«Ак Барс» победил на свежую голову. В чем чемпион превзошел соседей по пьедесталу из Омска и Магнитогорска

ХОККЕЙ. СУПЕРЛИГА-2006
РАЗБОР ПОЛЕТОВ
ПАС ВРАЗРЕЗ
«Ак Барс» – достойный чемпион. Мощный, ладный. Кстати, чемпионов сомнительных или спорных в России в последние годы не случалось.
Другое дело, что им не удавалось потом сохранить себя на освоенном уровне, в конкуренции с новыми соискателями золота. И потому наш плей-офф склонен проходить всякий раз с чьим-то подавляющим преимуществом. Для иллюстрации: в каждом (!) из девяти решающих матчей плей-офф казанская пятерка Зиновьева забивала больше, чем вся команда-соперница.
ПОБЕДНАЯ ДИЕТА БИЛЯЛЕТДИНОВА
Чемпионство «Ак Барса» – особый случай. «Ак Барс» в кратчайшее время, за сезон всего, насквозь прочистил свою несолидную, мягко говоря, клубную репутацию. Словно подобрал чудодейственную диету.
Другие богатые клубы годами следовали избранными маршрутами, соблюдая, в общем, правила движения. Казанский – лихачил. Одни шараханья в выборе тренера взывали к могучему сатирическому перу: Плющев, Вуйтек, Билялетдинов. И – бурные потоки игроков, выгодно заезжавших на сезон-другой в хлебосольную Казань. Денег не считавшую, с жиру бесившуюся.
Когда в Казани год назад придержали Билялетдинова после нескладухи у команды-кометы, развалившейся со скрипом несмазанной телеги, казалось: сделали это просто от безысходности. Потому что у тренера Билялетдинова, точно как у клуба «Ак Барс», толковой команды не получалось из года в год, хоть тресни.
Словом, «минус» на «минус». И получился – «плюс». Клуб и тренер сработали этот сезон на свежую голову. «Ак Барс» раньше гонялся за энхаэловцами, да и просто за игроками с именами, рассеянно и бестолково, как кошка за птичками, – теперь оставил только Морозова и Брэтуэйта. Вросших в клуб. Брэтуэйт стал в плей-офф лучшим вратарем, а Морозов сыграл сезон вообще лучше всех в России. Комментарии излишни.
Билялетдинов, в свою очередь, получил, я думаю, импульс от сотрудничества в предыдущем сезоне с уймой умельцев. Просто-напросто ощутил вкус и пользу мастерства. И у меня есть тому доказательства. Прошкин, Никулин, Первышин, Зиновьев, Зарипов, Степанов – все они были известны как игроки крепкие, освоившие какой-то уровень. Но сезон-2006 для каждого из них стал, наверное, лучшим в карьере. Нынче у Билялетдинова они раскрылись.
Катание, мощь и техника – три источника и три составные части чемпионства «Ак Барса». Казанская команда большую часть сезона играла сильно, но играла по-разному. По бразильскому принципу «Забьем, сколько захотим» и с акцентом на оборону. Балуя родную публику россыпью комбинаций и ограничиваясь рационально-строгим рисунком атаки (как в двух заключительных матчах финала).
Но неизменной оставалась, я бы сказал, технико-тактическая самодостаточность практически всех казанских хоккеистов. Вот это и есть новая интонация в работе Билялетдинова. Она легла на фирменные тренерские заготовки: «функционалку», твердую тактическую линию, дисциплину – и получился хоккей, близкий к гармоничному.
Если одним словом – «Ак Барс» и его тренер мастерски мобилизовали внутренние резервы.
БЕЛОУСОВ СЛЕПИЛ ИЗ ТОГО, ЧТО БЫЛО
В плей-офф то же самое проделал вице-чемпион – «Авангард». Вот только «Авангард» не располагал таким запасом прочности, и вышел парадокс. Финальная серия сложилась напряженная, горячая, местами захватывающая. А судя по результату, прошла в одни, омские, ворота.
Только что я прочитал слова сожаления Валерия Белоусова: мы, мол, так рассчитывали на Овечкина, Дацюка, Фролова… Неужто всерьез рассчитывали – в последний момент заманить-перекупить? Почувствуйте разницу. «Ак Барс» принципиально рассчитывал на тех, кто прошел в команде предсезонную подготовку, скромненько подтянув на ходу, по-моему, только Жиру и Косоурова. То есть в «Ак Барсе» прообраз команды четко видели заранее. В «Авангарде» весь сезон пытались высмотреть его в тех игроках, которых удалось собрать.
Звездный принцип, провозглашенный еще прежним руководством омского клуба без малого десять лет назад, по-прежнему в силе. Но нынешний «завоз» умельцев с именами оказался как никогда бедноватым и, видится мне, случайным. К примеру, никто из вновь набранных не дотянул до уровня Калюжного, исправно играющего уже долгие годы (может быть, только Чубаров в концовке к этому уровню приближался). А введение в обойму, скажем, Ячменева, Рыбина, Алексеева, по высоким меркам «Авангарда», – просто селекционный брак (взгляните на их хиленькую статистику). И тот же Маракл, при всем его умении собраться, вратарь не уровня ведущей российской команды.
Если кто из омского состава прибавил в сезоне так ощутимо, как целый отряд упомянутых «барсов», так только Кольцов. Опять же почувствуйте разницу. Белоусов не проиграл Билялетдинову лишь в одном – он выжал из своей команды в плей-офф все, что она объективно в тот момент могла. Но «Авангард» явно проиграл и в точности селекции, и в тренированности.
КИНГ ВЫПЛЕСНУЛ РЕБЕНКА
Бьюсь об заклад: фразу «На месте «Ак Барса» должны были быть мы» часто повторяли в штабе «Магнитки». «Магнитка», с сентября разившая всю суперлигу канадским оружием Дэйва Кинга, в конце концов получила от этого оружия оборотку в духе бумеранга. «Магнитка» оказалась жертвой своей тактической односторонности.
В отличие от Билялетдинова, сумевшего сработать свежо и разнообразно, Кинг сбился на трафарет. Введя и автоматически практикуя канадские ценности: активную эксплуатацию звезды Малкина, разделение игроков по амплуа, делая ставку на канадскую «пургу» в атаке, тренер эдак постепенно и незаметно выплеснул вместе с водой ребенка. Обрубил исконные достоинства – не российские даже, а фирменные магнитогорские. Способность читать игру, взаимодействовать на ощущениях, разжевывать игровой эпизод – а не проглатывать его, следуя приблизительным тактическим курсом. В «Ак Барсе» с Морозовым сделали звено – в «Магнитке» Малкин так и играл всю дорогу сам.
«Магнитка» не даст мне соврать. Это превратилось в огромную проблему, близкую к тупиковой, – отыскать тренера, способного выявить весь потенциал команды. Тренера, которому интересно раскрыть ее, точно цветок. Тренера, которому необходимо это сделать – как Билялетдинову, иначе прощай, репутация и авторитет. В Казани жизнь заставила всех взяться за ум, потому Казань и выиграла.





