Николай Власенко: Почему бабушка должна содержать топ-клуб?

Совет Федерации РФ предлагает запретить естественным монополиям финансировать профессиональные клубы. Наш корреспондент связался с Николаем Власенко, который совместно с Вячеславом Фетисовым инициировали законопроект.
«ДЕНЬГИ ВЫЖИГАЮТ СПОРТИВНЫЙ ДУХ»
– Николай Владимирович, как родилась эта идея?
– Родилась как у всего народа, когда мы узнаем, что тот же «Зенит» покупает дорогих футболистов. А потом возникает проект объединенного чемпионата с Украиной при бюджете в миллиард долларов в год. Я разбираюсь в экономике и понимаю, что в естественных монополиях затраты перекладываются на потребителя. По большому счету это не «Газпром» финансирует «Зенит» или РЖД – «Локомотив». Их оплачиваем мы с вами. То есть бабушка из региона должна содержать топ-клуб РФПЛ. Разве это справедливо?
А потом они тарифы повышают: «Давайте еще денег из бюджета, увеличивайте инвестиционную программу». В кривые зеркала попадаем… Второй момент – мой коллега Вячеслав Фетисов заметил: «Разрывается единое спортивное пространство». Появляется несколько суперклубов, а остальные выступают статистами. К такому чемпионату резко падает интерес. Скучный футбол, не растет посещаемость матчей, низкие результаты на международном уровне. Кому это нужно? Тотальное выжигание деньгами спортивного духа. Игроки бегают из команды в команду, где больше заплатят. Так если есть у естественных монополий лишние финансы, то лучше их распределять через госбюджет. Пусть государство занимается развитием спорта – ведь это средства налогоплательщиков.
– Речь о детско-юношеском массовом спорте?
– Конечно. Профессиональный спорт поддерживать естественным монополиям будет запрещено. Но если хочешь содержать детскую команду или клуб инвалидов – ради бога.
– Какие еще сенаторы одобряют эту поправку?
– Помимо меня, Вячеслав Фетисов (сенатор от Приморья), Вячеслав Новиков (Красноярский край), Олег Каньков и Виталий Шуба (Иркутская область), Валерий Васильев (Ивановская область)…
Когда я весной впервые озвучил эту идею на Совете Федерации и ее поддержала Валентина Матвиенко, ко мне подходили многие коллеги и говорили: «Абсолютно правильная мысль».
Так что поддержка будет большой. Тем более с бюджетом не все в порядке, идет сокращение непрофильных расходов. Правильным было бы не роскошествовать со спортом, а направлять деньги на более важные нужды.
– Не боитесь мощного противодействия со стороны финансовых монстров? Как вы сумеете взять верх над сырьевыми, транспортными гигантами?
– Общество готово к такому законопроекту. Может, это даже пойдет на пользу самим монополиям. Не исключаю, что они финансируют спортклубы не по собственному желанию. Я рассчитываю на их поддержку.
«УКРАИНА ИГРАЕТ В ФУТБОЛ ЛУЧШЕ НАС»
– Вы хотели бы внести поправку с 1 января 2014 года?
– Да. Сейчас в Госдуме должны обсудить законопроект. Но вопрос: когда его туда внесут? Могут за месяц прокатить в трех чтениях, а могут мурыжить несколько лет. Потом – Совет Федерации, подпись Президента.
– Не боитесь, что российский спорт рухнет, когда из него уйдут большие деньги?
– Да вы на наш футбол взгляните. Каких только игроков не покупаем, а средний уровень не шибко растет. И наша бедная сборная каждый раз с муками пробивается на чемпионаты, а мы с ужасом ждем Европу или мир.
На ту же Украину посмотрите. Как они бились с французами! Да, проиграли, но показалось, мастерство украинцев повыше, чем у нашей сборной. У нас, увы, количество денег не переходит в качество футболистов. Словении умудряемся уступать.
Бесславно продуваем на Евро-2012, потому что у спортсменов нет желания в глазах. Пока есть халявные деньги, никто даже пальцем не пошевелит. Неадекватные зарплаты получают футболисты.
– Какой вы видите идеальную модель российского спорта? Вот завтра ваш закон вступит в силу и…
– У нас не хватает нормальных футбольных полей, на которых можно играть всесезонно. Мало детских спортшкол, ничтожные зарплаты у тренеров, никто не хочет идти на эту работу. Вот что надо поднимать. Взгляните на «Барселону», какая там мощная школа, сколько своих воспитанников, как идет селекция. На это не жалко тратить деньги. Это стимулирует ребенка заниматься спортом.
А когда мы видим, что сборная вызывает только слезы – какой это стимул? Пусть мы просядем в рейтинге, зато выиграем в перспективе.
«ЧТО МОЖНО КЕРИМОВУ – НЕЛЬЗЯ МОНОПОЛИЯМ»
– Не должно вкладываться в профессиональный спорт юрлицо, которое оказалось сборщиком финансов со всей страны, – продолжает Власенко. – Это не его право. Юрлицо должно выполнять свою функцию – обеспечивать газом, транспортом, радиосвязью…
Что такое естественный монополист? Каждый год госструктура устанавливает ровно такой тариф, чтобы он обеспечивал ее функционирование. И что это за тариф, если на свободные деньги можно содержать клубы, тратя на них по 200 миллионов долларов в год?
Это паразитирование на теле страны. А завтра они захотят в Куршавель полететь и будут говорить: «Есть лишние деньги. Можем тратить их куда захотим».
– Два самых богатых клуба КХЛ – СКА и ЦСКА. Их спонсоры – «Газпром» и «Роснефть». Первый – естественный монополист, второй – нет. И что с этим делать?
– Круг естественных монополий достаточно широк – больше тысячи. Есть ведь и региональные отделения. Если «Роснефть» в том или ином качестве попадает в этот реестр, то осуществлять финансирование ХК ЦСКА будет нельзя.
С другой стороны, Сулейман Керимов захотел сотворить суперкоманду из «Анжи», тратя личные финансы, – ради бога. Любой каприз за ваши деньги. Но прижали Керимова в Белоруссии, ушел он из футбола – и теперь «Анжи» в аутсайдерах в РФПЛ.
Со своими финансами делай что хочешь. Но нельзя так относиться к государственным деньгам.
– Я нашел две дыры в вашем законе. Первая касается формулировки «профессиональные спортивные команды». А если «Газпром» скажет, что спонсирует лично Илью Ковальчука, Патрика Торесена и далее по составу СКА?
– Вы правы. Мы еще покрутим этот закон в Госдуме в трех чтениях. Уберем все уловки. А сейчас моей задачей было вбросить идею в виде костей – мясом она еще обрастет.
– Вторая – можно ведь финансировать команду из муниципального и регионального бюджета?
– Да. Бюджет обсуждает местная власть, которая может принять решение о финансировании той или иной команды. Население области решило поддержать клуб – их право.
– Так вот, газовики вложат деньги в местный бюджет, а оттуда будет поддерживаться СКА.
– Но ведь направлять деньги станут уже представители народа, а не естественных монополий. Вот в чем разница.





