮС НЕМНОГО «ТЕХНИКИ»

Специалист с медицинским образованием Сергей Уланов, помощник Рогатина, наоборот, отвечает за медицинскую часть, главное его дело – массаж. Но при надобности может и амуницию поправить, зашить-заштопать, крюк клюшки заменить, изолентой обмотать, коньки отрегулировать – заусенцы снять. Точка для Уланова – тоже дело привычное. Занимался этим в юниорах и молодежной сборной.

– Сам я из Ногинска, а это рядом с Электросталью, – рассказывает Уланов. – Хоккеем бредил, еще когда работал пять лет массажистом в больнице. И вот руководитель электростальского «Кристалла» Равиль Исхаков взял меня к себе. Я работал с юниорами 84-го года рождения – Жердевым, Шкотовым, Бабчуком, Барулиным… В Словакии на чемпионате мира золото упустили на последних секундах игры с американцами... Затем меня взяли в молодежную сборную. В Галифаксе в 2003-м стали чемпионами. Ну а потом пригласили в первую сборную – ездил на Кубок мира, чемпионат мира в Вену.

– Перед матчем или тренировкой я делаю ребятам по их просьбе массаж, растираю старые болячки, – делится нюансами работы Уланов. – Особо это дело любят динамовцы. Тот же Сушинский или Харитонов без массажа не обходятся. Вот и сейчас перед тренировкой я растирал Харитонову травмированное место. Ребята эти, кстати, настоящие мужики! Как они смогли доиграть финальный матч Кубка европейских чемпионов, только им одним известно. Исключительно на морально-волевых качествах.

К ЕГО МНЕНИЮ ПРИСЛУШИВАЛСЯ ДАЖЕ ТИХОНОВ

Видеотренер Анатолий БУКАТИН

Его должность в сборной только называется скромно – видеотренер (не путать с видеооператором!). На самом же деле на плечи Анатолия Букатина возложены очень серьезные обязанности. Он анализирует результаты медицинского обследования игроков на предмет их функциональной готовности, участвует в организации допинг-контроля, планировании учебно-тренировочной работы. Кроме того, Букатин отвечает за видеообеспечение сборной: разыскивает видеоматериалы о соперниках, готовит подборку интересующих тренеров фрагментов матчей. Этим он занимается совместно с Владимиром Юрзиновым. Ну а затем уже отобранный материал попадает к «верховному главнокомандующему» Владимиру Крикунову.

Прошлой весной перед чемпионатом мира в Австрии мне посчастливилось брать большое интервью у Юрзинова. Беседовали мы в его номере во время тихого часа. Спустя какое-то время дверь отворилась и на пороге появился Букатин с горой видеокассет: предстояла кропотливая неотложная работа. Тем не менее гостю в моем лице любезно дали возможность закончить интервью. Более того, показалось, видеотренер даже был смущен тем, что невольно на какое-то время прервал наш с Юрзиновым разговор.

По этому маленькому эпизоду вполне можно судить о человеческих качествах Букатина – он на редкость скромный, отзывчивый, всегда готов прийти на помощь нашему брату-журналисту.

САМА СКРОМНОСТЬ

– Только, пожалуйста, не выпячивайте мою роль в сборной, – взмолился Анатолий, когда я достал диктофон.

– В первой сборной я с 1994 года. А до этого занимался научно-методическим обеспечением на юношеском и молодежном уровне. Начинал в штабе юниорской команды Равиля Валиуллина с ребятами 73-го года рождения. Ох и подходящая тогда собралась бригада: в воротах Хабибулин и Скудра, в обороне – Трощинский, в атаке – Яшин, Ковалев, Николишин, Кривокрасов… В 92-м в немецком Фюссене костяк этой команды выиграл молодежный чемпионат мира!

Во время матчей Букатина на скамейке запасных нет, он на трибуне тщательно фиксирует технико-тактические действия игроков. Самое главное – наш видеотренер в деле весь сезон, а потому знает о хоккеистах суперлиги буквально все. Когда летом 2003 года сборную России, после четырехгодичной ссылки в высшую лигу, неожиданно возглавил Виктор Тихонов, злые языки нашептывали, что состав ему набирал Букатин!

ЗНАК КАЧЕСТВА ОТ ТАРАСОВА, ТИХОНОВА И МИХАЙЛОВА

Врачи Игорь СИЛИН, Евгений КОНОВ

Врач в команде – фигура ключевая, его роль сравнима разве что с ролью вратаря. Бывают минуты, когда все в сборной с надеждой смотрят только на доктора. И тот делает чудеса, ставит на ноги безнадежно травмированного или больного игрока. Ну а когда в штабе есть такой человек, как Игорь Силин, начинавший в ЦСКА еще при Анатолии Тарасове… Тем более что вместе с Силиным в Турине будет эскулап из «Динамо» Валерий Конов, досрочно поставивший на ноги Максима Сушинского и Александра Харитонова.

Наш разговор с Силиным в Новогорске перед самым отлетом сборной на Олимпиаду проходил при любопытных обстоятельствах. У Игоря Владимировича вдруг обнаружился порез пальца, и стоявший рядом Конов не без иронии предложил: «Владимирыч, первую помощь не оказать?» Силин смутился, но через некоторое время отдался в руки напарника. Тот моментально продезинфицировал ранку и наложил пластырь.

– Да-а, в хоккее я с 70-го года, – задумчиво произносит Силин. – А до этого был врачом на подводной лодке, ходил по морям-океанам: я ж закончил Ленинградскую военно-медицинскую академию. А теперь стал специалистом широкого профиля (смеется). Досконально изучил женские и даже детские болезни – ведь к врачу в команде со своими проблемами идут буквально все. Вот и приходится лечить членов семьи игроков, в том числе и их детей. Работа 24 часа в сутки, Валерий Евгеньевич не даст соврать.

– Точно! – вступает в разговор Конов. – У меня знакомый врач в Тольятти работал, и вдруг из «Лады» ушел с существенной потерей зарплаты. «Что случилось?» – спрашиваю. «Да устал я от этих бабушек, дедушек, кошек, собачек и рыбок», – отвечает.

– В сборной я с мая 1977 года, – продолжает Силин. – Так что поработал на всех крупных и не очень турнирах: Приз «Известий», серии матчей за океаном, чемпионаты мира и Европы, Олимпийские игры… Не был разве что на Олимпиаде в Нагано в 98-м году. Но через четыре года оказался в Солт-Лейк-Сити. Так что вспомнить есть что. Через мои руки прошло большинство ребят нынешнего туринского призыва.

Надо признать, по сравнению с 70–80 годами работа врача в команде изменилась. Если раньше я весь сезон бок о бок проводил почти со всеми кандидатами в сборную, хорошо знал их болячки, то сейчас приходится все делать с листа. Времени на подготовку почти нет. Но вдвоем, надеюсь, справимся. Кстати, обязанности с Коновым будем делить чисто эмпирически, помощь вне льда оказывать в порядке живой очереди. Надеюсь, в Турине, как и в Солт-Лейке-Сити, обойдется без серьезных травм и болезней.

Есть ли секреты у врача? Конечно, но рассказывать о них – значит, выдавать профессиональную тайну. Ну хорошо, а хотя бы насчет еды? Чем, например, будут ребята подкрепляться в Турине? Из нашего разговора выяснилось, что никаких продуктов из России сборная не берет, даже знаменитый целебными свойствами «Боржоми».

– Пристрастия в еде у энхаэловцев и игроков суперлиги разные, – говорит Силин. – Там, за океаном, в ходу энергоемкие пасты, спагетти, а у нас ребята любят мясо. Есть и те, кто перед матчем предпочитает куриный бульон. На всех не угодишь. В олимпийской деревне каждый сможет найти пищу по душе. Не боимся ли, что подсунут отравленную воду? А мы, спрашивается, на что? Все будем проверять!

Новости. Хоккей