Город чемпионов. Корреспондент «СС» рассказывает об Эдмонтоне, команда которого будет играть в финале Кубка Стэнли

ХОККЕЙ. НХЛ
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕПОРТАЖ
От выражения «почетное второе место» жителей этого города коробит. Хоккей здесь – вторая религия. Бог – Уэйн Гретцки, которому воздвигли бронзовый памятник, хотя Великий покинул клуб в самом расцвете сил. Через несколько лет эпоха «Эдмонтона» завершилась. Чтобы возродиться в 2006-м после локаута, – один шаг остался «Нефтяникам», чтобы выиграть свой шестой Кубок Стэнли.
ДЫННЫЙ ФУТБОЛ
Из энциклопедии: «Эдмонтон – столица канадской провинции Альберта. Население (с учетом пригорода) – 1 016 000 жителей. Город по площади – один из самых крупных в Северной Америке (684 кв. км), больше Чикаго, Филадельфии и Детройта. В то же время Эдмонтон по плотности населения в 67 раз меньше, чем Нью-Йорк».
Первое впечатление от Эдмонтона – город-шоссе. Около часа нужно мчаться по пустынному хайвэю, чтобы добраться до центра провинции Альберта. При въезде каждого путника встречает горделивый гранитный монумент, на котором начертано: «Добро пожаловать в Эдмонтон, город чемпионов».
Проверить эту истину возможно в этот же вечер: местные «Эскимосы» встречаются в финале Грэй Кап с «Монреалем». И это тот редкий вечер, когда город жил не хоккеем. Грэй Кап – аналог Кубка Стэнли в Канадской футбольной лиге. Это не тот футбол, где мяч круглый, поле зеленое, а побеждают всегда немцы (если бразильцы разрешат). Это футбол, в который играют крепкие парни в двухметровых по ширине наплечниках, мяч похож на дыню, и его бережно несут на руках за бровку поля. Если забег удается, это называется тачдаун и за него присуждают шесть очков.
И еще это был тот редчайший вечер, когда корреспондент «СС» в Эдмонтоне Марк Лейдерман переживал не за футбольный «Спартак» (другого такого фаната, превратившего свой дом в музей красно-белых, я не видел никогда) и не за хоккейных «Нефтяников». Я же решил болеть за «Монреаль» – только из спортивного интереса. Мне казалось, что от тоскливого созерцания чужестранной игры я усну уже через полчаса. Чтобы посмотреть футбол, мы отправились в молл.
НОЕВ КОВЧЕГ
Из энциклопедии: «В Эдмонтоне в 1981 году был построен самый большой в мире торговый центр – Вест Эдмонтон Молл. В нем расположены огромный аквапарк, Диснейленд, поле для гольфа, пятизвездочная гостиница и более 800 магазинов».
Этот молл так велик, что в нем можно прожигать все выходные, потеряться и убить целый день в поисках выхода. В нем, наконец, можно жить. В центре молла припаркован корабль Христофора Колумба в натуральную величину (уж не знаю, как он туда попал). А может, это ковчег Ноя, потому что внутри корабля расположился зоопарк с крокодилами и пингвинами. Мы зашли в первый попавшийся бар, благо все телевизоры в Эдмонтоне были настроены на одну программу, и попросили меню.
«Эскимосы» из Эдмонтона безнадежно проигрывали. Я внутренне ликовал – выплескивать эмоции наружу было нельзя, очень трагичными казались лица окружающих болельщиков. «Пора менять Рикки Рэя, – глубокомысленно заметил один из них. Рэй, как мне объяснили, – квотербек «Эскимосов» (главный игрок, который бросает дыню через полполя и начинает атаки). – Он провалил прошлый матч. Посмотрим, что сделает Дэнни Мацоцца».
Мне сказали, что этот Мацоцца когда-то был ярым фанатом футбола, ушел из своего бизнеса, нанялся чуть ли не забесплатно в «Монреаль», где прошел курс молодого тренера и созрел для самостоятельной работы. Теперь он должен победить команду, которая его воспитала. Задача не из легких. Тем более у Рикки Рэя не идет игра.
На последней минуте Рэй откидывает мяч партнеру, который бежит со скоростью Форреста Гампа, и тот проносит дыню через все поле. Кажется, 98 метров или около того. Тачдаун. Мне заявили, что это самый длинный забег в истории канадского футбола. Эдмонтон стоит на ушах – команда перевела игру в овертайм.
Рано радуетесь: и «Монреаль» делает тачдаун. Чтобы не проиграть, «Эдмонтон» должен ответить тем же за одну атаку. Проведя аналогии с европейским футболом, у сборной России есть две минуты на то, чтобы забить ответный гол бразильцам. И тут Рэй изгибается, как тетива лука, и пуляет мяч на другую половину площадки, где пас принимает партнер. Тачдаун. Потом – еще один. «Эдмонтон» – чемпион. Матч признан самым драматичным в истории лиги.
Весь город гуляет до утра, а я брожу по моллу, думая купить «эскимосскую» майку Рикки Рэя. Зацепило.
ПЯТЬ ПЕРСТНЕЙ
Извините, что начал с футбола. Дальше будет только хоккей. Но, думаю, эта история точно передает характер жителей Эдмонтона и оправдывает девиз города. Перед финалом нынешнего Кубка Стэнли один из болельщиков сказал мне следующее: «Теоретически должна победить «Каролина». Но «Нефтяники» играют в злой неуступчивый хоккей. Когда говорят, что канадцы бьются за победу до последней секунды, то в первую очередь имеют в виду парней из Эдмонтона. Едва соперник делает замах для броска по их воротам, как «Нефтяник» самоотверженно падает под шайбу. Он не думает, что эта шайба через секунду может превратить его лицо в кровавое месиво».
…Когда-нибудь Эдмонтон переименуют в Гретцмонтон. Пока же в честь самого великого игрока в истории НХЛ, выступавшего за «Эдмонтон» с 1979 по 1988 г., назвали центральную улицу, которая тянется до хоккейного дворца «Рексалл Плэйс». Там же, возле арены, где сражаются «Нефтяники», стоит бронзовая статуя Уэйна Гретцки. Разумеется, с Кубком Стэнли над головой. А напротив – огромный плакат, также ставший городской достопримечательностью. На нем изображены пять чемпионских перстней («Эдмонтон» становился лучшим в 1984, 1985, 1987, 1988 и 1990 гг.), и заканчивает этот ряд многозначительная фраза: «А теперь на другую руку».
Вот уже 16 лет «Нефтяники» сражаются за драгоценную мечту, и сейчас они к ней очень близки.
Из энциклопедии: «В 1972-м «Альберта Ойлерз» дебютировала в ВХА – лиге, альтернативной НХЛ. Через год команду переименовали в «Эдмонтон Ойлерз». Осенью 1978 года «Нефтяники» получают права на 17-летнего Уэйна Гретцки. А летом 1979-го, после распада ВХА, четыре команды – «Виннипег» (ныне «Финикс»), «Квебек» (ныне «Колорадо»), «Хартфорд» (ныне «Каролина») и «Эдмонтон» – принимают в НХЛ».
Чемпионскую команду построил генеральный менеджер Глен Сатер. Причем тем же летом 1979-го, когда на драфте новичков выбрал в первом раунде защитника Кевина Лоу (нынешний генеральный менеджер «Эдмонтона»), в третьем – центрфорварда Марка Мессье, в четвертом – нападающего Глена Андерсона. Прозорливости Сатера можно было позавидовать: он набрал первоклассную молодежь. Она еще подрастет, а пока «Эдмонтон» будут называть командой одного игрока – Уэйна Гретцки.
Угадайте: сколько сердец у этого парня? Правильный ответ – девять. Столько раз Гретцки за карьеру получал «Харт Трофи» (heart (англ.) – сердце), приз самому ценному хоккеисту НХЛ. Уэйн докажет невероятную теорему: за один регулярный чемпионат можно забить 92 гола и набрать 212 очков. А можно и больше – через два года Гретцки побьет свой же рекорд (215 баллов).
Этим человеком восхищались, но… считали неполноценным. В Америке в первую очередь ценятся командные достижения. А Кубка Стэнли у «Эдмонтона» не было: в начале 80-х в лиге правила династия «Айлендерс».
ПЕРЛЫ ГРЕТЦКИ
Из энциклопедии: «Династией в НХЛ называют команду, которая на протяжении нескольких лет выиграла минимум три Кубка Стэнли. Эпоху «Островитян» в 1984 году сменила эра «Эдмонтона».
Символично, что в финале «Нефтяники» обыграли именно «Айлендерс». После великой победы Уэйн Гретцки сказал знаменитую фразу: «Я обнимал женщин, качал на руках детей, прикасался к ювелирным украшениям и держал деньги в кулаке. Но ни одно из этих чувств не сравнится с тем, когда ты поднимаешь над головой Кубок Стэнли».
Гретцки редко произносил что-то небанальное, но когда это случалось, фразы уходили в народ. Так, 19 ноября 1983 года, после победы над «Нью-Джерси» со счетом 13:4 (Яри Курри забил пять голов, Гретцки набрал восемь очков), Уэйн сказал, что играл… против команды Микки-Маусов. Болельщики «Дьяволов» так обиделись, что долго после этого называли Гретцки «мышиным королем». Как в детском саду: кто так обзывается, тот сам так называется.
В 1985-м «Эдмонтон» выиграл второй Кубок Стэнли, и казалось, что «Нефтяников» остановить невозможно. Но в следующем сезоне нашла коса на камень. Подножку «Ойлерз» поставили злейшие враги – соседи по Альберте «Калгари». Та кубковая серия получилась эпической и завершилась только в седьмом матче.
«Калгари» вел 2:0, «Эдмонтон» к третьему периоду сравнял счет. И в этот момент молодой защитник «Нефтяников» Стив Смит, отдавая передачу из-за своих ворот, попал в ногу голкиперу Гранту Фюру, от которого шайба срикошетила в сетку. Эпизод стал таким же знаменитым, как, к примеру, «летучий» гол Бобби Орра. По крайней мере в Калгари его вспоминают всякий раз, когда к ним в гости наведывается «Эдмонтон».
В 1987-м «Нефтяники» снова едва не поплатились за игру в «кошки-мышки». В финале они вели 3–1 в серии с «Филадельфией» и даже привезли несколько ящиков шампанского на пятый матч. Тут молодой да дерзкий вратарь Рон Хэкстолл принес «Летчикам» две победы подряд и был близок к еще одной, самой важной. Но Гретцки все-таки обнял третий раз Кубок Стэнли.
ГЕРОСТРАТ
В 1988-м «Эдмонтон» снова стал чемпионом, причем при необычных обстоятельствах. Во время четвертого матча финала против «Бостона» (3–0 в серии в пользу «Нефтяников», 3:3 в игре) на стадионе «Бостон Гарден»… погас свет. Быстро устранить «блэкаут» не смогли, а играть «втемную» не решились. Серия была перенесена в Эдмонтон, где хозяева благополучно получили четвертый Кубок Стэнли…
Знай, что их ждет впереди, болельщики отказались бы от серебряной чаши, да и вообще от всех драгоценностей мира. Лишь бы не случился «блэкаут» в голове Глена Сатера. Но свет погас и там.
9 августа 1988 года Сатер вошел в историю лиги как Герострат. Он обменял в «Лос-Анджелес» Уэйна Гретцки, Марти Максорли и Майка Крушельницки, получив взамен Джимми Карсона, Мартина Желину, три выбора в первом раунде драфта 1989, 1991, 1993 гг. и $15 млн. Тысячи взбешенных болельщиков «Эдмонтона» вышли в тот день на улицу, которая еще не носила имя Гретцки. Они хотели линчевать Сатера, выпустить потроха хозяину клуба Питеру Поклингтону и даже расстрелять без суда и следствия жену Гретцки – голливудскую актрису Джанет Джонс.
«О коварная Джонс! Ты разрушила великую легенду, как Йоко Оно погубила «Битлз». Не жить тебе на белом свете!» – примерно так вопили фаны, вырывая волосы на голове и вздымая руки к небу. По одной из версий Джонс было скучно в провинциальном Эдмонтоне, она захотела на родину, в гламурный Лос-Анджелес. По другой – Поклингтон и Сатер решили обменять Гретцки, потому что тот начал выказывать недовольство кадровой политикой клуба. Зачем, например, стоило отдавать отличного защитника Пола Коффи в «Питтсбург»?
На самом деле «Эдмонтон» просто не выдерживал финансовой конкуренции. Молодые звезды подросли, каждому нужно было дать большой контракт, а канадская провинция, как это ни парадоксально, не самое лучшее место, чтобы заработать на хоккее. Большой бизнес делают в США, а в Канаде только выживают – так было до локаута. Благодаря этим 15 миллионам «Эдмонтон» смог еще несколько лет сохранять конкурентоспособность.
Когда форвард «Лос-Анджелеса» Уэйн Гретцки впервые приехал в Эдмонтон, его освистали так, что слышно было даже на мексиканской границе. Но «изменник» не сломался. Волею судеб «Нефтяники» и «Короли» встретились в плей-офф-1989. И дальше пошел Гретцки с новой компанией.
А в следующем году «Эдмонтон» стал чемпионом. Та команда была чем-то похожа на нынешнюю, которая встретится с «Каролиной». «Нефтяники» заполучили в «Бостоне» вратаря Билла Рэнфорда, и когда первый номер Грант Фюр получил травму, новобранец отправился в бой. И сыграл так, что был признан самым ценным в плей-офф.
Как тут не вспомнить подвиги 36-летнего Дуэйна Ролосона, на которого сделал ставку «Эдмонтон»-2006. «Нефтяники» доказали, что могут побеждать без мегазвезд (за исключением несгибаемого капитана Марка Мессье, который в 1994-м осчастливил и Нью-Йорк, когда «Рейнджеры» завоевали Кубок Стэнли после 54-летнего перерыва). Они сильны как команда. А только сильные способны дойти до финала плей-офф.
ГОРОДСКИЕ СКАЗКИ
Эти истории об «Эдмонтоне» мне рассказывали в столице Альберты как сказки «Тысяча и одной ночи». На каждом углу, в магазине или кофейне были готовы закатить глаза и начать: «Помнится, играл у нас Гретцки…». Вы еще удивляетесь, что мэр города издал указ, по которому во время плей-офф-2006 в офисы нужно приходить в свитерах «Нефтяников»? Вы крутите пальцем у виска, смотря на фотографии из Эдмонтона, на которых болельщики подтягиваются на фонарях, жгут костры и танцуют вокруг них с надувными Кубками Стэнли?
Напрасно. Просто в городе чемпионов любят хоккей. И верят, что получат перстень и на вторую руку.





