Олег Знарок: После матча внутри только ярость

Наставник бело-голубых – одна из самых загадочных фигур в тренерском корпусе нашей лиги. Человек с очень сложным характером и одновременно душа команды. Бунтарь, готовый порой кинуться на оппонента чуть ли не с кулаками, и хладнокровно изучающий все слабинки соперника стратег. А еще, уже без всяких противоречий, – двукратный чемпион КХЛ. Об этом, собственно, и хотелось поговорить…
Знаю, что в журналистских кругах отношение к Олегу Знароку настороженное. Он после матча или даже на тренировке может так прессу шугануть – мало не покажется. Я и сам идеализировать его не собираюсь. Однако, в течение нескольких лет наблюдая за тем, как Олег Валерьевич работает с командой, проникся к нему каким-то даже неосознанным, инстинктивным уважением.
В Знароке-тренере есть главное – он прирожденный вожак. Чувствуется в нем силища, в которую верят и за которую убиваться готовы на площадке. Не случайно же пару лет назад, когда он отрастил в плей-офф густую бороду, его с ходу стали сравнивать с Емельяном Пугачевым. А он, наверное, и мог бы стать казачьим вожаком, родись на двести лет раньше. Брал бы тогда с боем не Кубки Гагарина, а города.
Тут ведь что важно… Вот во время нашего разговора я задал Знароку вопрос, с кем бы он пошел в разведку? Тренер надолго задумался. А вот с ним в бой, уверен, пошли бы многие. И совсем не потому, что надежно и спокойно. Наоборот, за то, что часто лезет на рожон. За то, что способен на то, что многим другим не под силу…
Обо всем этом я размышлял, направляясь на встречу к главному тренеру «Динамо». Я знал, что ему есть что рассказать о своей жизни – на двухтомный бестселлер хватит. И знал, что он этого на диктофон не скажет. Другое дело – о команде, своих ребятах. Для которых он давно уже не просто временный наставник, а вожак хищной и сильной волчьей стаи.
«Я ДОЛЖЕН ВЫИГРАТЬ ЛЮБУЮ ИГРУ»
– Олег Валерьевич, пополнением довольны? Ведь почти в каждом звене новые лица – Пестушко, Карсумс, Карпов…
– На данный момент – да. Но у нас все ребята находятся примерно в одинаковом состоянии. Моя задача – подвести их к четвертому сентября в полной боевой готовности. Это самый важный момент сейчас в нашем тренерском деле.
– У молодого челябинца Карпова есть шансы сразу заиграть в основе?
– Да у всех есть! Хороший мальчишка с головой на плечах… И упрямый, характер есть. У нас сейчас шесть звеньев. Пока, на предсезонке, время всем даем. Но и старожилы команды понимают – за прошлогодние заслуги никто играть не будет. Доказывать свое право на месте в составе надо здесь и сейчас. Такой вот стимул.
– Кстати, о стимуле. В чем его искать после двух чемпионств кряду?
– Не важно – первый раз, второй, третий… Тут все дело в характере. Для меня так – я любую игру должен выиграть. Даже если в футбол на пляже гоняю. Это с детства заложено. И не только у меня. Надеюсь, у многих ребят то же самое. А иначе – зачем вообще играть?
– Неужели ваше первое чемпионство ничем не отличается от второго?
– Второй раз взять Кубок Гагарина гораздо тяжелее было. Нужно было всему миру доказать. Многие же говорили в 2012‑м: «Повезло динамовцам, так сложилось…». А второй раз мы уже подтвердили класс. И скептики примолкли. Хотя все соперники на нас, сами понимаете, как настраивались…
– Получается, что взять Кубок Гагарина в третий раз будет еще тяжелее?
– Будет. Не мы одни к этому стремимся. Все засучив рукава готовятся.
«К НОВИЧКАМ ДОЛГО ПРИГЛЯДЫВАЕМСЯ»
– На ваших знаменитых сборах в Пинске для двукратных чемпионов послаблений не было?
– Никаких. Наоборот, даже добавили немного нагрузку. Хотя и отдыхали меньше, чем остальные, но… На всякий пожарный случай!
– Для вас тяжелейшие нагрузки на летних сборах – в первую очередь физическая подготовка или все же проверка игроков «на вшивость»?
– И то, и то. «Физика» – это однозначно. Но уже там мы начинаем приучать команду работать через не могу, на характере. Именно в Пинске они учатся вытаскивать тяжелейшие поединки. Я им потом об этом напоминаю.
– В перерывах матча?
– Да. Так и говорю: вы вспомните Пинск. Работает! Ну и к новичкам приглядываюсь – как они себя поведут в экстремальных условиях.
– Как у Высоцкого – «Если парень в горах не ах»? И что – сразу видно?
– Конечно. Были случаи, я сразу замечал – игрок не тянет. Но и тогда скоропалительных выводов не делаю. Люди по-разному нагрузки переносят и в сезон втягиваются. Если по первым тренировкам судить – можно дров наломать. Тем более что мы, когда приглашаем игрока в команду, перед этим массу информации о нем собираем. И не только игровой. Как он в быту, команде, коллективе…
– Целое персональное дело заводите?
– Именно так.
«УСЛОВИЯ В ПИНСКЕ СОЛДАТСКИЕ»
– Причем такие дела у вас не только на новичков, но и на соперников. Помню, как меня поразила таблица в вашей чемпионской раздевалке в Омске. У каждого игрока «Авангарда», с которым вы тогда сражались в финале, были обозначены его слабые стороны.
– Мы продолжаем это делать. На всех матчах плей-офф. Разница только в том, что в 2012‑м эту таблицу мы написали. А через год – уже сами ребята. У них же информации больше! Все друг с другом вместе играли, многое знают… Это и подстегивает. И головой больше думать заставляет…
Проверенное средство. В НХЛ же тоже не дураки – они тоже такие досье на соперника пишут. И Хайдярович (главный тренер сборной России Зинэтула Билялетдинов. – Прим. ред.) то же самое делает. Надо брать из хоккейной науки все лучшее. Что-то суперновое очень трудно придумать.
– Вот Тарасов, к примеру, чтобы закалить армейцам характер, заставлял их прыгать с десятиметровой вышки…
– У нас тоже такое было. Нет, я своих прыгать не заставлял. Меня заставляли на летних сборах. Когда играл в команде Юрзинова. Только я нырять отказался. Наотрез. Так и сказал: не буду и все.
– Как так? А Юрзинов что?
– Он знал, что со мной бесполезно спорить.
– Ну и ну! А если вам попадется в команде парень с таким же характером?
– Вот потому я их с вышки прыгать и не заставляю. Моим и так нагрузок экстремальных хватает. Тем более что и условия жизни на сборах у нас не комфортные, а весьма спартанские.
– Это как?
– А как у солдат в казарме. Две кровати на пружинах в комнате. Две тумбочки. И все.
– Намеренный аскетизм?
– Не скажу, что это специально запланировано было. Такие там условия изначально оказались. Но улучшать их мы не стали.
«РАДУЛОВА ВЗЯЛ БЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ»
– Вы согласны с расхожим мнением, что в «Динамо» нет звезд?
– Да на самом деле все они звезды. Сколько можно это доказывать?
– И все же вы избегаете дорогостоящих и известных игроков типа Радулова или…
– Ерунда. Я бы с удовольствием Радулова взял год назад в команду. Просто не получилось. ЦСКА ему очень уж хороший контракт предложил. Никаких проблем со звездами, с тем, что они нарушат равновесие в команде, у меня нет. Придут – станут членами «Динамо», как тот же Овечкин во время локаута. Вот и все.
– За счет чего вы добились двух чемпионств кряду? Ответьте одним, самым главным словом.
– Не знаю. Не получится одним словом. Коллектив – это однозначно. Плюс хорошая подготовка. Плюс… Да много всего.
– Бывали случаи, что игрок в «Динамо» не приживался? Не находил контакта?
– Со мной лично? Это не причина. Если хоккеист полезен на площадке, я перетерплю. Другое дело, если у него нет контакта в команде. Если он в коллективе как-то не так себя ведет… Незаменимых-то, получается, нет. Вон взяли из высшей лиги парня (Алексея Сопина. – Прим. ред.), и он сразу в Кубке Гагарина заиграл.
«ДАЖЕ ОТЕЦ МНЕ ПОСЛЕ ИГРЫ ЗВОНИТЬ БОИТСЯ»
– Однажды вы признались, что целый час после матча пребываете в крайне нервном, взрывоопасном состоянии.
– Так и есть. Мне в это время даже отец звонить боится. Даже после побед – я ему сам звоню. А поначалу-то как мы ругались! Он же тоже специалист. Начинает – у тебя там защитник не туда побежал и так далее… А у меня прямо ярость изнутри поднимается. И понимаю, что он сам тренер, что подсказать хочет… Но не могу я после матча это выслушивать! Я и отцу сказал однажды: «Ты вспомни себя в футболе. Я же к тебе после игр вообще подходить боялся!». Вот тогда он меня понял. Характер-то у нас один и тот же.
– Как же вы тогда на пресс-конференции настраиваетесь?
– Да вы же сами прекрасно знаете – как. Стараюсь говорить по минимуму. Односложными фразами. Знаю, вам это не нравится. Но…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Олег ЗНАРОК
Родился 2 января 1963 года. Воспитанник челябинской школы. С 1979 по 1982 год играл за «Трактор». С 1983 по 1992‑й – за рижское «Динамо». С 1993
по 2002‑й – за различные немецкие клубы. В 1990 и 1991 гг. выступал за сборную СССР. Затем долгое время был капитаном сборной Латвии.
Тренерскую карьеру начал в сборной Латвии. С 2006 по 2011-й – главный тренер национальной команды. С 2008 по 2010-й – главный тренер ХК МВД. После объединения ХК МВД с московским «Динамо» в 2010‑м стал главным тренером «Динамо». Работает в московском клубе до сих пор. Дважды, в 2012 и 2013 гг., выигрывал с динамовцами Кубок Гагарина. В 2010, 2012 и 2013‑м признан тренером года КХЛ.





