Помним. «Четвертым будешь?!» История одной фотосъемки Валерия Харламова

ХОККЕЙ
27 августа 1981 года не стало хоккейного Мастера всех времен и народов Валерия Харламова. С тех пор минуло 25 лет. Но и по сей день мы с благоговением вспоминаем эпоху, когда на мировой арене бал правила великая тройка Михайлов – Петров – Харламов.

– Дело было в старом ледовом цеэсковском трехтысячнике, что на Ленинградском проспекте. До Нового года оставалось что-то около недели. Сборная уже отыграла традиционный декабрьский Приз «Известий», и ЦСКА начал готовиться к столь же традиционному и ответственному турне по Северной Америке. Вот мы и решили развеселить ребят, снять нервное напряжение в армейской команде. Нашли прямо на территории спорткомплекса ЦСКА первого попавшегося на глаза Деда Мороза, благо уже начались детские новогодние елки, вручили ему «трешник» и привели на тренировку ЦСКА. Парень от неожиданности едва не лишился дара речи, когда его с клюшкой я поставил между Владимиром Петровым и Борисом Михайловым и попросил для фото улыбнуться. Улыбнулся он, конечно, Валерию Харламову... Все вышло настолько спонтанно, что «леворукому» Деду Морозу клюшку подобрали с неправильным загибом крюка. Кажется, Володя Петров одолжил одну из своих. Так и получился этот «исторический» снимок.
– Владимир Владимирович, а вы помните эту фотографию? – спрашиваю Владимира Петрова, частого гостя «СС».
– Честно говоря, нет. Но рад, что вы помните о том, что 25 лет назад погиб Валерий Харламов. А Новый год мы, как правило, отмечали за рубежом. В основном в Канаде и США. И один раз – в Швеции на Кубке Ахерна (популярный в 60–70-е годы клубный турнир. – Прим. ред.). Никогда не забуду новогоднюю ночь в Монреале после матча Суперсерии-76 ЦСКА – «Монреаль Канадиенс». Нас пригласили в советское торгпредство. Накрыли стол. А там… и домашние пирожки, и холодец, и винегрет. Все наше, родное. Да и напитки на любой вкус – шампанское, русская водка, виски. Кстати, наш тренер Константин Борисович Локтев разрешил нам расслабиться.
На улице стоял мороз под минус 30, и молодой водитель-канадец целых четыре часа ждал у дверей торгпредства, пока мы напразднуемся. Настроение у всех было преотличнейшим. Мы сыграли с сильнейшей командой мира вничью 3:3, следующий матч в Бостоне – только 8 января. Так что времени хватало и на то, чтобы как следует погулять, и чтобы потом восстановить силы. А Валерка был душой нашей компании. Немногословный по жизни, за праздничным столом он преображался, мог такой тост выдать…
P.S. Невероятно, но Валерий Харламов до сих пор не введен в Зал славы отечественного хоккея.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ХАРЛАМОВ Валерий Борисович. 1948–1981 гг.
Заслуженный мастер спорта, нападающий. В 1967–1981 гг. играл за ЦСКА. 11-кратный чемпион СССР. В чемпионатах СССР – 438 матчей, 293 гола. Лучший хоккеист СССР 1972 (вместе с Мальцевым), 1973 гг.
Двукратный олимпийский чемпион 1972, 1976 гг., 8-кратный чемпион мира, 7-кратный чемпион Европы. В ЧМЕ и ЗОИ – 123 матча, 89 голов. Лучший нападающий ЧМ-72. Участник Суперсерий-72, 74, 76.
Награжден орденами Трудового Красного Знамени (дважды), «Знак Почета». Введен в Зал славы ИИХФ и НХЛ.
ТРИ ГОЛА-ШЕДЕВРА ВАЛЕРИЯ ХАРЛАМОВА
Суперсерия-74. Первый матч. 19 сентября. Квебек-сити. «Колизей». СССР – Канада (ВХА) – 3:3.
На 15-й минуте второго периода при счете 2:1 в пользу канадцев Харламов в своей зоне получил шайбу, на скорости продвинулся вперед и увидел перед собой двух защитников – Пэта Стэплтона и Жана-Клода Трамбле. Не испугавшись оказаться между двумя «жерновами», Харламов пошел прямо на них. Защитники вдруг разъехались в разные стороны, и нападающий легко переиграл вратаря Джерри Чиверса, который не ожидал подобного развития ситуации. «Я увидел, что русский собирается обойти меня с правой стороны», – признался потом Трамбле. «А мне показалось, что форвард хочет обкатить меня слева, вот мы и разъехались ловить каждый «своего» Харламова», – вспоминал Стэплтон.
Суперсерия-76. 31 декабря 1975 года. Монреаль. «Форум». ЦСКА – «Монреаль Канадиенс» – 3:3.
Хозяева во втором периоде вели – 3:1, однако инициатива мало-помалу стала переходить в руки армейцев. За три с половиной минуты до перерыва первому звену ЦСКА удалась его фирменная комбинация. Владимир Петров в своей зоне получил шайбу, обыграл соперника и буквально вложил ее в клюшку набравшего ход Бориса Михайлова. Армейский капитан на скорости миновал синюю линию зоны канадцев и, будучи атакованным защитниками, успел отбросить шайбу направо – Харламову. А тот, показав голкиперу Кену Драйдену, что собирается уходить за ворота по внешнему радиусу, неожиданно с «лопаты» бросил в дальний угол. Жираф – такое прозвище в НХЛ было у двухметрового Драйдена – не успел выкатиться навстречу форварду и оказался «на щите».
Чемпионат мира-78. 8 мая. Прага. Ледовый дворец в парке им. Фучика. СССР – Канада – 4:2.
Сборная СССР после двух подряд неудач на чемпионатах мира 1976 и1977 годов не имела права на ошибку. На кону стояла карьера нового наставника Виктора Тихонова. До финиша первенства планеты в Праге оставалось четыре матча, в том числе очный поединок с главным соперником – сборной Чехословакии. В игре первого круга наши уступили чехам – 4:6. А тут далеко не самые звездные канадцы вздумали «упираться». За четыре минуты до сирены подопечные Тихонова проигрывали – 1:2, и родоначальники хоккея уже потирали руки. Однако всю обедню им испортил Харламов – мощнейшим кистевым броском с места, где синяя линия упирается в левый борт. Шайба, выпущенная, словно из пращи, вонзилась в «девятку» ворот обескураженного Дэна Бушара. Канадцы тотчас «сломались» и пропустили еще две шайбы. А наши тот чемпионат мира выиграли, победив в последнем матче чехов с нужной разницей в две шайбы, – 3:1.





