Овечкин («Вашингтон») против Овечкина («Динамо»). Хозяин американского хоккейного клуба Тед Леонсис и собкор «Советского спорта» попытались почувствовать разницу…

Корреспондент «СС» встретился с владельцем «Вашингтона» Тедом Леонсисом – одним из самых успешных бизнесменов в США
news

ХОККЕЙ. НХЛ
ВСТРЕЧА ДЛЯ ВАС

 Корреспондент «СС» встретился с владельцем «Вашингтона» Тедом Леонсисом – одним из самых успешных бизнесменов в США. Разговор шел о том, как делать деньги на хоккее, – проводились параллели между двумя столичными клубами, «Кэпиталз» и «Динамо», откуда приехал кумир всей Америки Александр Овечкин.

ОБ АГЕНТЕ ОВЕЧКИНА

– Господин Леонсис, сначала я хотел бы спросить вас об Александре Овечкине. Он разошелся со своим агентом Доном Мином. Если верить прессе, делами Овечкина станет заниматься его мама. Как будут проходить ваши с ней деловые переговоры?

– Самое главное для всех нас – это интересы самого Алекса, очень-очень приятного молодого человека и замечательного хоккеиста. Его бывший агент, по моему мнению, был хорошим человеком. Но раз Саша решил, что его интересы лучше будет представлять семья, – это его право. Когда придет время вести переговоры, мы будем смотреть, что максимально мы сможем ему заплатить. Да, мы предложим Овечкину самый большой контракт, разрешенный потолком зарплат в НХЛ.

Впрочем, у Саши сейчас есть трехлетний договор, идет только его второй год. Овечкин не станет неограниченно свободным агентом до тех пор, пока ему не исполнится 27 лет. Главное, о чем я сейчас переживаю, – чтобы его личные и финансовые дела велись правильно. Чтобы Овечкин мог концентрироваться только на хоккее. Чтобы, когда он завершит игровую карьеру лет через 20, ему не пришлось никогда больше работать. А если ты не можешь доверять маме и папе в том, как инвестировать и распределять свои деньги, то кому ты вообще можешь доверять?

О БИЗНЕСЕ В НХЛ

– Овечкин играл за московское «Динамо», за которое я болею с шести лет. Я бы хотел сравнить, как наши столичные клубы, в Штатах и России, стараются занять свою нишу в крупных городах. У «Динамо» тоже возникали проблемы и с финансированием, и с посещаемостью, как у «Кэпиталз». Расскажите о своей бизнес-модели. Возможно, этот опыт окажется полезным для хозяев клубов суперлиги.

– На самом деле у нас все в порядке с финансами. Идея такова: не нужно бороться с рынком, нужно подстроиться под него, создать подходящую модель. Три года назад у нас были Яромир Ягр, Петер Бондра, кассовые сборы составляли $21 млн. долларов за сезон. Арена заполнялась на 83 процента. Это был наш рекорд. Но платежная ведомость «Вашингтона» оказалась раздута до $57 млн., и мы не получали доли доходов лиги.

Теперь наша ведомость составляет $34 млн., и мы получаем долю доходов НХЛ. Мы продаем билетов на $18 млн. Мы подстроились под рынок, хорошо себя чувствуем. По сравнению с прошлым годом наша прибыль выросла на 20%. Посещаемость – на 6%. Кстати, мне принадлежат 45% арены и баскетбольной команды НБА «Уизардз», а еще 100% хоккейного «Вашингтона» и команды женской НБА – «Мистикс». То есть я занимаюсь планированием и рассматриваю хоккейный бизнес не отдельно, а вкупе с остальными.

Главную задачу на этот год я формулирую так: привлечь 1000 новых клиентов, каждый из которых будет покупать по три билета. Говоря проще, чтобы на хоккей приходили семьями – папа, мама, ребенок. В таком случае посещаемость вырастет на 3000 человек с каждого домашнего матча.

Самая большая проблема в том, что лига поместила нас в дивизион без команд с историей. Вы сами видели, что на матч с «Рейнджерс» собрались 17 тысяч человек. Когда мы играем с «Филадельфией», «Нью-Джерси», «Торонто», у нас нет проблем с посещаемостью. Но когда встречаемся с «Каролиной», «Флоридой», «Тампой», «Атлантой» – конкурентами по Юго-Восточному дивизиону, самыми частыми соперниками, – нам гораздо сложнее заполнить арену.

– Посещаемость и у «Динамо» не блещет, и исторических соперников мало осталось – вот в этом сезоне мы потеряли «Спартак». Как «Вашингтон» будет выпутываться из аналогичной ситуации?

– Нам помогут реклама, маркетинг, много новых агентов по продажам. Выручает то, что группа владельцев команд НХЛ имеет интересы и в других сферах бизнеса. Мы немного теряем на хоккее, но можем себе это позволить – доход приносит другой бизнес. Это позволяет нам планировать будущее, чтобы не пытаться найти деньги в последний момент, не находиться в стрессе.

52% от заработков «Вашингтона» согласно новому коллективному соглашению получают игроки. Поэтому до хоккеистов начинает доходить, что чем лучше будут обстоять дела у лиги, тем больше они смогут заработать. Ведь они получают больше, чем хозяева клубов, которым достается 48%. Каждый новый доллар, заработанный нами, идет в платежную ведомость на зарплату игрокам.

Нам в Вашингтоне крупно повезло, что у нас есть Овечкин – лучший агент по продажам! Каждый автограф, который он подписывает детям, каждая фотография, сделанная с болельщиками, помогают нам продавать больше билетов. Я вам честно скажу: лиге нужно еще с десяток таких вот Овечкиных, чтобы люди в традиционно нехоккейных городах влюбились в наш вид спорта.

О НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ

– Помнится, вы подарили каждому игроку по ноутбуку, чтобы они выходили в Интернет и продвигали хоккей, общаясь с болельщиками…

– Да, раньше я раздавал ребятам компьютеры, а сейчас дарю iPod (мр3-плееры. – Прим. ред.). Я совсем недавно вручил Александру Семину iPod, в который было закачано пять тысяч песен, несколько аудиокниг и фильмов, чтобы Саше не было одиноко. Он теперь может слушать музыку и вливаться в американскую культуру, приобщаться к языку.

В прошлом году я сделал такой же подарок Овечкину. А недавно сказал Алексу: «Дай мне свой iPod, я тебе тоже загружу пять тысяч песен». На что Овечкин парировал: «У меня есть пятьсот песен, двести из них – русские. Это все, что мне нужно в плеере». Вообще, видимо, скоро сам Овечкин закачает в мой плеер русский хит-парад, чтобы я начал учиться вашему языку. Кажется, ему нравится русское техно. Когда Овечкин забивает голы, эта музыка громыхает на всю раздевалку, – заливается смехом Леонсис.

– Вижу, у вас замечательные отношения с игроками. Но вы еще и с болельщиками общаетесь! Лично я не знаю другого владельца клуба, который… ведет публичный дневник в Интернете. Ваш блог размещен на официальном сайте «Вашингтона».

– Мне кажется, я единственный такой в НХЛ. Знаю, то же самое делает Марк Кьюбан, владелец «Далласа» в НБА. По-моему, все... Мы с ним моложе, чем остальные. У нас нет начальства. Мы выросли при современных технологиях. И нам просто нравится хорошо проводить время, – улыбается Леонсис. – Дневник – это личное мнение, самовыражение. Я сейчас работаю с Овечкиным, чтобы создать для него страничку в Интернете. Разместим на ней фотографии Алекса, его друзей, партнеров. Люди смогут посылать ему сообщения, писать на гостевую книгу. Овечкин – молодой модный парень. Пусть общается с народом.

– Если болельщики не могут пойти на матч, они следят за игрой в Интернете. То есть ведение блога – это часть вашей бизнес-модели?

– Разумеется. Посмотрите, что происходит на медиарынке. По всему миру печатная индустрия уменьшается, все меньше людей читают газеты. По нашим данным, потребитель проводит 22% своего времени в Интернете. Поэтому я не только сам веду дневник, но и привлекаю «блоггеров», чтобы донести информацию о нашем клубе растущему числу интернет-болельщиков. Вот перед нашей встречей я принимал в кабинете двух «блоггеров». Мы выдали им аккредитацию на матчи, чтобы они сидели в ложе прессы и в режиме «онлайн» описывали все, что видят, – каждый бросок, удаление, какое-нибудь интересное событие. Это не интернет-трансляция. Это хоккей глазами рядового болельщика. Поверьте: парни, сидящие в Интернете, очень образованны, у них нестандартные взгляды.

НХЛ на днях заключила соглашение с крупнейшим сайтом YouTube, на котором выкладываются видеоролики. По контракту на YouTube в течение 24 часов будут выкладываться отчеты о матчах и станут убираться нелегальные клипы других пользователей… И лига, и наш клуб понимают, что будущее – за Интернетом.

О ПОТОЛКЕ ЗАРПЛАТ

– «Вашингтон» находится сейчас далеко от верхней границы потолка зарплат, который в этом сезоне составляет $44 млн. У «Динамо» тоже не самая большая «платежка» в суперлиге. Расскажите, как сделать клуб конкурентоспособным, не вкладывая огромных денег, и при этом получать прибыль?

– Мы все равно теряем деньги. В этом году «Вашингтон» лишится $5–6 млн. Но это мелочи. Однажды я потерял $35 млн. за сезон...

Любая бизнес-модель в спорте должна основываться на простой теории: «Потеряй $5 млн. в первом сезоне, в следующем выйди «в ноль», в третьем заработай $5 млн.». Если бы сейчас мы не выплачивали часть зарплаты Ягра (согласно хитрому контракту, чех получает половину зарплаты от «Рейнджерс», половину – от прежнего клуба «Вашингтона». – Прим. ред.), то сейчас у нас не было бы убытков. Ну а если мы выйдем в плей-офф, то начнем зарабатывать серьезные деньги.

Также есть такой фактор, как повышение стоимости клуба. В США традиционно каждые 7–10 лет клуб дорожает в два раза. Если вы заплатили $100 млн. за команду, то через 10 лет она будет стоить $200 млн. Если вы ведете дела клуба и теряете по $5 млн. в год в течение десятилетия, то потеряете $50 млн. Но заработаете $100 млн. на повышении стоимости. Ваш выигрыш составит $50 млн. Уплатите налоги – и в сухом остатке получите $25 млн. чистой прибыли. Это немного упрощенная модель владения спортивной командой.

Но эта модель сломается, если вы и в первый год потеряете $30 млн., и во второй год – $30 млн., а в четвертый – вообще $40 млн. Вот и вылетели в трубу ваши $100 млн., на которые поднимется стоимость клуба… Чтобы защититься от таких убытков, в НХЛ и ввели потолок зарплат. Теперь можно увидеть команды вроде нашей, которая тратит $31 млн. плюс $3,5 млн. зарплаты Ягра при потолке в $44 млн. То есть у нас еще $10 млн. финансового резерва.

Есть и другие клубы, как «Торонто» или «Рейнджерс», которые находятся вплотную к потолку зарплат. Мы же хотели создать систему, при которой у нас будет свобода маневра, – чтобы мы смогли повысить зарплату Александру Овечкину и Александру Семину, когда они станут свободными агентами. Другие же команды с трудом смогут удержать свои молодые таланты – для этого им придется проводить серию обменов, рушить костяк состава. А мы хотим держать команду сплоченной. Поверьте, она будет только прогрессировать. Тот же Овечкин – уже звездный форвард. Но в 25–26 лет, когда придет опыт, Саша станет только лучше. Или посмотрите на Дайнюса Зубруса. Отличный игрок, ему всего 27. Парень только на пороге лучших лет карьеры…

Мы все разложили по полочкам. Мы смотрим в будущее. Мы знаем, у кого и когда заканчивается контракт. Вашингтон – замечательный город, у нас прекрасная арена. Мне кажется, Овечкину здесь очень нравится. Поэтому, я думаю, все у нас будет хорошо.

О «ДЕЛЕ МАЛКИНА»

– То есть вы не собираетесь купить еще одну большую звезду вроде Ягра?

– У меня уже был Ягр, – ухмыляется Леонсис. – Я и Роберта Ланга сюда привез. У меня было пять-шесть суперзвезд. Но я понял, что нельзя купить чемпионство. Те поражения, которые сейчас терпят Овечкин и партнеры, сделают их еще лучше как игроков. Мы знаем, что в следующем сезоне к нам присоединится Никлас Бэкстрем – молодой швед, один из лучших в своем чемпионате. Очень хороший центральный нападающий. Эрик Фехр – еще один талант, который был выбран нами в первом раунде драфта. Он замечательно играет в АХЛ, скоро дорастет до «Вашингтона».

Может быть, мы проведем обмен или пригласим кого-нибудь из защитников, ставших свободными агентами. Возможно, мы станем немного лучше. Хотя новичкам еще нужно будет притереться к коллективу. Моя цель – видеть постоянный хотя бы малейший прогресс. Это наблюдается уже в этом сезоне. На днях «Вашингтон» проиграл «Каролине» – действующему обладателю Кубка Стэнли. Так мои ребята были чуть ли не в депрессии! Амбиции у них – о-го-го. Они считают, что уже в этом сезоне смогут выйти в плей-офф. В следующем будут ждать не просто места в восьмерке, а громких кубковых побед. Потом и на Кубок Стэнли замахнутся…

Вспомните Марио Лемье… По-моему, у него и «Питтсбурга» ушло три года на то, чтобы попасть в плей-офф. Овечкин же играет в этой лиге только второй сезон. Подождите немного. Все сейчас стали очень нетерпеливыми. Если бы мне гарантировали: «Выпиши чек, приведи такого-то хоккеиста, и вы пройдете далеко в плей-офф», – я бы сделал это, не задумываясь. Но история говорит об обратном. Если мы сейчас подпишем дорогого хоккеиста, это разрушит систему.

Мы строим команду вокруг Овечкина, Семина, Зубруса, Кольцига, в перспективе Бэкстрема. И не хотим рисковать сложившимися отношениями. Я могу поспорить: скоро мы станем командой уровня плей-офф, которая будет одним из фаворитов лиги. Наша главная задача – сохранить Овечкина в команде. В идеале – навсегда. Мы ему будем платить, сколько сможем. Но мы хотим выигрывать Кубки Стэнли.

Посмотрите на прошлогодний «Питтсбург». У них был Сидни Кросби. Но «Пингвины» пошли на рынок и подписали кучу свободных агентов-ветеранов. Это не привело ни к чему хорошему. А в этом году они дают играть молодым ребятам, у которых горят глаза. Я предвижу, что «Питтсбург» и «Вашингтон» будут отличными соперниками еще долгие годы. Я бы лучше с ними встречался восемь раз за сезон, чем с любой из команд нашего дивизиона. Потому что тогда бы мне был гарантирован аншлаг.

– Когда в ваших планах увидеть «Вашингтон» в плей-офф?

– Игроки и тренеры считают, что смогут пробиться в восьмерку уже в этом году. По моему плану мы должны сделать это в следующем сезоне. Я предполагал, что у нас уйдет три года на то, чтобы попасть в плей-офф с Овечкиным. Единственное, что меня тревожит, – это возможные травмы.

– Последний вопрос – о «деле Малкина». Клубы суперлиги не хотят подписывать договор с НХЛ. Как вы относитесь к этой проблеме?

– В общих интересах, чтобы Россия и НХЛ разработали новое соглашение для ИИХФ, которое устроило бы все стороны. Суперлига великолепна, шведская лига тоже сильна. Но в НХЛ собраны лучшие игроки со всего мира. По другим показателям мы тоже первые. Поэтому молодые ребята хотят играть в НХЛ – против Овечкина, Малкина или Семина. Ну, или с ними в одной команде. Из-за этого все хозяева клубов призывают руководство НХЛ разработать соглашение, которое будет справедливым для всех. Чтобы все были счастливы.

Я знаю, что сейчас проходят переговоры. Будет ли достигнут прогресс? Сказать сложно, стороны с трудом продвигаются к компромиссу. Но нужно не забывать, что идти к нему – в наших общих интересах.

КСТАТИ

Александр Овечкин сообщил корреспонденту «СС» в Вашингтоне, что пока его интересы представлять никто не будет. Напомним, что форварду предстоит начать переговоры по новому контракту только после сезона-2007/08.

Новости. Хоккей