Российские клубы все-таки выигрывали суды у НХЛ

ХОККЕЙ
СКАНДАЛ ГОДА
Как победить в суде сильнейшую лигу мира, не желающую признавать никого и ничего, кроме себя? За ответом на этот вопрос мы обратились к нынешнему генеральному менеджеру подмосковного «Химика» Валерию Гущину. В бытность правой рукой Виктора Тихонова в ЦСКА (с 1989 по 2005 год) Гущин стал активным участником нескольких судебных процессов, связанных с несанкционированным отъездом за океан ведущих молодых игроков армейского клуба и сборной.
1. Бегство из американского Портленда в «Детройт» Сергея Федорова (июль, 1990 год).
– Сергей Федоров покинул расположение сборной СССР накануне старта турнира в рамках Игр доброй воли, – рассказывает Гущин. – Впоследствии на суде под присягой «говорить одну только правду» беглец поведал, что пока не улеглись страсти, он три недели скрывался на вилле владельца клуба. Через год Федоров через еженедельник «Хоккей» публично покаялся перед болельщиками за свой поступок. Тихонов пригласил его в сборную Союза на Кубок Канады-91, где он стал лучшим бомбардиром нашей команды.
2. Дело Павла Буре (август, 1991 год).
По окончании сезона-91 Павел Буре числился военнослужащим. И еще год он должен был по контракту играть за ЦСКА. Летом 1991 года ему в армейском клубе предложили послужить в армии еще пару лет и подписать с ЦСКА новое соглашение. Последовал отказ, и Буре тотчас указали на дверь в Новогорске, где сборная готовилась к Кубку Канады-91. Хоккеист вынужден был отправиться за океан в «Ванкувер». ЦСКА подал на НХЛ в суд, который признал договор клуба с игроком, уместившийся на одной (!) страничке формата A4, легитимным. В итоге «Ванкувер» выплатил ЦСКА компенсацию 200 тысяч долларов, что было на 50 тысяч меньше требуемого советской стороной. Недоимку Буре компенсировал родному клубу из собственного кармана. Это была первая наша победа в судебном разбирательстве с НХЛ.
3. Бегство Вячеслава Козлова из ЦСКА в «Детройт» (осень, 1991 год).
Новичок ЦСКА, перед началом сезона-91/92 перешедший в армейский клуб из воскресенского «Химика», осенью 1991 года долго лечился от травм, полученных в автокатастрофе, после чего из СССР исчез и объявился в «Детройте». ЦСКА подал на «Ред Уингз» в суд.
– Мы наняли американских адвокатов, и суд признал договор ЦСКА с игроком действительным, – вспоминает Гущин. – Для этого мы изыскали 54 тысячи долларов. Но это было полпобеды. Требовалось еще доказать, что контракт Козлов подписывал не под давлением со стороны ЦСКА. На судебные издержки потребовалась сумасшедшая по тем временам сумма – 170 тысяч. Мы ее, к сожалению, достать не смогли. А ведь счастье было реально.
Вообще же хочу сказать, что в США есть немало юристов, желающих поучаствовать в судебной тяжбе с НХЛ, которую наш хоккей абсолютно не интересует. В «деле Малкина» все будет упираться в вопрос, под давлением игрок подписывал договор с «Магниткой» или нет. Если американской стороне удастся доказать, что под давлением, то «Питтсбург» непременно выиграет дело. Разумеется, руководство «Магнитки» все это понимает и наймет первоклассных американских адвокатов, искушенных в подобных делах.





