Главный тренер «Москвы» Леонид Слуцкий: Бывают хиппи. А я – яппи!

Сегодня нас ждет матч с явно выраженным «золотым оттенком»
news

ФУТБОЛ
ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 27-Й ТУР

 Сегодня нас ждет матч с явно выраженным «золотым оттенком»: лидирующий «Спартак» примет в «Лужниках» отстающую на три очка «Москву». Готовясь к сложнейшему поединку, наставник «горожан» Леонид Слуцкий даже не подумал переносить встречу с корреспондентами «Советского спорта». Беседа длилась около двух часов у тренера дома.

ЧЕБУРАШКА, ГАЗЗАЕВ И МОУРИНЬО

Слуцкие живут вчетвером: Леонид Викторович, супруга Ирина, маленький сын Дима и его бабушка Людмила Николаевна. В прошлом году тренер купил в Москве квартиру в новом доме, недалеко от метро «Автозаводская», и к нему из Волгограда переехала вся семья.

В семь часов вечера дома только бабушка и внук: Ирина гостит у родителей в Азове, а Леонид Викторович перезвонил и предупредил, что опоздает на несколько минут.

…Дмитрий Леонидович, очень спокойный и воспитанный мальчик двух с половиной лет, смотрит мультфильм про крокодила Гену и Чебурашку в папиной комнате. На книжной полке среди футбольных изданий – томик ЖЗЛ «Валерий Газзаев». Над кроватью слева большая фотография Слуцкого с Моуриньо, с которым когда-то тренера «Москвы» сравнивал генеральный директор клуба Юрий Белоус. Более поздние фотографии с Эрикссоном, Робсоном, Анчелотти напечатаны в меньшем формате. Их место – в проеме между окном и стеной.

Любимые песенки Димы – «Облака, белогривые лошадки» и «Капитан, капитан, улыбнитесь». А вот будущий тренер «Москвы», по словам его мамы, закрываясь в ванной комнате волгоградской квартиры, пел «Соловей мой, соловей».

Этим летом бабушка возила младшего Слуцкого в Адлер, и каждый вечер он отплясывал на танцплощадке. Во время песенки из мультфильма Дима вспоминает недавние дискотеки и начинает в такт вертеть ногой. А потом взбирается на машинку и, поборов стеснение, просит: «Покатай меня, пожалуйста».

«РОДНЫЕ ПОСТАВИЛИ НА МНЕ ЛЕГКИЙ КРЕСТ»

Папа и мама Димы познакомились четыре года назад: тренер «Уралана» Слуцкий, ехавший из Элисты в Ростов, подвез голосовавшую на дороге девушку…

Жена да и остальные родственники Слуцкого уже смирились с тем, что все его устремления направлены на работу. Как он сам шутит: «Поставили на мне легкий крест».

– Меня поразили признания Фергюсона, – Леонид Викторович с порога включается в беседу. – Я думал, что этого надо стесняться, или по крайней мере не говорить об этом близким. А Фергюсон в своей книге пишет открыто: «Если вы всерьез выбрали профессию футбольного тренера, забудьте, что у вас есть родители, дети, жена. Профессия будет поглощать вас с утра до ночи: все ваши горести, неудачи и радости будут связаны с ней».

У меня отец умер, когда мне было шесть лет. И меня, как и Диму, воспитывали мама и бабушка. У Димы, конечно, папа есть, но, признаюсь честно, эффект от этого небольшой. Ты зомбирован и постоянно, даже общаясь с ребенком, думаешь, как выстроить игру в следующем матче, верно определить стартовый состав и с кем из футболистов надо переговорить. Я жду, когда Дима станет большим, и очень надеюсь, что он будет любить футбол. Тогда я смогу брать его с собой на базу, где во время наших занятий дети игроков и тренеров гоняют в футбол на искусственном поле. Верю, что мой сын к ним присоединится.

ШАМПАНСКОЕ В ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ЛЕТ

…На полках в прихожей выстроены в ряд пять маленьких мячей. «Все в рабочем состоянии», – замечает отец и занимает в детской комнате место за игрушечными воротами, едва достающими бывшему вратарю до колена. Дима, одетый в форму «Реала» с надписью «Бекхэм» на спине, бьет в левый угол. Потом – мимо.

– Эх, ты! Мазила! – стыдит отец.

– А ты потом со мной поиграешь? – испугавшись, интересуется малыш.

– Поиграю, поиграю…

В 18 лет Леонид Слуцкий заиграл в воротах «Звезды» из Городища во второй союзной лиге, но потом заработал травму. Рухнул с высоченного тополя, снимая соседскую кошку, и, кроме открытого перелома надколенника, получил сотрясение мозга и сломал нос. В течение пяти лет вратарь еще поигрывал в футбол на уровне КФК и первенства области. Окончил физкультурный институт и в 23 года возглавил команду ребят 1982 года рождения.

В «Олимпии» Слуцкий и его воспитанники прожили вместе целую футбольную жизнь: собравшись в 1994-м, они расстались только в 2001 году. Почти весь выпуск, 18 человек, играет в командах мастеров, от второй до высшей лиги. Общаются и сейчас – в отпуске динамовец Колодин, «горожанин» Адамов и ростовчанин Бочков нередко предпочитают заграничным поездкам отдых в Волгограде в кругу «олимпийцев».

– Для меня первая победа с «Олимпией», в финале чемпионата ДФЛ в 1996 году, до сих пор остается эмоционально самой значимой, – признается тренер. – Уступая после первого тайма 0:2 на «Петровском» звездному возрасту московского «Динамо» во главе с Половинчуком, мы сравняли счет и выиграли по пенальти. Там было все: и кубок, и шампанское в четырнадцать лет, и ныряние в Неву… Потом победы были не то что будничными, но мы уже всегда были в роли фаворитов.

УБИВАТЬ ПО-КРУПНОМУ МНЕ НЕ ПРИХОДИЛОСЬ

Единственное, что Слуцкий не успел сделать в «Олимпии», – это воспитать своего вратаря. «Сапожник без сапог!» – смеется Леонид Викторович. Оба голкипера Сергей Котов и Андрей Евдохин были «приезжие» и учились мастерству у своих отцов-вратарей. С голкиперами «Москвы» главный тренер обсуждает все их пропущенные мячи, но в методику работы вратарского тренера не вмешивается: «Каждый должен отвечать за свой участок работы».

– Когда я общаюсь с Димой Вязьмикиным, он убеждает: «Хороший нападающий – редкость, его надо беречь!». Встречаюсь с Павлом Дьяконовым, он говорит: «Вратари – это такой штучный товар, нужно беречь их психику!». И так – игрок каждого амплуа (смеется). Я согласен, что у вратарей специфичные психология, настрой на матчи. Но у нас все голкиперы очень адекватные: Козко, Жевнов и Амельченко – люди скорее рационального плана, чем эмоционального: им лучше все по полочкам раскладывать, чем призывать к подвигам.

Сейчас Слуцкий-тренер честно оценивает Слуцкого-голкипера как «далеко не выдающегося», «уровня второй или максимум первой лиги»:

– У каждого есть свой функциональный потолок – у меня он был не такой, как хотелось бы. Но, возможно, в этом есть и плюс. Многие выдающиеся футболисты говорят: «Мы должны были убить в себе игрока, прежде чем стать тренером». Мне же убивать, по крайней мере по-крупному, не пришлось.

ХИППИ ИЛИ ЯППИ?

На одной из фотографий в детской комнате Дима запечатлен вместе с крестным Романом Адамовым.

– Рома у меня в «Олимпии» все время спрашивал: «Когда у вас родится сын, вы меня возьмете крестным?». Может ли тренер дружить с футболистами? Конечно. Но сложно дружить со своими футболистами. Когда я работал в «Уралане» с Олегом Веретенниковым, Павлом Дьяконовым, Володей Казаковым, Русланом Аджинджалом, у нас были хорошие отношения, но они не были дружескими. А сейчас мы созваниваемся, ходим ужинать, разговариваем на личные темы. Я уверен, что и после моего ухода из «Москвы» у меня останется в клубе большое количество друзей среди футболистов.

У меня, кстати, и с Юрием Викторовичем Белоусом доверительные отношения. Я считаю, что человек, владеющий клубом, должен знать, что делается в его хозяйстве, – поэтому стараюсь объяснять свои действия, а не кричать, что я – тренер, вы мне дали команду, и я ее веду.

– Юрий Белоус не так давно ездил в Тибет. Вы бы поехали?

– Мы с ним все-таки разные. Он по натуре человек – хиппи, способный отвлечься от земных проблем, уйти в горы, выбросить телефон, полностью отключить сознание. Это – счастье. А я – яппи – живу в этой реальности и не могу отключить голову от футбольных проблем.

– Леонид Викторович, а вы вместе с семьей когда в последний раз отдыхали?

– Во время перерыва в чемпионате я провожу несколько дней на даче в Волгограде, куда на лето уезжает семья. Но делать я ничего не умею! Вы смотрели фильм «Забытая мелодия для флейты»? Помните, старик замечает Ширвиндту-бюрократу: «С такой мордой подаяние просишь! Тебя в колхоз надо!»? А он в ответ: «Нас в колхоз нельзя: мы ничего не умеем. Мы им там все окончательно развалим». Вот эта фраза про меня. Я не могу ни гвоздь забить, ни грядку прополоть. Если ломается машина, даже не пытаюсь капот поднять – сразу отдаю в автосервис. Я и Диму не смогу толком на горшок посадить (смеется). Беда, если он останется со мной один!

КОМАНДА ИЗ ДВАДЦАТИ СЕМАКОВ

Слуцкий не изучал психологию в специализированных вузах, в его распоряжении нет целой лаборатории, как у тренера «Милана», или специалиста уровня того, что из команды в команду возит за собой Свен-Еран Эрикссон. Зато ни один игрок «Москвы» не скажет, что он не общался с тренером на самые разные темы – от семейных до профессиональных. Но наверняка не все задумываются над тем, как это всякий раз бывает непросто для тренера.

– Даже к разговору с молодым футболистом Голышевым надо серьезно подготовиться – знать, что ему сказать и как мотивировать те или иные вещи. Как правило, обсуждаются проблемы, а высказывать человеку в глаза, чем недоволен, – не самая приятная обязанность. Один из моментов моей тренерской философии: человек может показать свой максимальный уровень игры, если он будет счастлив во всем: в быту, в игре, в семье.

Футбол – это игра, а только в состоянии озарения можно творить.

У тренера Слуцкого были и переводы людей в дубль, и отчисления из команды. Его концепция: «Или человек понимает то, что от него требую, – и я выстраиваю с ним отношения через его сознание. Или не понимает в силу своей ограниченности или нежелания понять – и тогда с этим человеком надо расставаться». «Если бы в команде было двадцать Семаков или Ребеж, эта команда была бы мечтой любого тренера», – вздыхает Леонид Викторович.

В этот момент Дима просит подать ему акробата. Отец недоумевает: «Здесь нет акробата, Дим». Тогда сын объясняет, что акробат стоит на верхней полке. Отец снимает игрушку и серьезно спрашивает: «Разве это акробат? Это робот».

ЯРКО ВЫРАЖЕННАЯ СОВА

«Я человек, который долго работал бы на одном месте. Меня привлекает основательность», – признается Слуцкий. У 36-летнего специалиста за 13 лет тренерской карьеры только три места работы, и все перемены были вынужденными: в «Олимпии» назрела необходимость переходить на более высокий качественный уровень, а в «Уралане» разразился финансовый кризис.

– Для меня сложнее всего было научиться жить одним днем, – вспоминает тренер. – В «Олимпии» я мог планировать свою жизнь на годы: сначала у нас турнир, потом ребята будут поступать в институт, потом играть на КФК. А в «Уралане», только я заводил речь о завтрашнем дне, мне все говорили: «Подожди, сейчас после каждого тура может быть все, что угодно!». Мне и в «Москве» тяжело составлять план работы на месяц: расписать учебно-тренировочный процесс несложно – трудно переключиться с предстоящей игры на то, что будет через месяц. И судьба тренера в премьер-лиге такова, что, далеко планируя, – Слуцкий смеется, – ты можешь составлять планы не совсем для себя.

Составление плана, по признанию Слуцкого, – не самый творческий процесс: сверяться по календарю можно и на базе. А для записей тренировок и размышлений о тактике на игру он выбирает самое творческое время – после полуночи, когда в доме все спят: «Я – ярко выраженная сова».

ПРО ФУТБОЛ И ГИМНАСТИКУ

– Я спрашивал у опытных тренеров: «Можно ли адаптироваться к стрессу, которым является игра, привыкнуть к победам, неудачам?». И все отвечают «нет»: и в 35 лет, и в 60 переживаешь поражения одинаково – как удар. В тренерстве нет догм и единого решения задачи – есть масса вариантов, а какой приемлем, ты выбираешь на основании опыта, жизненной и футбольной философии. Понимаете,если я начну кого-то учить живописи по картинам Сальвадора Дали, то это уже буду не я.

Кстати, на тренировке не всегда должно быть интересно. Игроки ненавидят до посинения работать над тактикой. Они уже сто раз знают, куда каждый должен бежать, но я заставляю их бежать в двухсотый раз: чтобы, если у футболиста в игре что-то отключается в голове, он продолжал делать это на уровне подсознания.

Когда гимнастки-«художницы» говорят, что футболисты мало тренируются, мне хочется возразить: «Представьте, что вы бросили булавы – и не вы одна, а сразу двадцать человек пытаются их поймать: толкают в спину, бьют по ногам, оттесняют. Я бы посмотрел на вас, как вы по восемь часов в день ловите свои булавы!».

ЖДУ ВАС В ГОСТИ С ПАРИКМАХЕРОМ!

С футболистами не самого звездного уровня Леониду Слуцкому удается удерживать команду на третьем месте в таблице. «Москва» сегодня – единственный столичный клуб, из которого в национальную сборную России не вызываются футболисты. Однако сам тренер оценивает средний уровень своей команды как «достаточно высокий». В случае попадания в Кубок УЕФА он считает нужным усилить всего две-три позиции.

– Леонид Викторович, а подстричься, как обещали, вы не забудете, если «Москва» займет призовое место?

– (Смеется.) Забудешь с вами! Не успел я в «Советском спорте» на эту тему пошутить, как в Интернете тут же изобразили меня без волос. Возьмем медали – жду вас в гости с парикмахером 12 ноября!

Для Слуцкого матчи против «Спартака» – особенные. В игре с красно-белыми он дебютировал как главный тренер «Москвы» летом 2005-го. Тогда его команда победила 3:1. А некоторые болельщики красно-белых долго кричали неприятные слова рулевому «Спартака» Александру Старкову.

В прошлогоднем весеннем матче в «Лужниках» «Москва» и вовсе сравняла счет, проигрывая 0:3. Это и стало последней каплей – Старков ушел…

17 июня нынешнего года. Стадион имени Стрельцова. «Спартак» безропотно уступает хозяевам 0:2. И после матча с командой Слуцкого увольняют Владимира Федотова, который и заменил тогда Старкова. Вот это сюжет! А через несколько дней новый неповторимый зигзаг: Федотов трудоустраивается в стане «горожан» в качестве спортивного директора.

– Действительно, матчи со «Спартаком» – знаковые для меня, – не скрывает очевидного Слуцкий. – Но если говорить об отставках тренеров – то совпадения все это. Зачем придавать этому значение? Сейчас в голове только предстоящий матч, ведь он будет во многом определяющим в борьбе за призовые места.

Новости. Хоккей