Загоняли лидеров. Ставку Быкова – Захаркина на одну пятерку Дацюка чехи побили дружной игрой всей команды

Только не надо эти заметки воспринимать, как залп заградительного отряда по «штрафбату» – так Вячеслав Быков окрестил свою сборную на ЧМ-2010. Это честная попытка разобраться, почему со столь звездным контингентом в решающих матчах мы оказались несостоят
news

СОБЫТИЕ ДНЯ. ХОККЕЙ. ЧМ-2010. ФИНАЛ
РОССИЯ – ЧЕХИЯ – 1:2. ПОСЛЕСЛОВИЕ

Только не надо эти заметки воспринимать, как залп заградительного отряда по «штрафбату» – так Вячеслав Быков окрестил свою сборную на ЧМ-2010. Это честная попытка разобраться, почему со столь звездным контингентом в решающих матчах мы оказались несостоятельными. Почему лишь благодаря гению Малкина и Дацюка в полуфинале одолели занявших на предыдущем ЧМ предпоследнее место немцев. Почему в финале капитулировали перед чехами с 14 (!) дебютантами ЧМ в составе.

ПРОВАЛЫ В ДЕБЮТЕ

Это давнишняя ахиллесова пята Быкова – Захаркина. На ЧМ-2008 в Квебеке россияне трижды проиграли первый период. Через год в Берне позволили соперникам пять раз открыть счет. Тем же недугом весь минувший сезон страдал и «Салават»: при Быкове – Захаркине едва ли не в привычку клуба вошло включаться в игру лишь при счете 0:2, 0:3 и даже 0:4.

– Все вроде бы у нас хорошо, только одно беспокоит, – вздыхал на тренировке перед четвертьфиналом ЧМ-2010 Владислав Третьяк. – Почему-то постоянно неуверенно начинаем. А агрессивный старт – коронка канадцев.

И мы вместе вспомнили, что накануне, перед тем как Федоров распечатал финна Веханена, шайба трижды попадала в штанги ворот Варламова. Да и противникам попроще тоже в дебюте позволяли разгуляться. К сожалению, излечиться от этой болезни в Кельне мы так и не смогли.

В четвертьфинале от римейка Ванкувера спасла разве что низкая квалификация Рэймонда и Бурка, дважды не поразивших пустой угол. Будь на их месте Кросби и Хитли, счет, очевидно, открыли бы канадцы. А там как знать…

В финале Клепиш показал, как надо реализовывать подобные моменты. Этот гол на 21-й секунде предопределил все дальнейшее течение матча. Чехи тут же сели на своего любимого конька – игру от обороны, в чем они мастаки непревзойденные. То же самое наши позволили сделать и немцам в полуфинале. Подвела несобранность, вызванная, на мой взгляд, недооценкой соперника. А как еще объяснить совершенно не вынужденные нарушения на первых минутах Малкина и Кулемина! Немцам в итоге не хватило опыта и класса. А чехам хватило.

СТРАННЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ

Вы обратили внимание, кто конкретно виноват в первом пропущенном голе в финале? Я никак не мог понять, почему Клепиш, когда забивал, оказался в полном одиночестве? Куда делся наш правый форвард, который должен закрывать эту зону?

После многократного просмотра видеозаписи выяснилось, что Семин в первой же атаке упал на лед у ворот чехов, сильно ударился спиной и укатил на смену! Заменивший его Малкин просто не успел к месту событий! Почему Семин столь неудачно вошел в игру? Я думаю, потому что пропустил предыдущую встречу. Как объяснил его отсутствие Быков, Александр – не в форме. С этим не поспоришь. На Олимпиаде Семин ничего не забил. Провалил Кубок Стэнли – 44 броска и ни одной шайбы. И в Кельне выглядел крайне неубедительно. Отсюда вопрос – почему Семина вдруг выпустили в финале да еще в первом звене?!

При этом удивило заявление Захаркина: Сушинский, мол, в полуфинале на месте Семина выглядел слабо. Но как Максим мог себя проявить, если во втором периоде провел на льду 63 секунды, а в третьем – 91?! Интересно, что Семин в финале в заключительной трети находился на площадке еще меньше – 71 секунду. Это ли не признание тренерами своей ошибки!

Идем дальше. С чего началась результативная атака чехов? С ошибки Корнеева, неосмотрительно пустившего шайбу по лицевому борту, где ее перехватил Ягр. Но ведь и Константин в полуфинале, похоже, разочаровал тренеров: среди защитников он играл меньше всех – 10 с небольшим минут. Причем в третьем периоде всего 129 секунд. Так за какие такие заслуги Корнеева вновь поставили в ударное звено? Эта мысль, верно, посетила и тренеров: во втором периоде Корнеев вышел на полторы минуты, а в третьем – сел на лавку.

И, наконец, голкипер. Варламов явно потерял ворота – слишком далеко выкатился на Ягра, открыв всю «рамку». Однако и тут все объяснимо: Семен по загадочным причинам пропустил полуфинал. И, как и Семин, попросту не успел войти в игру. Вообще решение выпустить на полуфинал второго вратаря, по-моему, в отечественной практике беспрецедентно.

Удивляет мотивировка Третьяка, проскользнувшая в СМИ. Дескать, перед полуфиналом Варламов пожаловался, что два матча такого накала за два дня ему играть тяжело. Получается, все – и игроки, и тренеры – еще до встречи с Германией были на сто процентов уверены, что уже в финале?! Чего же удивляться, что на хозяев команда вышла недонастроенной!

Вспоминаю золотые российские олимпиады и чемпионаты. В Альбервиле-92 команду вытащил Шталенков. В Мюнхене-93 – Трефилов. В Квебеке-2008 – Набоков. В Берне-2009 – Брызгалов. Так с какого перепуга тренеры вздумали финтить на сей раз!

ОВЕЧКИН – НЕ ФИРСОВ

Как и в Ванкувере, не оправдалась энхаэловская модель розыгрыша большинства с выходом на месте защитника Овечкина. Не понимаю упорства тренеров. Ведь очевидно же, что Овечкин – это не Анатолий Фирсов, который у Анатолия Тарасова в ЦСКА и сборной первым вне НХЛ при численном преимуществе постоянно стал играть четвертым форвардом. Любимец Боумэна был феноменально оснащен технически – мог сам мощнейшим в Европе щелчком поразить цель, мог обыграть оппонента, мог вывести на бросок партнера. Действия же Овечкина полностью предсказуемы – бросок с ходу. К тому же на большой поляне ИИХФ они малоэффективны.

Специально проверил все голы звена Дацюка в большинстве. Ни в одном Овечкин не участвовал! Более того, с канадцами Дацюк и Малкин реализовали лишнего, когда пару Гончару составляли соответственно Емелин и Калинин. Чехам наши забили, после того как Овечкина заменил Козлов. И опять же уже в первом периоде финала тренеры признали свою ошибку: после нескольких неудачных попыток использовать большинство на синюю линию вместо Овечкина отправили Ковальчука. И Дацюк после перепаса Гончар – Ковальчук – Гончар и щелчка последнего тут же сравнял счет – жаль, что после сирены на перерыв.

ЗАКОНАМ ВОПРЕКИ

Чем мы взяли канадцев в Квебеке? В третьем периоде финала впервые за весь турнир перешли на три звена, расконцентрировав при этом лидеров – Ковальчука двинули до того в четвертую пятерку Терещенко, и россияне методично дожали хозяев. В Кельне все вышло наоборот. В плей-офф о любимой методичности тренеры, похоже, забыли и всю ставку сделали на тройку Дацюка.

Уже с немцами после удаления до конца Кулемина мы два с половиной периода действовали в три звена, усадив в запас Анисимова и Сушинского. Эта сверхнагрузка наверняка сказалась в финале, когда из-за травм Анисимова и Федорова россияне уже вынужденно перешли на три звена.

Но еще страшнее другое – в современном хоккее нельзя находиться на льду минуту! Это не мои слова – это крик души телекомментатора Сергея Гимаева во время трансляции финала. Мало того, что мы играли в три звена, так в финале 10 россиян за смену проводили на площадке от 50 секунд до минуты. В полуфинале у нас таких игроков было 8. У чехов даже 50 секунд никто не играл, а более 40 – только пятеро! Похожая картина у немцев. Так откуда же было взяться свежести, необходимой для слома оборонительных порядков!

Быков и Захаркин не устают повторять, что они приверженцы атакующего стиля. Но если даже со всеми российскими сливками как в Уфе, так и в Кельне, взойти на вершину не удалось, может, стоит подкорректировать тренерскую доктрину? Сделать ее более прагматичной? Такой, какая принесла успех «Ак Барсу» в двух Кубках Гагарина, а чехам – на ЧМ-2010…

Новости. Хоккей