Мнение ФХР. Меняйте менталитет!

ХОККЕЙ
Начну с предыстории. Понятие «контракт» журналистами и специалистами в нашей стране используется неверно. Потому как оно пришло к нам из англосаксонской судебной системы. В России правильно говорить «договор». Путаницу внес нынешний закон «О физической культуре и спорте», в котором прописано «трудовой договор», а в скобках – «контракт».
В советской системе права существовал лишь трудовой договор, что со слесарем, что со спортсменом. И в нынешнее время менталитет взаимоотношений не поменялся. По инерции клубы заключали договоры на основе Трудового кодекса. Между тем уже сейчас есть возможность подписывать именно контракты на основе Гражданского кодекса.
В России появляются игроки, получающие баснословные суммы. Отсюда – все проблемы и конфликты, подобные «делу Малкина». По трудовому договору работник (игрок) выполняет трудовую функцию. В Европе вы подобного казуса не встретите. Так как всем понятно, что спортсмен не рядовой работяга. Если у токаря на заводе родился сын, то вы обязаны его отпустить в оплачиваемый отпуск. Так же и с Малкиным. Вы его тоже во время чемпионата мира или плей-офф в суперлиге отдыхать отпустите? Нет? Так вы права такого не имеете! Абсурд же. А все потому, что трудовое законодательство не регулирует отношения в спорте.
Или другой пример. Игрок получает на тренировке серьезную травму. А предстоят решающие игры. Естественно, парень в них не участвует и не тренируется. И по Трудовому кодексу вы его можете уволить за прогулы или оштрафовать. Глупо ведь, правда…
В энхаэловских контрактах на 100–200 страницах расписаны все права и обязанности обеих сторон, всевозможные нестандартные ситуации, штрафы, порядок расторжения договора, выбор суда... То есть отношения, формировавшиеся многие годы, четко зафиксированы. Когда появляются огромные деньги – всегда возникает риск больших конфликтов и споров. Никто же не хочет рисковать! А в России почему-то этого не понимают.
Рассмотрим «дело Малкина». По нынешнему законодательству мы можем с ним заключить гражданско-правовое соглашение (ГПС), в котором ВСЕ права каждой стороны защищены ЗАКОНОМ. Убежать в НХЛ без выполнения контрактных обязательств НЕВОЗМОЖНО. Потому что в контракте четко прописано: «…в случае досрочного его расторжения игрок обязан заплатить штраф». Например, миллион долларов. И как только Малкин садится в Финляндии на самолет, следующий рейсом в НХЛ, вы сразу же идете с его контрактом в суд и требуете свой миллион. Суд налагает арест на его имущество в Магнитогорске. Если его нет, то уже американский суд арестовывает его заокеанское имущество и банковский счет. Все предельно ясно и понятно. Женя играет в НХЛ, «Металлург» получает миллион.
Что мы имеем сейчас? Клубы предпочитают не связываться с ГПС. Потому как считают это затратным мероприятием. Ведь нужно заплатить большую сумму юристу за его составление. Они не понимают, что это окупится! Ведь до сих пор многие мыслят советским прошлым. Когда звонили председателю обкома, и он одним звонком по телефону, подкрепленным матерной тирадой, решал все вопросы в любой инстанции. Нужна же правовая культура! Поймите, дешевле отдать за качество и спокойный сон $100 000 юристу, чем потом мучиться, бессмысленно обегая пороги американских судов и выкрикивая абсурдно наивные лозунги. Господа руководители клубов, меняйте свой менталитет!
Обязать же клубы заключать ГПС ФХР никак не может. Только рекомендовать. Если клуб этого не хочет – его право, которое он может легко подтвердить в суде.
* Тимур Таруханов – ведущий советник аппарата Комитета Госдумы по физической культуре, спорту и делам молодежи, консультирующий президента ФХР Владислава Третьяка по юридическим вопросам.





