Почему мы опять проиграли? Ответ на главный вопрос турнира ищут тренеры нашей сборной и капитан команды

ХОККЕЙ
МОЛОДЕЖНЫЙ ЧЕМПИОНАТ МИРА
Почему мы опять проиграли канадцам? Попробуйте задать сразу после сирены этот вопрос игрокам, и вы поймете, что в ответ получили голые эмоции. Рискните повторить попытку через полчаса, и, быть может, лучшим ответом будет молчание. Попробуйте через пару часов поговорить по душам. И вот тогда, возможно, вам станет ясно, что в глубине души ответ на вопрос вы знали еще до начала финального матча…
ПОВЕРЬ В СЕБЯ И ВЫИГРАЙ
– Нет веры, нет веры… – повторял, как заклинание, старший тренер россиян Владимир Попов уже в гостинице после финала. – Я же им говорил… Чтобы выиграть, надо поверить в себя. Мы что, хуже на коньках катаемся или техники с «физикой» у нас нет? Мы что, кривые или косые? Или талантов у нас меньше? Ведь больше, намного больше, но вот психология, черт бы ее побрал! Ругаться-то можно долго на игроков, но что с них взять, если на родине в них никто не верит и только Черепанов, который на два года младше остальных, в третьей тройке выходит в Омске. А остальные-то где? Я скажу где: в четвертой или пятой пятерке через раз играют, на пару смен за период выходя. Это чудо, что пацаны в финалы выходят, им памятник поставить надо!
– Это была большая игра, большой финал, – силы выйти из плачущей раздевалки с комментариями находятся только у наставника сборной России Евгения Попихина. – Может, красивого и вдохновенного хоккея вы и не увидели, но сколько страсти и желания в нем было! Вы видели хоть раз когда-нибудь в суперлиге хоккей подобного уровня? Когда скорости зашкаливают, силовые приемы следуют один за другим, а результат делают не отдельные личности, а команды. К сожалению, как и в предыдущие два года, канадцы уверенно победили. Но не 6:1 и 5:0, а 4:2. Причем 11 ребят у них приехали в Швецию в ранге действующих чемпионов. А у нас только Зубов, Зубарев и Буравчиков в Канаде играли в 2006-м…
И все-таки ребята выступили отлично. Никто не верил в нашу команду, никто не знал и не хотел видеть в этих ребятах будущих претендентов на чемпионство. Мы же показали, считаю, самый интересный хоккей на турнире.
– Что же сломало нас в первом периоде?
– Вошли в игру мы прекрасно, как и задумывали. Навязали сопернику силовую игру, побили их немного у бортов, все получалось. Канадцы ничего не могли сделать, даже моментов голевых у них не было… Потом эта ошибка на ровном месте, да еще и первая пятерка… После нее у них весь матч наизнанку вывернулся... Пропустили, ладно, со шведами тоже первыми пропустили. Но тут сразу же после первого удаления…
– Спорное ведь удаление?
– Судья грамотно нас где-то «прихватил». Но на него все валить бесполезно. Надо было использовать моменты, которые у нас были. Мы этого не сделали, а канадцы забили. Вот и вся разница. Мы ведь разбирали на собрании, как они играют в большинстве. Но тут, не знаю почему, ребята немного дрогнули. Все ведь от опыта идет, а его нет, и неоткуда ему взяться.
ГОРДОСТЬ ЗА КОМАНДУ
– Какие слова надо найти тренеру в перерыве, чтобы команда после 0:3 поверила, что сможет переломить ход матча?
– Тут и без слов, если честно, всем и каждому все понятно. В перерыве мы поговорили по душам, и мне вроде удалось достучаться до ребят. Ведь впереди было два периода, и веру в них надо было только пробудить. Помогло. Сумели прибавить в движении, в активности. Резерв же был, я это чувствовал. Команда была подготовлена хорошо, но страх проиграть довлел и засел корнем где-то внутри... Пропустили дурацкую четвертую шайбу на контратаке, абсолютно бестолковую. Терять было нечего, вот тут-то ребята и проснулись. Только поздновато душу открыли. Тут мы по-прежнему уступаем канадцам, у которых психология победителя с молоком матери передается. Уверенности в своих силах нам не хватило. Но, побежав, две забили. «От ножа» рубились до последнего. Пускай и шансов нам мало соперник предоставил. Но ведь надо понимать, что это Канада, обученная и дисциплинированная команда. Таких на голом кураже не возьмешь.
– Почему потерялся на площадке Черепанов?
– То же самое, психология. Канадцы его долбили-долбили, и в итоге он скис. Думал, что с переводом Кучерявенко первое звено воспрянет духом. Но через пару смен пришлось вернуться к обычной схеме. Но у Леши все впереди. С мужиками поиграет – и на следующий год отомстит.
– Вы остаетесь в сборной?
– Пока не знаю. Хотелось бы. Но если будут предложения из суперлиги, то я с удовольствием их приму. Мне было приятно работать с этой командой, очень приятно. Хочу сказать огромное спасибо всем ребятам. Я, как их наставник, горжусь ими. И Славкой горжусь, – обнимая выходящего из раздевалки заплаканного Буравчикова, говорит Попихин. Настоящий капитан, таких поискать – не сыщешь…
СЛЕЗЫ ОТ БЕССИЛИЯ
Уже в автобусе разговорились с капитаном по душам.
– Вы не представляете, как это больно – проиграть второй раз подряд. Когда золото в последний момент уплывает из твоих рук… Когда понимаешь, что все, последние минуты остаются, а ты ничего уже не успеваешь сделать, изменить… В прошлом году, ладно, молились на Малкина, а как у него не пошло, то все сразу расклеились. А тут выходил без всякого мандража, коленки не тряслись…
– И даже полные трибуны канадцев не смутили?
– Нет, нисколько, не обращал внимания, сконцентрировался, знал, что надо делать. И не боялись никого. Такая команда у нас была, а теперь нет ее, все… А мы ведь с детства друг друга знаем и должны были выигрывать. Поначалу-то здорово играли, стиснув зубы, бились, ложились, ни кусочка льда не проигрывали. И на тебе… Сам «напарил», а потом в меньшинстве еще две получили. Расплакаться хотелось от несправедливости такой. Даже не знаю, почему вдруг сломались. Как в кино, прошел кадр, а на перемотку не нажмешь – нет в жизни пульта…
– Но потом-то собрались, ожили?
– Да мы и не умирали, если бы не эти два гола в меньшинстве. Поговорили в раздевалке, поверили друг в друга, вышли, погнали снова – получили… Матом бы выругался! Но нет, продолжали терпеть, ведь если играешь и веришь, то обязательно когда-нибудь прорвет. Не бывает по-другому! И ведь получилось, выстрадали, захотели, смогли! Две забили в большинстве во втором периоде. Последнюю – за несколько секунд до сирены… В раздевалке сидим, настраиваемся… как последний раз в жизни на игру выходим. Умереть, но выложиться, как в детстве учили в школе. Все вспоминаешь в один миг, дикое желание просыпается, готов любого разорвать. Выходим, бьемся, но не идет и все тут. Обидно…
ГДЕ УЧАТ, КАК ИГРАТЬ В ФИНАЛЕ?
– Попади Аникеенко не выше ворот с метра, а в уголочек за две минуты до конца. 3:4, а там бы дожали…
– Что уж тут вспоминать и фантазировать. Не против деревни же играли. Как они все-таки умеют в нужный момент собраться и выдать лучшую игру. В один момент, а не когда уже терять нечего и поезд уходит. Психология…
– И все-таки вы теперь двукратный вице-чемпион мира среди молодежи. Теперь сам бог велел на взрослом уровне в золото медаль превратить?
– Лишь бы шанс выпал, вы ведь сами прекрасно понимаете. Это хоккей. Наш хоккей. Сколько у нас народа пропадает по юниорам. Сверкают на молодежном уровне, а потом бац – нет человека. Огромный пласт теряем ежегодно игроков от 17 до 21 года. По фармам народ играет с мужиками, а потом тухнет. Всех же в мастера не возьмешь, а аренды нет, а в «вышку» стариков только берут. Вот и получается, что в лучшем случае молодой игрок сидит на лавочке или в четвертой пятерке выходит. Где взяться навыку игры в решающие моменты матчей, где научиться не бояться ошибок, где отрабатывать большинство и меньшинство? Где учат, как играть в финале и никого не бояться? А канадцы и американцы по всевозможным юниорским лигам выступают при полных трибунах с плей-офф и прочими атрибутами. Так что выигрываем и в финалы выходим мы не благодаря, а вопреки…
Или вот мелочи, сущие мелочи возьмем. Молодежный чемпионат мира. Посмотрите, как с канадцами возятся. Полные трибуны болельщиков, их каждый день круглые сутки показывает свое телевидение, специально сюда приехавшее. Сколько журналистов вокруг них бегает, какой ажиотаж, какое внимание.
А мы? Вот лишь вы один приехали… Да еще представитель ФХР (гендиректор федерации Сергей Арутюнян. – Прим. ред.) на финал прилетел, и нам уже приятно. После матча он премии пообещал, но это не главное, деньги нам в сборной не нужны. А вот внимания бы побольше, чтобы брошенными себя не чувствовать. Надеюсь, что с приходом Третьяка о нас вспомнят и построят дорогу сотням юных талантов в победное будущее.





