Легенда журналистики Рэд Фишер: Андрей Марков похож на Дуга Харви

ХОККЕЙ. НХЛ
Встреча со старейшим хоккейным журналистом Рэдом Фишером вызвала огромный интерес у болельщиков. Народу так понравились байки от патриарха, что люди потребовали продолжения. Хотели – получайте: корреспондент «СС» снова отправился в гости к Фишеру. Сегодня первая часть беседы, в которой Фишер высказался об Андрее Маркове – партнере Алексея Ковалева по «Монреалю». Целиком интервью вы прочитаете в одном из ближайших номеров «СС».
– То, что Бобби Орр, по вашему мнению, лучший игрок в истории НХЛ, мы уже выяснили. Кого же вы тогда считаете сильнейшим защитником? Тоже Орра?
– Скорее, Дуга Харви, который был лидером первой династии «Монреаля» – команда в конце 50-х выиграла пять Кубков Стэнли подряд. Он как никто другой мог в одиночку регулировать ритм матча – ускорить или замедлить его, когда это было надо тренерам. Лучшего защитника в то время в лиге не существовало. Харви получал «Норрис Трофи» (титул самого ценного игрока обороны) шесть лет подряд! Единственная причина, из-за которой он был обменен в «Рейнджерс», – это ненависть к нему Фрэнка Селки. В то время владельцы команд сильно влияли на ситуацию в командах. Они давали игрокам практически все, что они просили, но были весьма требовательны. Малейшее непонимание могло привести к разрыву. Вокруг было много игроков, желающих попробовать себя в НХЛ, а команд-то всего шесть!
Дуг Харви был независимым парнем. Он никогда не подписывал контракты, тщательно их не изучив. Его торопили с подписью, но Харви всегда отмахивался: «Я еще не дочитал». Таких выскочек менеджеры той эпохи не любили. Но Харви вызвал гнев Селки еще в середине 50-х, когда вместе с Тэдом Линдси из «Детройта» стоял у истоков первого профсоюза игроков. Задолго до Алана Иглсона хоккеисты учредили союз, защищавший их интересы. Многого они добиться не могли, но сам факт существования этого учреждения крайне раздражал их боссов.
Однажды я позвонил Селки и попросил его дать комментарий по профсоюзу. Фрэнки не захотел общаться, ограничившись коротким «Ноу комментс». Отлично. Тогда я набрал номер Харви, и Дуг выливал на меня информацию в течение двух часов! Я написал статью о профсоюзе, а на следующий день мне позвонил Селки. Я был с ним в хороших отношениях, трижды в неделю заходил в его офис, мы просто разговаривали о хоккее. И вот Селки заявляет мне: «Что за ложь вы написали о профсоюзе?» Я удивился: «Если это ложь, то она исходит от Харви. Но я уверен, что это далеко не ложь. И, между прочим, мистер Селки, не будем забывать, что я позвонил вам первому». Фрэнки явно не понравился мой ответ, и он сухо сказал: «Я хочу видеть в своем офисе людей, которым могу доверять». – «Тогда вы меня больше не увидите».
Харви являлся моим информатором, и его доверие было важнее, чем безоблачные отношения с Селки. Единственным минусом Харви была его склонность к алкоголю. Когда Дуга обменяли в «Рейнджерс», он стал там играющим тренером. И снова получил «Норрис Трофи», хотя в плей-офф его команда уступила «Торонто» (любопытно, что все матчи серии проходили на арене «Торонто», потому что в «Мэдисон Сквер Гарден» были гастроли цирка).
Три дня спустя Харви пришел ко мне домой в час ночи. «Дуг, что случилось?» – «Я хочу тебе сказать, что оставляю «Рейнджерс». Я впустил его и в течение ночи пытался отговорить от этого опрометчивого шага. Но Харви был человеком, который всегда на белое говорил черное и наоборот. Я пытался объяснить ему, что проигрыш «Торонто» не следует воспринимать как трагедию. «Тебя любят в Нью-Йорке, ты вывел команду в плей-офф после шестилетнего перерыва, ты выиграл «Норрис Трофи», черт побери!» Три часа я приводил доводы, а Харви сидел и пил. Я ничего не смог добиться. Харви ушел от меня и через три дня покинул команду. Ему всегда была нужна шумная компания… Конец этой истории грустный. Остаток своей карьеры Харви путешествовал из клуба в клуб, пил все больше и больше. Он умер, когда ему было 65 лет.
– Кто сейчас преемник Харви в «Монреале»?
– «Канадиенс» не имеют хороших защитников. Пожалуй, только Андрей Марков может считаться неплохим игроком обороны. Он способен стать одним из лучших защитников в лиге. Вспоминаю, когда Марков проводил свой первый сезон в «Монреале», я отправился с командой на выезд во Флориду. На утренней тренировке я стоял возле льда вместе с тогдашним менеджером клуба Реджаном Улем, и мимо нас проехал Марков. «Смотри, просто вылитый Харви», – сказал в восторге Уль. Я рассмеялся: «Когда Марков проведет десять лет в НХЛ, тогда скажу, похож ли он на Харви». И вот сейчас я думаю, что Марков – очень неплохой защитник.





