Главный тренер сборной России Вячеслав Быков: Только я решу, кому играть на чемпионате мира. Вчера наставники главной команды страны ответили на вопросы читателей «Советского спорта»

В воскресенье российская сборная выиграла третий подряд этап Евротура. Вдвойне приятно, что победа одержана на родном льду нового Дворца на Ходынке, где весной пройдут матчи чемпионата мира
news

ХОККЕЙ
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

СОБЫТИЕ ДНЯ

 В воскресенье российская сборная выиграла третий подряд этап Евротура. Вдвойне приятно, что победа одержана на родном льду нового Дворца на Ходынке, где весной пройдут матчи чемпионата мира. А вчера наставники нашей команды Вячеслав Быков и Игорь Захаркин пришли в редакцию «Советского спорта», где тренерам более двух часов пришлось отбивать атаки наших читателей и журналистов.

«Прямая линия» назначена на 16.00. Договорились с главным тренером национальной команды России Вячеславом Быковым доставить его вместе с помощником в сборной и ЦСКА Игорем Захаркиным в «СС» на редакционной машине. В 15.00 мы уже у дверей офиса ПХК ЦСКА. Быстро садимся в 99-ю модель «Жигулей». Едва отъезжаем от армейского спорткомплекса, у главного тренера звонит мобильный. Девушка Катя – каюсь, слышу обрывки их беседы – берет интервью. Быков отвечает терпеливо, обстоятельно. Но порой жестко.

На Тверской привычная пробка. Пока Вячеслав Аркадьевич занят журналисткой Катей, расспрашиваю Захаркина о последних новостях в ЦСКА.

– Расстались со Скудрой, взяли вместо него Симчука, – отвечает помощник Быкова. – А чеха Марушака обменяли на его соотечественника Платила, того самого, с которым в последнем матче московского турнира подрался Прошкин.

Тем временем главный удовлетворил любопытство Кати.

– Знаете, я на машине редко езжу по Москве, в основном из дворца ЦСКА – на базу, где живу, и обратно, – предвосхищает мой вопрос Быков. – Здесь такая загазованность, что лучше носа не высовывать. Большую часть времени проводим на арене ЦСКА.

Наша беседа перетекает в профессиональное русло. Вспоминаем питерский чемпионат мира. В этот момент телефон Быкова разражается очередной трелью.

– Это друзья из Швейцарии, просят забронировать в Москве номера в гостинице, – объясняет Вячеслав Аркадьевич.

ЗАПРЕТНОЕ СЛОВО «ИГНОРИРОВАТЬ»

Наконец, мы в офисе «СС». Гостей встречает главный редактор Игорь Коц, здесь же знаменитый статистик из Финляндии Том Рачунас. Приехали телевизионщики и радийщики. Пока суд да дело, Рачунас знакомится c Захаркиным, благо оба владеют шведским языком.

Быков – лидер во всем, желает управлять процессом лично. Располагается у телефона с громкой связью и сам нажимает кнопки.

У нас есть несколько минут, чтобы задать свой вопрос:

Каковы планы сборной на заключительный шведский этап Евротура?

В.Б. – Мы не смогли проверить несколько игроков, получивших травмы. В Швеции мы их посмотрим. Может быть, еще кто-то выстрелит. Однако сомневаюсь, что сейчас возможно расширять состав.

А тренерский штаб расширять собираетесь?

В.Б.: – Будем привлекать помощников – тренера вратарей Володю Мышкина и Евгения Попихина, сейчас возглавляющего молодежную сборную. Но сначала определим его фронт работы, а потом решим, нужен ли он нам.

И.З.: – В Швеции, где я работал, есть практика засылать в лагерь соперников шпионов. Они следят не только за тренировками, но и собирают другую информацию – кто что ест, какой у команд распорядок дня, ну и тенденции развития хоккея. Чем мы хуже?

А вот и первый звонок.

Это Вячеслав Аркадьевич? Николай из Ярославля звонит. Спасибо за то, что вы поднимаете наш российский хоккей. Когда вы встали у руля сборной, не слишком верилось, что дело сдвинется с мертвой точки. Разрешите спросить о нашем ярославском парне Сергее Мозякине, почему вы его игнорируете?

В.Б.: – Слово «игнорировать» в нашем штабе запрещено. Перед финским турниром мы Мозякина звали в сборную, правда, приглашение пришло в последний момент. Агенты Сергея посоветовали ему отключить телефоны, что нам показалось странным. Однако в дальнейшем все возможно, и Мозякин должен доказать игрой, что достоин места в сборной.

Значит, переход Мозякина из ЦСКА в «Химик» здесь ни при чем?

– Единственный мотив – интересы сборной.

С Хомицким такая же ситуация? – вопрос из зала.

– Вадик после возвращения из-за океана к нам приходил, мы посидели, поговорили за жизнь, о сборной вопрос не стоял. Но со счетов мы его не сбрасываем…

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ АЖИОТАЖ НЕ НУЖЕН

Слово берет обозреватель «СС» Юрий Цыбанев:

Допускаете ли вы привлечение в сборную на чемпионат мира омича Черепанова?

В.Б.: – Пусть он сначала сыграет за «молодежку». А там видно будет. Я разговаривал о нем с Белоусовым (наставником «Авангарда». – Прим. ред.). Черепанов в чисто физическом плане может не вытянуть весь турнир.

А голкипер Варламов?

– Пусть сыграет на молодежном чемпионате мира, Сергей Немчинов (помощник Быкова. – Прим. ред.) поедет и посмотрит. А там видно будет… Для чемпионата мира надо созреть.

Кошечкин уже созрел?

– Мы ему даем возможность созревать.

СУШИНСКИЙ САМ ВЫВЕЛ СЕБЯ ИЗ СБОРНОЙ

Карьера Соколова в сборной завершилась?

Быков надолго задумывается:

– Он ведь даже не играет сейчас за свой клуб.

И.З.: – К чемпионату мира нужно создать команду, а введение в нее Соколова принесет дополнительный ажиотаж. Кошечкин и Еременко ныне играют надежно, а приглашать в сборную за прошлые заслуги даже такого заслуженного человека, как Соколов, неправильно. Сейчас важно настоящее…

Сушинский тоже живет прошлыми заслугами?

В.Б.: – Нет, он игрок повышенного риска. У него привычный вывих плеча, а операцию Максим делать не хочет. Мы тоже не имеем права рисковать…

Силовое звено в сборной мы еще увидим?

– Возможно, проверим его на Шведских играх. Мне понравилось отношение к делу Артюхина даже за те две смены, которые он провел в Хельсинки на Кубке «Карьяла». Еще раз хотим посмотреть, впишется ли Евгений в нашу систему.

Быкова прерывает звонок.

Это Марина из Москвы говорит. Не влияют ли наши прежние победы негативно на тренеров, которые, в отличие от молодых игроков, застали те времена?

В.Б.: – Я так не думаю. Лично мне, одному из участников того победного шествия, это дает возможность создавать соответствующую атмосферу в тренерском штабе.

И.З.: – А я не согласен. Думаю, мы очень долго жили старыми успехами. И тренеры, их добивавшиеся, становились вне критики. Они превращались в святых. Тот же Тихонов, например. А раз так – то зачем заниматься самосовершенствованием. Затем учиться? Мы же – победители, мы – лучшие. Пока почивали на лаврах, соперники постоянно учились, совершенствовались, двигались вперед. И нынешние результаты – следствие той ситуации в наши славные победные годы.

Пламенный спич Захаркина прерывает очередной звонок.

Здравствуйте, это болельщица «Динамо», – слова дозвонившейся едва различимы из-за хрипоты. – Я так за вас болела, кричала, что сорвала голос. Но это пустяки! Главное – наша сборная победила. И вместе с ней мой любимый игрок Саша Харитонов. Он вам нравится?

– Конечно, Харитонов – замечательный игрок и человек. А то, что вы так болели, нам крайне приятно. И это не дежурные слова. Хоккеисты на льду очень ощущают поддержку зрителей, и если они не всегда объективно свистят, игроков это здорово задевает, порой даже выбивает из колеи.

Передайте, пожалуйста, Саше привет.

– Обязательно. Только от кого?

От Ани.

– Договорились.

БЫКОВ В МИНИАТЮРЕ

– Добрый день, Денис из Москвы. К покорителям Европы несколько вопросов. Первый к Игорю.

– Ну, наконец-то я смогу ответить, – потирает руки Захаркин.

– Каждый тренер руководствуется своими правилами и принципами при формировании команды. Какие они у вас?

И.З. – Главное – это интересы дела. Мы предъявляем игрокам профессиональные требования, только и всего. Каждый из нас при этом старается добиться максимального результата. Но! Вне рабочей обстановки главное – это атмосфера доверия, когда игроки и тренеры на равных общаются друг с другом.

– Хорошо… Вячеслав Аркадьевич, а расскажите про своего сына Андрея. Правда ли, что он профессионально занимается хоккеем и сыграет на ближайшем молодежном чемпионате мира в Швеции?

В.Б.: – Да, это правда. Я рад, что он попал в сборную Швейцарии, хотя он моложе на год остальных…

– По-моему, он родился во время Олимпиады-88, когда вы выступали в Калгари.

– Совершенно верно. Он неплохо играет сейчас за «Фрибург». Порой даже в первой команде. Думаю, из него что-то получится.

– А он не под вашим швейцарским 90-м номером играет?

– Нет.

– А в Россию его не зовут?

– Я его звал в ЦСКА, – встревает в разговор Игорь Захаркин.

– Вот мой помощник говорит, что хотел его взять, – улыбаясь, отвечает Быков. – Но если серьезно, то он учится, играет и работает в Швейцарии уже давно, поэтому еще год как минимум о переезде не может быть и речи.

– А можно еще вопрос к Игорю Захаркину.

И.З.: – Да, конечно.

– Игорь, а как вы оказались тренером в Швеции после победы сборной России на чемпионате мира в 1993 году, на котором трудились в составе научной бригады?

– У меня был выбор. Либо Канада, либо Швеция. Так получилось, что летом 93-го я был приглашен на сбор в Швецию вместе с семьей, и им очень понравилась Скандинавия. Поэтому когда всталa дилемма, предполагаемый вариант работы в Канаде отпал сам собой.

– А кто вас конкретно пригласил в Швецию?

– Клуб «Брюнес» из Евле. Я консультировал множество команд первой лиги, тот же «Брюнес», но уже в элитной лиге. Потом работал тренером.

– А каких-нибудь известных игроков воспитали?

– Давайте я вам сейчас назову… Петер Нурдстрем, Йонас Йонссон, Кристиан Хуселиус, Кристиан Берглунд – все они доросли до национальной сборной…

– Успехов вам, спасибо.

В.Б.: – И вам спасибо, до свидания… По-моему, он ведет анкетные данные. Все знает. У него, наверное, твое досье есть, – обращаясь к Захаркину.

И.З.: – Вячеславу, наверное, неудобно было говорить про своего сына… Но я вам скажу, что это классный нападающий. Представьте себе Вячеслава Быкова в миниатюре. Я когда его увидел, то меня сразу ностальгия поразила. Андрей чуть помассивней, с таким же легким и изящным катанием, как у отца, с природным и постоянным желанием играть, с манерой импровизировать и, направляя, формировать действия партнеров. У папы, правда, бросок выдающийся был… Но Андрей будет отличным плеймейкером.

ШАШКИ, ШАХМАТЫ И ДАРТС

– Игорь Владимирович, из интернета от Руслана к вам вопрос: «Какими видами спорта помимо хоккея вы увлекаетесь, и что от коллег переносите в тренировочный процесс»?

И.З.: – Я раньше играл в хоккей, просто никто об этом не знает. И сейчас играю…

В.Б.: – Нападающий-бомбардир. Просто Тихонов не поставил его в нашу тройку…

И.З.: – Эх, дал бы мне сыграть один разочек, был бы олимпийским чемпионом… Помимо хоккея люблю теннис и плавание. Тренер обязан был физически и психологически подготовлен, потому что стресс огромен, ответственность. Постоянное переключение с проблем ЦСКА на проблемы сборной. Используем в подготовке хоккеистов элементы из тяжелой атлетики, фитнеса…

В.Б.: – Еще шахматы практикуем, шашки, дартс.

И.З.: – Ну так вот. На самом деле очень многое заимствуем у других видов спорта. В частности, нашли интересные разработки у болгарских тяжелоатлетов на тему: «Как развивается взрывной компонент». Если брать технику катания, то многое почерпнули в работах шведского конькобежца Томаса Густафссона: «Как он повышал компонент скоростной выносливости». Часто разговариваем с великим пловцом Володей Сальниковым. Пытаемся следить за передовыми разработками во всех видах спорта, изучаем смежные науки. Психологию: как они мотивируют спортсменов? Как избежать эмоциональной усталости? То есть данные постоянно обновляем.

– Игорь, скажите, в чем секрет другого Густафссона – Бенгта-Оке. Ведь он сделал шведов в один год и олимпийски–ми чемпионами и чемпионами мира.

– В чем отличие Густафссона, например, от его предшественника Харди Нильссона. В харизме! В персональном подходе. Он впервые наладил с хоккеистами доверительные отношения. Ведь тот же Йерген Йенссон – рекордсмен шведов по сыгранным матчам за сборную – ни в какую не хотел ехать в Москву. А сейчас его мама звонит Бенгту и говорит, что Йерген с братом Кимом готовы лететь куда угодно. Все стали стремится в сборную, потому что тренер их уважает, слушает, решает их проблемы. Он создает особый психологический фон в команде. И мы со Славой стремимся идти по такому же пути.

Помнится, прилетели мы на первый выносной матч чешского этапа Евротура в Стокгольм. И представитель шведской федерации моментально заметил: «Раньше, говорит, у русских как было. Тренеры отдельно, игроки отдельно. А сейчас у вас есть команда. Берегите – это самое главное».

КОМАНДА ИЗ ХРУСТАЛЯ

– Вячеслав Аркадьевич, уже привыкли к совмещению постов в сборной и клубе?

– Вы знаете, моментально. Такое чувство, что вроде бы вот-вот наладил процесс, вжился, а уже прощаться пора с ребятами, перестраиваться на другой коллектив. Переходишь из одной двери в другую, куртку поменял, вывернув наизнанку… Считаю, что мы с Игорем счастливые люди. Имеем шанс работать с лучшими игроками сборной и в великом клубе. И везде стараемся создать приятную атмосферу. Видим плоды своей работы. Когда ребята не бегут из раздевалки, а допоздна играют в шахматы, теннис, нарды, шашки, дартс. Все, как дома, тепло и уют. Поэтому и на лед выходят с настроением. Жалко всегда расставаться…

И.З.: – Чемпионаты мира выигрывает команда, и мы ее создаем.

В.Б.: – Я понимаю, что многие постоянно спрашивали и будут спрашивать меня о процентном соотношении игроков из НХЛ и России, о пикантных подробностях, о том, почему взял не того, а этого? Но поймите, это ломает команду изнутри. Это же все так хрупко. Стоит назвать одну фамилию и не назвать другую… Коллектив – как хрусталь, его нельзя будоражить и лишний раз трогать.

…Поймите, никто не вычеркивает Мозякина, Хомицкого, Фомичева... Эта ситуация произошла потому, что фамилии ребят на слуху. Когда-то они ушли из ЦСКА, и все подумали, что теперь они мои враги и я им буду мстить. А некоторые люди, выступая со страниц газет с позиции игроков, подводят и себя, и их. Бога ради, это их проблемы. Повторюсь, мы смотрим за всеми, и за Мозякиным в том числе. И пускай никто не обижается, потому что выбор велик. Но в любом случае, только я буду решать кому играть на чемпионате мира.

– За рекордами, которые ставите со сборной, следите?

В.Б.: – Нет. Для нас важно здесь и сейчас. А то, что было раньше… Можно же чокнуться от этого. Лишняя информация – она не нужна.

ЗАСТАВЛЯТЬ УЧИТЬ ГИМН НЕ БУДУ

– Интернет-вопрос Игорю Захаркину от Елены из Новосибирска. Почему вы до сих пор не попробовали себя в роли главного тренера?

– Мне нравится помогать Славе. Мне нравится, когда последнее решение принимает он. Я всегда вижу много альтернатив решению, а главный тренер должен выбрать единственно верное. Я могу фантазировать и не люблю ограничивать себя в этом. Если бы управлял командой, то, наверное, дрогнул в какой-то момент. Я предлагаю упражнение, Слава может прочувствовать его на себе, выделить нюанс, уточнить детали. Игрокам интересно с нами.

В.Б.: – Я добавлю. Мне повезло по жизни. Как игроку с Андреем Хомутовым, а как тренеру, вот, с Игорем Захаркиным.

– Нравится ли вам новая форма сборной России. И почему на ней впервые за последние лет десять нет надписи «РОССИЯ»?

В.Б.: – Не знаю. Мы прекрасно знаем и без надписи, за кого мы играем. Ребята забрали на память все майки после Кубка Первого канала. И друг другу на них на память расписывались. Хотя раньше такого не было. Не это ли признак дружного коллектива?

– А Гимн России, как ваш коллега тренер женской волейбольной сборной Джованни Капрара, заставляете учить игроков?

В.Б.:– Это личное дело каждого. Капрара считает так, а я – так. Игроки – профессионалы. Заставлять учить я никогда не буду….

– Признайтесь, повезло нам немного на турнире в Москве?

В.Б.: – По-спортивному повело. После шведов осталась горчинка недоделанного. Переволновались со шведами, но финны затем помогли. Важна психология победителей.

– Хорошо у вас здесь, душевно, даже уходить не хочется, – говорит на прощание Вячеслав Быков, заканчивая двухчасовой разговор.

– Аура в редакции замечательная, – добавляет Игорь Захаркин…

Однако дуэт наставников еще на полчаса задерживается в гостях у «Советского спорта». Захаркин с удовольствием общается на шведском с Томасом Рачунасом, вспоминая прошлое и заглядывая в будущее. А Быков и вовсе попадает в окружение во главе с главным редактором «СС».

Говорить с Быковым и Захаркиным можно до бесконечности. Настолько интересные они собеседники. Пожалуй, и сборная у нас статью вся в главнокомандующего. Желанная зрителю, запоминающаяся и интересная сама по себе.

НОВОГОДНИЙ БЛИЦ-ОПРОС

 Самый оригинальный подарок, который вы получали на Новый год.

И.З.: – Когда мы приехали в Швецию, то под Новый год нам на крыльцо дома на веревочку навесили столько поздравительных открыток, что я был просто поражен. Оказалось, что у них это традиция такая, но все равно было безумно приятно.

В.Б.: – В 1991 году я после долгого перерыва справлял Новый год в семье – лучше подарка не придумать. Было это в Швейцарии, куда я приехал играть за «Фрибург». Начиная с 1982-го ни разу в семейной обстановке не получилось отметить.

– Какое желание загадаете себе в новогоднюю ночь?

Наши гости переглянулись, хитро улыбнулись и одновременно ответили:

 – Вы же сами все понимаете…

– Понятно, чего ждут от вас болельщики в 2007-м. А чего ждете от них вы?

И.З.: – Ждем спортивного отношения и мудрости. Не надо освистывать нас в трудные минуты.

В.Б.: – Когда у нас что-то не получается на площадке – не надо свистеть. Вы же только сопернику этим помогаете. Кричите: Рос–си–я! Легко болеть, когда команда выигрывает, но для ребят важна поддержка в трудные минуты.

Новости. Хоккей