Спасибо, мистер Бэттмен!

ЗАЦЕПИЛО
В Турине на наших глазах ставится уникальный эксперимент. На просторных европлощадках впервые играют по новым энхаэловским правилам. Эффект потрясающий! Такого великолепного хоккея я, например, не видел со времен Тарасова – Чернышева!
Напомню молодым поклонникам хоккея, что до конца 60-х годов по правилам Международной федерации силовая борьба на чужой половине поля была запрещена. Когда канадцы стали настаивать на участии в чемпионатах мира профессионалов, ЛИХГ (так тогда называлась ИИХФ) пошла на сближение правил и разрешила, как и в НХЛ, вести силовую борьбу по всей площадке. Тогда это казалось огромным шагом вперед, что, по сути, так и было, если бы исподволь в европейском и заокеанском хоккее не стала расцветать тактика мелкого фола. В Старом Свете в лидеры вышли чехи и шведы, и эта тактика помогла им не только достойно сопротивляться, но и побеждать советскую «красную машину».
В НХЛ в середине 70-х доминировала зубодробительная «Филадельфия». Затем после некоторого ужесточения законов на авансцену в 90-е годы выдвинулись капканостроители из «Нью-Джерси», трижды взявшие Кубок Стэнли. Мировой хоккей стал до безобразия примитивен, форварды могли проявить свой талант разве что в большинстве. Зато до заоблачных высот взмыла цена на защитников-разрушителей и «полицейских», резко упала результативность. Достаточно вспомнить кошмарный финал чемпионата мира-98, когда за два матча шведы и финны сподобились забросить лишь одну шайбу.
Но, как это часто случается, не было бы счастья, да несчастье помогло. В НХЛ разразился локаут. Следя за развитием заокеанского трудового конфликта, многие сосредоточились на деньгах, потолках зарплат и прочей бухгалтерии, поначалу не заметив революционный прорыв боссов НХЛ – введение принципиально новых правил.
После годичного простоя лиге надо было возвращать зрителя, истосковавшегося по эффектным комбинациям, изящным соло форвардов, красивым голам. Вратарям кардинально обрезали всю их защитную амуницию, а защитникам чуть ли не вовсе запретили трогать форвардов: можно только (слегка утрируя) плечо в плечо и клюшка в клюшку. И хоккей тотчас полностью преобразился!
Россия – Словакия. Игра захватила с первых же секунд. Атака то на одни, то на другие ворота. Возможно, хоккеисты действительно тогда еще не поняли, что на Олимпиаде превыше всего не эмоции зрителей, а результат. Ведь, вспомните, при счете 3:3 все бросились забивать, и голевая атака словаков развернулась после того, как Андрей Марков подключился к нападению, из выгоднейшего положения не забил и провалился. С позиций бизнеса – продажи товара под названием хоккей – наш защитник все сделал правильно, с позиций чистого спорта – нет.
Еще более показателен пятый гол в ворота Брызгалова. Помните, как Габорик легко убежал от Вишневского? Случись это в российской суперлиге, защитник наверняка пустил бы в ход клюшку и завалил бы нападающего. Но Виталий даже попытки такой не сделал! Видно, в НХЛ у него уже рефлекс выработался: дотронешься сзади до соперника клюшкой – две минуты получишь автоматом.
Россия – Швеция. Поначалу от игры веяло скукой. Очевидно, что обе команды осознали, зачем они прибыли в Турин. Однако стоило нашим открыть счет, как все забурлило и заискрилось. И вот ведь что интересно: ату грубиянов и мелкопакостников отнюдь не перечеркнуло мужское начало игры, сшибку характеров и мускулов. С каким остервенением Сундин и Ко поперли на наш пятачок, пытаясь шайбу запихнуть в ворота вместе с Набоковым! И какой отпор получили! Ну а уж что за шайбы россияне забрасывали… Сказка! Третий, четвертый, пятый гол – ювелирная распасовка, снайперские броски в касание, ураганные скорости… Уф-ф… Я не верю своим глазам: неужели такое возможно!
Сердечное спасибо, мистер Бэттмен! Новыми правилами вы сделали России такой подарок, о каком Тарасов и Чернышев, наверное, могли только мечтать.





