Каким будет новый «Спартак»? Чтобы ответить на главный вопрос болельщиков красно-белых, в гости к «СС» пришли руководители популярного клуба

ХОККЕЙ
КРУГЛЫЙ СТОЛ «CC»
В сентябре стало ясно: «Спартаку» быть. И болельщики красно-белых уже не так болезненно воспринимают очередной гол или передачу бывшего игрока клуба, покинувшего «Спартак» после расформирования: «Эх, как он бы сейчас за нас забивал!». Наоборот, начинают прикидывать, какой игрок мог бы подойти любимому клубу на следующий сезон. Основания для таких смелых мыслей есть. У клуба появился новый владелец, который готов доказать: худшие времена позади. Первый экзамен на прочность совсем скоро – уже на этой неделе Совет ФХР решит, вернуть «Спартак» в суперлигу или нет. Именно эта тема стала главной на «круглом столе» в редакции «СС» с участием первых лиц нового «Спартака».
ВСЕ – «ЗА». КТО ЖЕ «ПРОТИВ»?
Возвращение в суперлигу – главный вопрос для «Спартака». Казалось бы, чего проще, вернуть в элиту клуб, который покинул ее не по спортивному принципу. Тем более, что еще в смутные времена, когда будущее «Спартака» скрывалось в густом тумане, бывшее руководство заручилось поддержкой всех(!) клубов суперлиги. Однако, как выяснилось, все не так просто. Поговорить об этом, как, впрочем, и о многом другом, в редакцию «Советского спорта» пришли заместитель генерального директора «Спартака» Леонид Романов, главный тренер команды Валерий Брагин и знаменитый спартаковец, двукратный олимпийский чемпион и эксперт «СС» Борис Майоров.
Л.Р. — Мы готовимся к 14 и 15 декабря, когда состоятся заседания Исполкома Федерации хоккея России и Совета ФХР и хотим, чтобы наш вопрос включили в повестку дня. Недавно я встретился с Владиславом Третьяком и прямо спросил, видит ли он «Спартак» в суперлиге. Президент ФХР ответил: я не против, если клубы будут «за».
— Но ведь клубы уже высказали свое мнение еще летом?
Л.Р. — Да, мне даже показали протокол того заседания. Но все происходило в ту пору, когда еще жива была ПХЛ (лига до нынешнего сезона проводила чемпионат России, а теперь ФХР вернула себе эти права. – Прим. ред.). Поэтому нам пришлось заново разговаривать со всеми руководителями клубов.
— И каков расклад голосов?
Л.Р. — Против не высказался никто.
В.Б. – Но вы же понимаете, что ситуация может поменяться и с другой стороны могут «поработать».
Л.Р. — Мало того, теперь у нас требуют чуть ли не письменного согласия клубов. Но ведь есть люди, с которыми даже неудобно по этому поводу во второй раз говорить, они просто обидятся на просьбу написать: «Я согласен». Для них слово – закон.
– Решать судьбу «Спартака» будет Исполком?
Л.Р. — Нет, Совет ФХР. Исполком выскажет свое мнение о внесении вопроса в повестку дня. Мы выполнили все требования федерации. Одним из них было увеличение зрительских мест в ДС «Сокольники», который, как известно, вмещает 4700 зрителей вместо положенных 5500. У нас практически готов проект реконструкции, чтобы обеспечить требуемое число мест. Но мы подстраховались, обратившись в «Лужники», и получили «добро» на использование Малой спортивной арены.
ВСЕ ЗАВИСИТ ОТ ТРЕТЬЯКА
— А остальные пункты? Долги?
Л.Р. — Да, были некоторые задолженности бывшего руководства клуба за 2005/2006 год. Мы ликвидировали и этот пробел.
— А что со спартаковской школой?
Б.М. — Два с половиной года назад город и Фонд поддержки договорились, что будут содержать школу пополам. Они это и делали до последнего времени. Сейчас новые хозяева готовы взять финансирование ДЮСШ на себя. Но почему-то ФХР считает, что у «Спартака» нет школы, хотя она существовала всю жизнь и сейчас существует. Меня больше интересует другой вопрос, а где школа у ХК МВД? Покажите мне ее! Покажите мне фарм-клуб «Витязя», где это все? Все то, что должно быть в соответствии с регламентом?
— Получается, что долгов больше нет, с дворцом проблема решена, по крайней мере с подстраховочным вариантом, все клубы либо «за», либо не против. Выходит, что 14 декабря предстоит простая формальность?
Б.М. — Не думаю.
Л.Р. — Сказать, что мы накрыли стол и ждем положительного решения, чтобы праздновать, будет неверно. Соберутся разные люди, у них разные советчики. Но мы уверены, что есть руководители, которые по-настоящему любят и ценят «Спартак», команду с традициями, которая всегда вызывает повышенный зрительский интерес. Они за то, чтобы их клуб встречался со «Спартаком», как в гостях, так и у себя дома.
Б.М. – Думаю, что в отношении «Спартака» применяется политика двойных стандартов. Какие требования предъявлялись «Амуру», когда входил в суперлигу? На Исполкоме, по существу, было формальное голосование. А теперь решение о «Спартаке» спускают на уровень клубов и говорят: если хоть один будет против, то мы не имеем права включить вас в суперлигу. Почему так, я не понимаю. Надо думать о московском хоккее. «Крылья Советов» на ладан дышат, «Спартака» пока вообще нет, у «Динамо» в прошлом году были огромные финансовые проблемы, не исключено, что они через год-другой возникнут и у ЦСКА. Периферия может потирать руки: дескать, Москву мы задавили в конце концов. Но лучше-то нашему хоккею от этого не будет!
— Получается, что проблема – чисто бюрократическая, бумажная?
Л.Р. – Недавно меня попросили в ФХР дать выписку из Единого реестра, где зарегистрирован клуб «Спартак». Как будто в прошлые годы «Спартак» вообще не существовал.
— Каковы шансы «Спартака» автоматически вернуться в суперлигу?
Б.М. — Я думаю, 90 процентов за то, что «Спартак» будет играть в классе сильнейших. Сейчас может помешать только нерасторопность тех, кто непосредственно занимается сбором документов. Осталось, к сожалению, очень мало времени, всего неделя. И еще одно немаловажное добавление. В Уставе ФХР записано, что в исключительных случаях президент федерации имеет право взять на себя принятие решения.
— Вот мы и добрались до самой сути. От одного слова Владислава Третьяка может зависеть судьба «Спартака»?
Л.Р. — Безусловно. Первый человек в российском хоккее имеет право взять на себя решение любого вопроса.
ЗАИНТЕРЕСУЕМ МОСКВУ РЕЗУЛЬТАТОМ
– Леонид Михайлович, власть в клубе окончательно передана новым хозяевам?
— Нет. Предстоит регистрация всех документов в Минюсте, это займет не день, не два и не месяц. Все закончится, дай бог, в конце января – феврале.
— Какую организационно-правовую форму будет иметь клуб? Некоммерческое партнерство, как и раньше?
Л.Р. — Пока да. Возможно, в дальнейшем получится сделать клуб открытым акционерным обществом, чтобы каждый любитель «Спартака» мог стать его совладельцем.
Б.М. — И потом, надо не забывать о позиции города, который до сих пор является одним из учредителей клуба.
— Но ведь еще летом из московской администрации пришло письмо с отказом от финансирования «Спартака». Вы серьезно считаете, что город опять может воспылать любовью к клубу и начать платить ему деньги?
Л.Р. — Нам бы этого очень хотелось. Клуб же называется городским.
— Хорошие слова: город, городская команда, но сейчас инвесторов надо, прежде всего, заинтересовать.
Л.Р. — Мы и заинтересуем. Результатом.
В ПЛАНАХ – НОВЫЙ ДВОРЕЦ
— Есть ли у нового собственника планы строительства нового Дворца спорта или спортивного комплекса на месте старых «Сокольников»? Ходят слухи, что новые хозяева и приобрели клуб исключительно ради очень дорогой земли, на которой стоит ДС?
Л.Р. — Я в последнее время наслушался столько всякой чуши… О том, что в ДС будет ярмарка, что все снесут и построят рынок. Такую, извините, ахинею несут… Другое дело, что реконструкция старого здания – черная дыра. Вкладываешь туда деньги и не знаешь, где что лопнет. Возникает вопрос: а не снести ли это и не построить ли современный многофункциональный Дворец спорта? И этот вопрос уже обсуждается с архитекторами.
— К слову, мы упустили из виду то, как будут соседствовать в «Лужниках» «Спартак» и «Динамо» в случае, если бело-голубые не переедут в новый ДС на Ходынке. Развести домашние матчи довольно просто, но ведь на МСА размещена реклама динамовского клуба.
Л.Р. — Сейчас идут переговоры, и я общался с президентом «Динамо» Михаилом Головковым, которого знаю много лет. Мы, конечно, затрагивали этот вопрос. Думаю, выход из ситуации можно найти.
Б.М. – Есть и другой вариант. Разобрать в «Сокольниках» одну трибуну и сделать стоячие места. В регламенте ведь не сказано, какими именно должны быть эти 5500 мест.
— Есть ли в планах руководства создание программы по работе с болельщиками?
Л.Р. — Очень важно сформировать благоприятный климат вокруг команды. Будем бороться за своего болельщика, помогать ему. Как только закончится этот тяжелый организационный момент, безусловно, будем встречаться с людьми. Мы очень благодарны болельщикам за письмо-обращение к руководству ФХР, которое они написали и собрали под ним более 2000 подписей.
ТРИ СПИСКА БРАГИНА
— Валерий Николаевич, вы ходите на матчи, смотрите игроков. По регламенту, сейчас вести переговоры с ними нельзя. Мы знаем, что у вас был довольно обширный список хоккеистов, входящих в сферу интересов «Спартака». За последнее время он претерпел изменения?
В.Б. — Повторюсь, все будет зависеть от того, где будет играть «Спартак». У нас есть не один, а целых три списка. Для высшей лиги, который я отложил в сторонку и, откровенно говоря, не сильно хочу в него заглядывать. И два списка для суперлиги, которые отличаются тем, что рассчитаны на разные бюджеты.
— А на что вы собираетесь претендовать в суперлиге (высшую не будем рассматривать) с тем и другим списком?
В.Б. — Не забывайте, что команды сейчас вообще нет, ее придется строить с нуля. Мы не знаем, какие изменения претерпит регламент. Но, думаю, что предварительной задачей на стартовый сезон будет занять место в районе 10 — 12-го. Но уж точно не болтаться на грани вылета. Думаю, что прошлогодний «Спартак» в нынешнем чемпионате при условии усиления четырех-пяти позиций имел бы твердое место в восьмерке сильнейших.
Б.М. — А как получилось, что «Спартак» распродал ребят 89-90-го годов?
В.Б. — Я руководителя Фонда поддержки Шабдурасулова несколько раз упрашивал: оставьте фарм-клуб, это не такие большие затраты. Если появятся новые хозяева, то вы вернете свои деньги за его содержание. Он ответил: «А вдруг не появятся?».
— Есть ли сейчас в «Спартаке» человек, который ведет или будет вести селекционную работу?
В.Б. — На данном этапе такой человек не нужен. Тренерский штаб выполняет эти функции и сам отслеживает игроков.
— Давайте опять предположим, что «Спартак» уже в суперлиге. Есть ли в ваших списках игроки-легионеры?
В.Б. — Безусловно. И из Европы, и из-за океана.
— Ну, а те люди, которые играли за «Спартак» и в последнее время под вашим руководством, и раньше?
В.Б. – Те ребята, кто играл в прошлом году, частенько звонят, советуются, что очень приятно. И многие спрашивают: «Как дела?». Я отвечаю, что вроде бы должно быть все хорошо. «Но через год-то вы нас возьмете?» Ну что я могу ответить? У всех у них контракты по окончании этого сезона продолжают действовать.
— То есть никого из прошлогоднего «Спартака» в новой команде не будет?
В.Б. — Думаю, что нет. Есть несколько игроков из второго состава, но по поводу них еще надо думать.
ДИНАМОВСКАЯ ПОМОЩЬ
— Леонид Михайлович, этот вопрос вам, как коренному динамовцу, просто нельзя не задать. Вы возглавили клуб, болельщики которого, да и не только они, всегда находились с «коллегами» из вашего родного общества в, мягко говоря, непростых отношениях.
Л.Р. — Да, мне случалось слышать в последнее время: «Генерал, человек старой динамовской закалки, пошел к врагам работать. Могу сказать, что «Спартак» – команда, которую я всегда ценил и уважал. Для меня работать в «Спартаке» — большая честь. Очень хочется сделать свою работу так, как… всегда. Потому что я всегда ее делал хорошо. «Спартак» — общество с огромными традициями, которое очень много сделало, чтобы наши сборные команды выступали на должном уровне. Далеко ходить не надо. Вот сидит Борис Александрович Майоров. Человек, о котором можно говорить словами Маяковского: «…делать бы жизнь с кого». Я горжусь, что работаю с такими людьми. Более того, я дружил со знаменитым спартаковцем Николаем Николаевичем Озеровым и под его руководством вещал с Олимпийских игр. Да и служил я в свое время рядом со спартаковской базой на Ширяевом поле, играл там часто в футбол.
Б.М.(с удивлением) – Да что вы говорите!
Л.Р. — Кстати, я был удивлен, что после моего назначения в «Спартак» звонили друзья, очень высокопоставленные люди. Все меня поздравили и признались в своей любви с детства к «Спартаку». Они по роду своей работы должны болеть за «Динамо», они члены этого общества, но болеют за красно-белых.
P.S. Так уж получилось, что «Спартак», даже не выступая в чемпионате страны, привлекает к себе внимание любителей хоккея. На то он и «Спартак». Болезнь, гибель и возрождение — все это клуб пережил, уложившись в неполный год. Однако о возрождении в настоящем пока говорить преждевременно. Для начала клубу и его новому полководцу бывшему генералу Леониду Романову предстоит выиграть первое сражение – за суперлигу.





