«Свастика на льду в Риге – обдуманная «шалость». Обозреватель «КП» о скандале в КХЛ

Обозреватель «Комсомольской правды» Галина Сапожникова объясняет, почему внешне безобидные танцы перед матчем рижского «Динамо» и «Югры» - путь к нацизму.
news

Обозреватель «Комсомольской правды» Галина Сапожникова объясняет, почему внешне безобидные танцы перед матчем рижского «Динамо» и «Югры» - путь к нацизму.


ФОТО: Focus.lv Agris Semēvics

Опять скандал: перед хоккейным матчем  рижского «Динамо» с российской командой «Югра» танцоры в национальных костюмах выложили на ледовой арене латвийский флаг в форме свастики. Уже даже реагировать на очередную глупость  неинтересно...

Сейчас, когда руководство Континентальной Хоккейной Лиги запросило сценарий церемонии открытия (наивно полагая, что там так и написано: разворачиваем свастику, после чего пляшем национальный танец в три притопа - три прихлопа), представители рижского «Динамо всячески оправдываются: ничего, дескать, такого и не имели в виду - это традиционный латвийский символ, который используется в орнаментах, недоразуменьице вышло. Вот и в КХЛ тоже не нашли ничего криминального.

И ты им веришь. Ну действительно! Не могут же нормальные люди так тупо шалить?! Смотришь видео:  милые юноши и девушки ничего такого не имея в виду носят по полю флаги, которые, как калейдоскоп,  складываются в разные картинки.  И уже собираешься «убить» набранные на компьютере два гневных  абзаца - как тут танцоры застывают в финальном узоре... И получается свастика! Ну вот правда!

И тогда ты, дабы не ошибиться в выводах, звонишь председателю Объединения «Латвия против нацизма» Иосифу Корену, который говорит следующее:

«Даже и не думайте, что это случайно! Хореограф осознанно изобразил именно то, что хотел изобразить.  Подтекст, скорее всего, был таким: «Вот мы вам тут покажем!» - с учетом того, что  соперниками латвийской команды в той игре были россияне.  В мире есть много разных символов, которые в силу того, что он были историей испоганены, в современном мире считаются неприменимыми. После древней истории была современная, и для большинства людей этот «элемент орнамента» ассоциируется  с фашистским режимом, а не с древними традициями».

Как же все знакомо! В Таллине, романтический средневековый абрис которого несколько лет назад испортил белый стеклянный крест в стиле Третьего рейха с официальным символом 20 эстонской гренадерской дивизии СС, оправдываются тем же самым:  символ-де придумали задолго до того, как его «приватизировали» эсэсовцы, мы тот, первый вариант имеем в виду, а не другой, под  которым убивали евреев...

Но что бы там наши маленькие и громкие соседи о себе не думали, факт остается фактом: свастика в национальных цветах на латвийском ледовом поле и реабилитированный символ  эсэсовцев в центре эстонской столицы. И еще недавнее предложение министра обороны Латвии Пабрикса, имя которого стало в Латвии синонимом глупости - о том, чтобы переименовать памятник Освободителям Риги в «совковятник», раз уж снести нельзя! И вот опять очередной «пабрикс» - свастика на ледовом поле...

Мне, к сожалению, приходится часто обо всем этом писать, а на вопросы отвечать и того чаще. На такие: «Ну что они - совсем там уже фашисты, что ли?».

И да, и нет. Объясняю.

Нет - в том смысле, что ни в Латвии, ни в Литве, ни в Эстонии никто не вскидывает руки и не кричит при встрече «Зиг хайль!» Не оправдывает Гитлера. И не рисует комиксы на тему Саласпилса.

Да - потому что этот абстрактный «никто» не считает криминалом многие действа, от которых в мире цивилизованных людей брезгливо открещиваются. Как то: парады и слеты ветеранов СС, сережки и кулоны со свастикой, которые некоторые особо патриотичные местные дамы напяливают на себя, приезжая на эти парады. Шикарно изданные альбомы о Латышском и Эстонском легионах с приложенным к ним диском с «Лили Марлен» и прочими песнями тех лет. Брелоки и магнитики на холодильники, на которых легко угадываются  эсэсовские «молнии». Это, если хотите,  такой балтийский прикол, смешанный с подростковой вредностью - мама не велит курить, а мы вона какие крутые - курим себе за мусоропроводом!

Самое омерзительное то, что в тамошнем обществе к этому так и относятся. Ну, подумаешь - популярная эстонская газета «Ээсти Экспресс»  рекламирует таблетки для похудания фотографией узников концлагеря и шутит: «Таблетки доктора Менгеле делают чудо! В Бухенвальде не было ни одного толстого!». А эстонская же газовая фирма в качестве рекламы ставит снимок ворот Освенцима.  Потом, конечно, все оправдываются: не подумали. Не заметили.  И ничего им за это, как правило, не бывает. В Литве, помнится, тоже был случай - один   умник вывесил на балконе флаг со свастикой, и суд вполне себе европейского государства, члена ЕС, тоже признал это «древним литовским символом».

К сожалению,  в странах Балтии к этим «шалостям» все настолько привыкли, что уже не замечают - и зрение притуплено, и нюх.  И нацизм, таким образом, становится повседневным, мягоньким и неброским. 

И я совершенно не хочу сравнивать его со скинхедовскими выходками, и рассуждать на тему - что лучше: свастикой по мозгам или битой по голове? Потому что оба хуже.

Новости. Хоккей