-->
V4x3 l 1450895779954

Неужели страна начинает выздоравливать? Неужели у нас начинают снимать правильные фильмы, воспевающие скромный героизм россиян? Как долго я ждал этого…

Поразила реакция детей на этот фильм. Последние полчаса мальчишки, раскрыв рты, не отрывались от экрана. Они перенеслись в Монреаль и вместе с Харламовым бились против кровожадных быков – канадцев. Пропускали через себя его боль после подлого удара Кларка. Радовались космическим голам Валерки, абсолютно свойского парня из соседнего двора.

Хоккей показан великолепно! И Харламов – тоже! С Козловским в главной роли угадали на 200 процентов! В монреальском матче даже все нюансы учтены. Например, поза Третьяка после второго пропущенного гола, который забил сразу после вбрасывания Хендерсон. Затем идеально воспроизведен гол Петрова. Когда он убежал в отрыв с Михайловым и забивал с неудобной руки, развернувшись и двигаясь спиной вперед. Так счет стал 2:2. Точно отражен гол Михайлова. Когда он с левого края резко ушел в центр и опять же с неудобной руки запустил низом шайбу под коньки Драйдену. Не забыли авторы и знаменитую позу канадского вратаря, опирающегося подбородком на черенок «гитары»… Грамотно снят эпизод травмы Харламова, когда Кларк сзади засадил ему клюшкой по голени.

Находка фильма – сравнение игры Харламова с корридой. Фантастически точно подмечено! Валерий действительно, как его испанский тореадор, обманывал канадских быков. И делал это с потрясающим артистизмом и легкостью.

Великолепно расставили они акценты и в Суперсерии-72. Для канадцев главное событие ХХ века – восьмой матч и победный гол на последней минуте Хендерсона. Это там все помнят. У нас все иначе. Для граждан огромного Советского Союза самым важным был матч № 1, когда Харламов, Якушев, Третьяк, Михайлов со товарищи развеяли миф о непобедимости канадских профи…

Здорово, что все детали соблюдены в форме хоккеистов – ЦСКА, «Спартака», сборной СССР. Будто я на 40 с лишним лет назад перенесся. Даже когда Харламов после травмы вернулся на лед, точно показаны его коньки – с железными лезвиями.

Хороший ход с пропиской Харламова в ЦСКА, когда его Тарасов поставил в ворота. У армейцев, по крайней мере в детской школе, нечто подобное практиковалось. Понравился мне эпизод перед игрой в Монреале – с платком тореадора и посвящениями близким на крюках клюшек. Как в бой за Берлин уходили!

Что же касается голливудского сюжета… А как иначе привлечь массового зрителя? Оболваненного ежедневной туфтой по всем каналам ТВ. Тарковский, Герман или Феллини с Бергманом тут не прокатят. Те же детишки убежали бы в буфет, десяти минут не выдержав. Все должно быть просто и понятно – здесь наши, там враги.

Канадцы изображены карикатурно? Как злодеи из детских сказок? Но я их так в 70‑х и воспринимал, так и относился. Это же сплошь подлецы были, головорезы. Как они убивали Харламова в 76‑м году в Филадельфии!

А в 1974‑м? После сирены сволочь под № 2 набросился на Харламова, опрокинул на лед и избивал его, пока тот почти не потерял сознание. При этом остальная канадская нечисть окружила их и никого не подпускала помочь Харламову. Ни Петрова, ни Михайлова, а лучшего друга Харламова – Васильева как самого крутого бойца вообще увезли в сторону. Когда Лей угомонился и уехал в раздевалку, у Валерия лицо превратилось в кровавую рану, свитер был разорван едва ли не до пояса…

Канадцы – навсегда мои враги. Никогда не прощу им тех издевательств. Пусть и детишки знают, где подонки и подлецы, а где ГЕРОИ НА ВСЕ ВРЕМЕНА…

УЖ НЕ ПАРОДИЯ ЛИ ЭТО?

Мне кажется, я понимаю, почему глава страны после просмотра фильма «Легенда № 17» ни словом не обмолвился о самом фильме, а вспомнил о своем спортивном детстве. И становится яснее, почему великий Владимир Петров выразился уклончиво: «У меня сохранились другие впечатления о тех событиях»...

Дурные предчувствия возникают сразу. Потом уже не знаешь, смеяться или плакать. Испания. Маленький Валера стоит на балконе с мамой, дядей и сестрой, по улице бегут быки. Народ от них улепетывает.

Валера видит щенка и несущееся на него стадо. Бросается вниз, хватает собачку на руки, а один из быков, повернув назад, крушит столики кафе. Валера, прижимая к себе щеночка, смотрит на взбесившееся животное… На выручку спешит дядя-испанец. И танцует перед быком с красной тряпкой танец… где мы это видели? В индийских фильмах, где же еще.

В чебаркульской «Звезде», куда юного Харламова ссылают по приказу Тарасова, идет «раздача» голливудских клише. Сталлоне, готовясь к великим битвам со злодеями под присмотром учителя-мастера, рубит ладонью стволы деревьев. Харламов наутро с похмелья тренирует самого себя, повиснув… на тросах между заводскими трубами!

Разборка в раздевалке, когда «паханы» «Звезды» разъясняют новичку свою «партийную линию» (играть так, чтобы не выходить в первую лигу и не перенапрягаться) – классический образчик из схожих стычек в бейсбольных командах по-голливудски. Только роль свирепо жующего жвачку негра исполняет белый бритоголовый.

Каждый следующий прием предсказуем. Харламов после первой аварии попадает в больницу? Через несколько кадров он оттуда сбежит, чтобы в гипсе выйти на лед, – и непременно ночью! Говорю об этом шепотом своему спутнику и промахиваюсь в одной детали: ночью, на лед, только не в гипсе – на экране крупным планом шатающаяся в коньке нога.

Искажение общеизвестных фактов – отдельная тема для разговора. И не все удастся списать на «художественный вымысел». Анатолия Тарасова нам предлагают считать главным (!) тренером сборной, побеждающей на Олимпиаде в Саппоро. Фигура Аркадия Чернышева, единственного в мире, выигравшего четыре золотые олимпийские медали, вымарана «за сюжетной ненадобностью». Это как снимать фильмы о войне, подменив Жукова Рокоссовским. Армейский болельщик Брежнев оказывается фанатом… «Спартака». Тарасова с должности главного тренера сборной снимают за то, что он увел команду со льда во время матча сборной (!) со «Спартаком» за считанные недели до Суперсерии. И первая автокатастрофа, искалечившая Харламову ногу, имеет место, естественно, не в 1976‑м, а перед Суперсерией.

А образы канадцев! Приклеенные волосы и даже, кажется, маски на лицах с застывшим выражением крайнего озверения словно взяты напрокат из Музея мадам Тюссо. Позже прочитала, что когда режиссер Лебедев спросил у молодых сценаристов, желавших поскорее засесть за работу, знают ли они, кто такой Харламов, творцы грез хмыкнули: «А то! Гарик Бульдог Харламов«.

Если это шутка, то слишком похожая на правду. 

Заведи блог в «Народной газете»

Готов стать вторым Моуринью? Собирай Fantasy-команду и участвуй в турнире Sovsport.ru

Купи футболку любимого игрока в нашем интернет-магазине