Охота за двумя рекордами. Александр Гуськов и Алексей Морозов замахнулись на два «вечных» достижения нашего хоккея Вениамина Александрова и Николая Макарова

«Идет охота на рекорд. Идет охота!» – так, слегка перефразируя слова песни Высоцкого, можно обозначить одну из интриг сезона
news

ХОККЕЙ

 «Идет охота на рекорд. Идет охота!» – так, слегка перефразируя слова песни Высоцкого, можно обозначить одну из интриг сезона. Полчемпионата позади, и очевидно, что сразу два достижения, которые все привыкли считать вечными, находятся под угрозой. Защитник «Лады» наколотил уже 15 шайб, и его отделяют всего шесть голов от рекорда челябинца Николая Макарова, установленного в сезоне-1981/82. Казанец Алексей Морозов замахнулся на еще более древнее достижение. В чемпионате СССР 1962/63 столичный армеец Вениамин Александров забросил фантастические 53 шайбы, подняв планку рекорда на космическую высоту. У лидера «барсов» пока на голевом счету 22 шайбы.

ЗАЩИТНИК «ЛАДЫ» АЛЕКСАНДР ГУСЬКОВ: МЕНЯ ДЛЯ СБОРНОЙ СДЕЛАЛ ВУЙТЕК

26 ноября самому меткому защитнику суперлиги исполнилось 30 лет. Первый серьезный юбилей! К нему Гуськов подошел с личным рекордом результативности. Шесть шайб остается тольяттинцу до, казалось бы, недосягаемого достижения Николая Макарова.

– Догоните коллегу? – спрашиваю вчера после окончания двухчасовой тренировки Александра Гуськова.

– Буду стараться, – мгновенно отвечает защитник. – Всего шесть голов нужно забить… Честно говоря, о том, что могу попасть в историю отечественного хоккея, узнал от вас. Но все же главное для хоккеиста – это место и игра команды. А мы пока что явно не свою строчку в таблице занимаем.

С чем же все-таки связан столь неожиданный взлет вашей результативности?

– Не знаю. Честно, не знаю. Могу лишь спасибо партнерам сказать. Ведь мои голы – труд всей пятерки.

Наблюдая за матчами «Лады», кажется, что игру в большинстве специально строят под бросок Гуськова.

– Все сейчас понимают: игра в большинстве зачастую решает судьбу матчей. У нас же розыгрыш лишнего строится через бросок защитника и борьбу на пятачке. Вот и пасуют мне на синюю линию, а я попадаю.

Что для вас важнее: количество очков или коэффициент полезности «плюс/минус»?

– И то, и другое в сумме. Однако считаю, что первостепенная задача защитника – не пропустить, то есть плюс/минус.

Какой гол, из уже состоявшихся в этом сезоне, считаете самым красивым?

– Все!

А если взять всю карьеру?

– В октябре 2002 года мой «Локомотив» обыграл в гостях «Динамо» 9:3. Я забросил третью шайбу. Выдал серию блестящих пауз, после чего хладнокровно положил в уголочек Александру Еременко. Шикарный гол!

К самым важным какой гол отнесете?

– В декабре 2004-го я покинул «Ак Барс». И уже через несколько дней вышел против казанцев в составе «Авангарда». При счете 4:4 за три минуты до сирены мне удалось забросить победную шайбу с передачи Ягра. Вот это были эмоции! Фантастика!

Вам посчастливилось работать и учиться у многих маститых наставников: Белоусова, Билялетдинова, Вуйтека… Кто из них оказал наибольшее влияние?

– Безусловно, Владимир Вуйтек. Именно он своим доверием открыл мне дорогу в большой хоккей. Переехав в Ярославль из скромного «Нефтехимика», я стал двукратным чемпионом страны и дорос до сборной. Когда тренер доверяет, игрок для него готов на все, даже порой на невозможное.

Судя по игре за «Ладу», и Анатолий Емелин вам доверяет.

– Да, грех жаловаться. Я шел к нему. Это молодой наставник с богатым хоккейным прошлым. Он продолжает в Тольятти дело Петра Воробьева, совершенствуя его модель игры. Уверен, у него все получится, а мы поможем.

Между тем «Авангард» в межсезонье обошелся с вами не очень красиво, неожиданно в последний момент от вас отказавшись…

– Обиды на Омск нет. Пусть это останется на совести одного человека. Он поймет… К Белоусову же у меня нет претензий, при встрече обязательно пожму ему руку.

Последние пять лет, что в «Локо», что в «Ак Барсе», что в «Авангарде», вы ежегодно боролись если не за золото, то за медали уж точно. Каково теперь в Тольятти? Ведь вазовцы нынче вряд ли на что-то серьезное могут рассчитывать.

– Нельзя требовать от совсем молодой команды сиюминутного результата. «Лада» строится, по сути, с нуля. И ребята здесь талантливые, голодные до побед, а потому в будущем успехи обязательно придут.

Амбиции что-то выиграть на мировой арене у вас остались?

– Всегда хотел играть за национальную команду, хочу и сейчас. Надеюсь, нынешней игрой докажу Вячеславу Быкову свою состоятельность… Больше всего мне обидно за то, что накануне чемпионата мира-2005 Владимир Крикунов от меня отрекся. Я приехал в Новогорск на сбор команды с тяжелой травмой. Еле доплелся! Доктора меня осмотрели и отправили домой. Однако после этого Крикунов объявил Гуськова предателем и просто забыл, как игрока. А ведь я перед этим два чемпионата мира (2002 и 2004. – Прим. ред.) на уколах отыграл и ни разу не дал усомниться в своем профессионализме (в 2002-м под руководством Бориса Михайлова Гуськов выиграл серебро ЧМ, за что получил звание «змс». – Прим. ред.). Обидно, а ведь так хочется снова в свитере с двуглавым орлом… Да на лед… Да перед родными зрителями.

НАПАДАЮЩИЙ «АК БАРСА» АЛЕКСЕЙ МОРОЗОВ: ДЛЯ ФОРВАРДА ГЛАВНОЕ – ГОЛЕВОЕ ЧУТЬЕ

 Капитан «барсов» замахнулся на снайперский отечественный рекорд. В прошлом сезоне Морозов завоевал приз «СС» лучшему голеадору сезона, забросив 36 шайб. Сейчас в его активе уже 22. Но впереди – половина регулярного чемпионата и плей-офф…

Алексей, реально ли перекрыть «вечный» рекорд Александрова?

– О-о-о, мне до него еще далеко! Моя задача – стараться огорчать соперников в каждом матче. Но если получится хотя бы приблизиться к Александрову, буду, конечно, гордиться этим.

У вас впереди еще полсезона и плей-офф…

– Это понятно, но все спортсмены подвержены спадам… Потому загадывать наперед трудновато.

За личной статистикой следите?

– Конечно. И за своей, и за командной. Интересуюсь и бомбардирскими достижениями конкурентов. Это же интересно!

На чемпиона у соперников особый настрой, тем не менее вы идете с опережением прошлогоднего голевого графика. В чем загвоздка?

– Мы стали сильнее – это раз. Во-вторых, играем иначе. В том смысле, что не теряем очки в матчах с аутсайдерами и середняками, чем грешили в прошлом сезоне. С другой стороны, почему-то неудачно играем с прямыми конкурентами: уступили Уфе, Омску…

Вспоминаю, как в том году мы выходили на поединки против действующего чемпиона «Динамо». Настрой был сумасшедший. Победить лучшую команду страны считалось за честь. Теперь также играют против «Ак Барса», но мы стали не только сильнее, но и мудрее.

Наверняка помогают улучшению статистики и новые правила.

– Бесспорно. В большинстве наша пятерка забивает, наверное, половину всех своих голов. Хотя, признаться, в ноябре почувствовал, что команды и судьи начинают перестраиваться. Стало заметно меньше нарушений, пошла совсем другая игра: более чистая и скоростная. Но забивать от этого легче отнюдь не стало.

Припомните самый красивый гол в золотом сезоне.

– Я помню все свои шайбы, но красота в них второстепенна. Пожалуй, выделю гол в ворота ХК МВД в Подольске. Весь матч проигрывали, но под конец счет сравняли. Я же за несколько секунд до сирены дальним броском из-под защитника принес команде три очка.

А какой гол был самым важным?

– До сих пор перед глазами решающая игра плей-офф-2006 с «Авангардом» в Омске. Уступаем 0:1, и я реализую большинство «5 на 3». Становится 1:1, затем победа, Кубок, счастье и слезы огромной радости… В НХЛ таких чувств не испытывал. Наверное, потому не могу ни один из своих голов там отнести к выдающимся.

Кого считаете лучшим партнером-распасовщиком?

Марио Лемье. Это волшебник на льду! Выделю также три тройки разных лет, в которых играть было подобно празднику. Морозов – Погонин – Набоков в «Крылышках» у Дмитриева. Полтора сезона вместе! Чувствовали друг дружку затылком. Ковалёв – Лемье – Морозов в «Питтсбурге». Долго поиграть вместе не удалось, но ощущения вседозволенности на льду остались на всю жизнь. Морозов – Зиновьев – Зарипов в «Ак Барсе». Второй сезон вместе, второй сезон лучшая тройка суперлиги. У нас здорово получается, каждый дополняет чем-то партнера и любой из нас незаменим друг для друга.

Чего больше в классном снайпере: голевого чутья или усердной работы?

– Наверное, природного таланта, то есть чутья. Но без труда, как говорится, не выловишь рыбку из пруда.

От чего получаете большее удовлетворение: от голевого шедевра или от филигранной передачи?

– Это зависит от ситуации. Вернее, от красоты комбинации, предшествующей голу. В целом же, и забить, и отдать со вкусом в равной степени приятно.

Новости. Хоккей