Неудобная рука академика Александрова

ХОККЕЙ
О Вениамине Александрове вспоминает его партнер по ЦСКА и сборной СССР Эдуард Иванов.
Вениамин был нападающий от бога, до кончиков ногтей армеец. Левый крайний звена-легенды Локтев – Альметов – Александров. Их ведь не зря в народе «академиками» прозвали. Не за красивые глазки, а за высочайшее мастерство. Они не работали на льду, а творили.
Впрочем, и учителя у них были что надо. Веня ведь начинал еще при Боброве, на мой взгляд, настоящем гении. И, конечно, многое позаимствовал у Всеволода Михайловича.
Мне с Сашкой Рагулиным несказанно повезло, что наш тренер Анатолий Тарасов поставил нашу пару защитников именно к этой тройке. С ними плохо играть было просто невозможно. Именно «академики» заставили меня и Рагулина на площадке думать, действовать не по шаблону.
Что отличало Веню в игре? Он слыл необыкновенно быстрым форвардом, но не бегунком. С шайбой был не просто на «ты», а обращался с ней, как с любимой девушкой. А как Александров бросал с неудобной руки! Мощно, да еще и внезапно для вратарей. Метил в ближний верхний угол, порой попадая вратарю то в шею, то в голову. Мы, бывало, в шутку говорили ему: «Веня, куда ты им в зубы «чешешь»?» А он в ответ только усмехался…
При этом Александр не был зависимым игроком, как, скажем, его партнер по тройке Александр Альметов. Веня зачастую сам решал эпизод, мог легко обыграть соперника один в один, чего о современных нападающих не скажешь. Причем делал он это не только за счет быстрых ног, а благодаря светлой голове и «золотым» рукам.
Так получилось, что сезон-1962/63 стал для меня в ЦСКА дебютным. Тарасов вовсю проводил в своей команде смену поколений. В ЦСКА влилась целая группа молодых игроков. Ну а опытные хоккеисты, и в первую очередь ребята из тройки Альметова наверняка жаждали реабилитироваться за провал в чемпионате-1961/62 (ЦСКА занял третье место. – Прим. ред.). Именно поэтому мы финишировали первыми с огромным отрывом от ближайшего конкурента – в 14 очков!
Можно ли сравнить Александрова с современными звездами и, в частности, с Алексеем Морозовым? Индивидуально Александров, по меньшей мере, ни в чем Морозову не уступает. Тем не менее еще раз хочу подчеркнуть: Морозов – светлое пятно на сером фоне. Алексей способен, когда требуется, взять игру на себя. Не чурается он и черновой работы.
…Веня ушел в мир иной внезапно. «Сгорел» на работе в Ледовом дворце ЦСКА. В 1991-м отказало сердце.





