Экс-тренер сборной России Игорь Захаркин: Сейчас у меня есть все, кроме хоккея

ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Игорь ЗАХАРКИН
Тренер по хоккею
Родился 16 марта 1958 года в Брянске.
Заслуженный тренер России. Бывший старший тренер сборной России. Профессор, бывший завкафедрой теории и методики хоккея РГУФК.
Дважды чемпион мира (2008, 2009). Обладатель Кубка Гагарина (2011). Орден Почета (30.06.2009 – за большой вклад в победу сборной России на чемпионатах мира 2008 и 2009 гг.).
В тандеме с Вячеславом Быковым работал в ЦСКА (2004–2009), сборной России (11.08.2006 – 26.05.2011), «Салавате Юлаеве» (2009–2011).
«Я – ПАТРИОТ РОССИИ»
Мы не виделись год. Если точнее – с 26 мая 2011‑го, когда на Лужнецкой набережной прошло заседание Исполкома ФХР и с Быковым и Захаркиным не продлили контракт. Тренеры не привезли медаль с чемпионата мира. Против них проголосовали все 15 заседателей.
С тех пор я пару раз созванивался с Игорем Владимировичем. Он сторонился интервью, избегал публичных оценок сборной России и ее нового рулевого Зинэтулы Билялетдинова. Долетали слухи, что Захаркин переехал в Испанию, в Москве появляется редко, уволился с кафедры хоккея в РГУФК... Оказалось, многое правда. Так, заявление об уходе из университета было написано еще в декабре.
Опальный тренер обосновался в городке Уппсала, где расположен старейший университет в Скандинавии. Рядом – Стокгольм, чемпионат мира. Грех не напроситься в гости.
Воображение рисовало изнуренного изгнанника, графа Монте-Кристо, Ленина в Разливе. Но на вокзале нас с коллегой поджидал бодрый и загорелый Игорь Владимирович. Он крепко пожал руку, заглянул в глаза и предложил отправиться на экскурсию по Уппсале.
Первый вопрос напрашивался сам собой:
– И каково вам жить в этой стране?
Захаркин посмотрел поверх очков, вспоминая свое интервью, когда алхимия слов «эта» и «страна» стала фитилем для бомбы, разорвавшейся на кровавом Исполкоме ФХР.
– Вы неправильно ставите вопрос. То была не ключевая фраза. Я говорил на эмоциях о своей Родине. Никто не посмеет упрекнуть меня в отсутствии патриотизма. В России могилы моих близких, родных. Моего отца… Те слова стали поводом для хорошо спланированной кампании.
«НЕ ЦЕПЛЯЙТЕСЬ К СЛОВАМ!»
Несколько раз за время прогулки у Захаркина звонил телефон. Говорил он только по-шведски. Из России никто не беспокоил.
Мы шли по мощеным улицам, перебрались в парк, поднялись в гору к старинному замку.
– Это ваш дом, Игорь Владимирович?
– Мне нравится ваш ироничный настрой! – улыбнулся Захаркин. – В доме никогда не жил. Я ведь ничего не умею. Зарабатываю только хоккеем. У меня здесь квартира. Дочка оканчивает Уппсальский университет. Будет менеджером, получает степень МВА.
Тренер рассказывал о том, как тонка грань между победой и поражением. Пара сантиметров от штанги, о которую дзинькает шайба. Есть ли гол или нет.
– Истина определяется игрой, – рассуждает Захаркин. – Кто победил, тот и прав. Допустим, хоккеист дает длинный пас вразрез – и после него партнер забивает прекрасный гол. Но та же комбинация, прерванная соперником, – и мы получаем индиан.
– Что?
– Индиан. Так в Швеции называют перехваченный пас из своей зоны под чужую синюю линию.
– Ох, Игорь Владимирович, мало вам пондуса…
– Только глупцы цепляются к словам. А хоккеисты обладают тонким чувством юмора. Они даже дразнят друг друга. Если кто допустил обрез в игре, на следующей тренировке на него надевают оперение индейца и все дружно улюлюкают.
«НЕ ХВАТАЕТ АДРЕНАЛИНА»
Мы шли по ботаническому саду. «Здесь каждое дерево подписано, – объяснял Захаркин. – Кем посажено, при каких обстоятельствах. Тут все со смыслом».
Возле прудика гуляла утка. «Игорь Владимирович, возьмите в руки утенка. Нужно сделать фото».
– Но ведь это – притеснение свободы птицы, – засмущался Захаркин. – В суд могут подать.
– Правда?
– На самом деле в Швеции интересные законы. Вот ты видишь, что грабитель крадет твой велосипед. Ты его хватаешь за руку, но в суд можешь пойти сам. Вдруг это не воровство, а простое любопытство? Тут работает презумпция невиновности.
Тренер рассказывал о естествоиспытателе Карле Линнее, который жил в Уппсале и прославился тем, что создал единую систему классификации растительного и животного мира. Показал домик метеоролога Андерса Цельсия, придумавшего шкалу для измерения температуры.
– То есть Уппсала славна тремя знаменитыми людьми – Линнеем, Цельсием и...
– …и архиепископом, – не понял намек Захаркин. – Это же церковный центр Швеции, тут до XVIII века возводили на престол королей.
Дошли до кафедрального собора.
– Я сюда иногда прихожу, – признался Игорь Владимирович.
– Думаете о хоккее?
– Нет, о вечном. Сижу на лавке, слушаю музыку. Хотя у меня нет трепетного отношения к религии.
– Вы атеист?
– Я верю в общечеловеческие ценности. Это любовь к близким, десять заповедей. Основа нравственности в жизни.
– Какие у вас приоритеты? Вот возникает выбор – остаться с семьей в Уппсале или возглавить «Амур»…
– Они меняются. Человек же эволюционирует с возрастом. Важно реализоваться в профессии. Сейчас дочка взрослая, не так во мне нуждается. Я могу и уехать в Хабаровск, появись там вакантное место.
Я счастлив в Уппсале в человеческом смысле. Хороший город, дружелюбный народ. Живи и радуйся. Но мне не хватает адреналина, который дает хоккей. Запах раздевалки, растирок… Я по всему этому скучаю. И сейчас чувствую себя на обочине.
«В БРАТИСЛАВЕ ПРОИГРАЛИ ИЗ-ЗА НАС»
Мы зашли в первое попавшееся кафе. Сели на диван, прогретый солнцем. Захаркин посоветовал заказать котбуллар – шведские тефтели с пюре и брусничным соусом. Сам есть не стал: «Я питаюсь строго по графику. Из белков предпочитаю рыбу и бобовые. А вот мясо из рациона исключил».
– Как строится ваш день?
– Подъем в девятом часу. Работаю до полудня, записываю мысли. Потом выхожу на прогулку. Не бегаю – боюсь за колени. Хожу часа полтора-два. Домашние дела, разбираю почту, общаюсь по телефону с хоккейными людьми. Чтение литературы, телевидение. Так идет день за днем.
– Почему вы до сих пор не нашли работу в КХЛ?
– Сам недоумеваю, почему двое хороших ребят, которые качественно сделали свою работу, не получают приглашения в КХЛ, хотя есть вакантные места. Мы со Славой Быковым добивались успеха со сборной и на клубном уровне. Формально – с нами не продлили контракт в Уфе. Но я не знаю, почему мы до сих пор не востребованы.
– Что сейчас вы изменили бы в своем поведении?
– Я был слишком открыт. Очень люблю хоккей, готов говорить о нем со всеми. Считал, что у тренеров должна быть еще и просветительская функция. Но сейчас раскрывался бы меньше. И был бы более защищенным.
– Быков всем заявляет, что никуда не пойдет работать без Захаркина. Как вы относитесь к этим словам? Какие у вас отношения?
– Слава – выдающийся человек по своим качествам. И это не лесть. Человек кристальной души, с твердой гражданской позицией и сильным стержнем. В спорте он всегда хочет побеждать, добиваться результата.
Мы с Быковым общаемся по телефону, созваниваемся по скайпу. Жаль, не так часто… В профессиональном плане работали удачно, дополняли друг друга.
Когда я понял, что нам не избежать отставки из сборной, то предложил руководству Федерации хоккея: «Если проблема во мне, я готов уйти. Но Славу надо оставить в команде. Он нужен России». То же самое сказал Быкову. Мы чисты друг перед другом, не связаны обязательствами.
…Общаться с Захаркиным под диктофон не так интересно, как гулять по городу и говорить обо всем. Но перед прощанием Игорь Владимирович потребовал задать ему вопрос о чемпионате мира-2011 и сделал сильное признание:
– Мы проиграли в Братиславе потому, что тренеры не были готовы к этому турниру.
– Даже так?
– К пиковым соревнованиям, как первенство мира или Олимпиада, должны готовиться не только игроки, но и тренеры. А мы много эмоций потратили с «Салаватом Юлаевым» в борьбе за Кубок Гагарина. Во время чемпионата мира нам не хватало мобилизации. Отсюда проблемы на групповом этапе в матчах с Германией, Финляндией… Мы понимали, что надо сделать ставку на плей-офф. А стоило бы собраться в кулак и более жестко строить тренировки во время игр в группе.
– В общем, берете всю вину на себя.
– А так оно и есть.
…Захаркин проводил до вокзала, помахал рукой. Обошлось без слова «прощай». Уверен, мы еще увидимся. Без таких людей в КХЛ скучно.
КОРОТКОЙ СТРОКОЙ
● Вчера правоохранительные органы прокомментировали происшествие с вице-президентом «Ак Барса» Равилем Шавалеевым. Напомним, что во вторник он выпал из окна больницы, где проходил обследование, и попал в реанимацию.
«Шавалеев находился в больнице, курил у окна и выпал, оказавшись на козырьке над входом. Никто его не толкал, криминала нет, это несчастный случай», – сообщили «Интерфаксу» в правоохранительных органах. Шавалееву уже сделана операция, его состояние остается тяжелым.
● КХЛ назвала десятку лучших арбитров по итогам сезона. В нее вошли Вячеслав Буланов, Алексей Белов, Виктор Гашилов, Роман Гофман, Анатолий Захаров, Рафаэль Кадыров, Сергей Кулаков, Константин Оленин, Алексей Раводин и Юри Рённ.
● «Спартак» подписал соглашение на один год с нападающим Андреем Кузьминым, выступавшим в прошлом сезоне за новокузнецкий «Металлург».
● Нападающий Вадим Бердников, игравший в минувшем сезоне за «Витязь» и «Спартак», заключил контракт на год с «Трактором».
● «Салават Юлаев» подтвердил свое участие в старейшем европейском клубном турнире – Кубке Шпенглера. Турнир пройдет в швейцарском Давосе с 25 декабря 2012 по 1 января 2013 года. В это же время – с 20 декабря по 8 января – на домашнем льду «Салавата», «Уфа-Арене», будет проходить чемпионат мира среди молодежных команд (U-20).
● «Трактор» продлил на один год соглашение с защитником Дмитрием Рябыкиным.





