Судьба играет человеком…

ПАС ВРАЗРЕЗ
Признаюсь сразу: за энхаэловскими перепутьями Алексея Морозова не следил. Не давал он повода, не привлекал внимания. И запомнились только две детали. Яркая, но короткая вспышка «голов плюс пасов» в «Питтсбурге» в компании с Лемье и Ковалевым. И – более чем скромная, по тамошним меркам, оплата-оценка его хоккейных достоинств.
Но копнешь хоккейную биографию Морозова – и сразу шок! Не тема, а темища. Не сюжет, а основа для романа. О судьбе человека и поворотах в делах хоккейных. Тут такие повороты, что ночь-другую и не уснешь в сложных и трудных раздумьях.
В 1987 году, когда нашему герою было 10 лет, Игорь Дмитриев, тренер «Крыльев Советов», впервые работал в сборной (в связке с Тихоновым) – на Кубке Канады. А потом обстоятельно поделился со мной впечатлениями. В частности: «Я был убежден, что техника в хоккее от Бога. Но опыт в сборной, считай, перевернул мое сознание. Я понял: техника поддается тренировке. И намерен впредь уделять качеству хоккея отдельное внимание».
В середине 90-х, когда у Дмитриева болела голова от жестоких, в духе времени, войн за Дворец «Крыльев» в Сетуни, когда наступало на него тяжелое нездоровье, в «Крыльях», традиционно скромной команде со скромными игроками, накатила вдруг волна искусников: Королюк, Твердовский, Морозов...
Не стало Игоря Ефимовича. Но рассыпались, как блестки, по НХЛ и российской лиге «поздние» его игроки. И в частности, активно приложили руку к первому, в 1998-м, чемпионству Казани…
Но это еще только начало истории Морозова, притормозившей за океаном. Надумал человек перед сезоном-2004/2005 обосноваться на два года в Казани. Нет вопросов: за морем не ценят – здесь оценили. Но обосновался-то он в «Ак Барсе» Вуйтека. И игрок Алексей, по всему, типично «вуйтековский». Но тут команду перехватил у Вуйтека и взял в ежовые рукавицы Билялетдинов. Задорный и юный Ковальчук – и тот надломился. Искушеннейший и видный Ковалев тоже не блистал. А Морозов отыграл тот сезон – комар носа не подточит. И игра его устроила Билялетдинова целиком и полностью.
Я думаю, тут узелок с секретом, и узелок этот еще только предстоит распутать. Один мой знакомый тренер с профессиональными предпочтениями, полярными вкусам Билялетдинова, Морозова не воспринимает. «Тягучий какой-то, без взрыва совсем», – приговаривает. А уж для Билялетдинова игрок без взрыва – только вспомните его «Динамо»! – вовсе не игрок. Быть может, к слову, и для Крикунова тоже. Мы же видели Морозова в сборной и на «Карьяла», и на РОСНО. И по тем-то впечатлениям, давайте начистоту, сильно не тужили о его неучастии в Турине.
Билялетдинов, как и Дмитриев почти 20 лет назад, впервые попробовал хоккей высшего сорта осенью 2004-го на Кубке мира (правопреемнике Кубка Канады). Билялетдинов, правда, ничего нам не рассказал тогда о каком-либо пересмотре своих тренерских принципов. Вот только игра Морозова за два сезона расцвела в «Ак Барсе» пышным цветом. И рациональный, не любивший художеств Билялетдинов закрепил с ним в связке Зиновьева, с которым можно поиграть-поискусничать всласть. А там и пятерка целиком подоспела-взошла.
Такая вот история. И у меня нет готового вывода из нее. Давайте обмозгуем вместе.





