Дизайнер Владимир Пирожков: Олимпийский факел Сочи идет на мировой рекорд

Завтра, 24 декабря, поездом из Оренбурга олимпийский огонь доставят в Сызрань. Оттуда маршрут эстафеты олимпийского огня пройдет через Тольятти в Самару. Вместе с четырехкратным олимпийским чемпионом Алексеем Немовым главными факелоносцами в Автограде станут тольяттинские дизайнеры Владимир Пирожков и Андрей Водяник, придумавшие олимпийский факел Сочи-2014.
Телефонный звонок корреспондента «Советского спорта» в Самаре Сергея Волкова застал одного из авторов олимпийского проекта – Владимира Пирожкова в Москве.
- Тороплюсь на самолет в Самару, - рассказал Владимир. – Андрей уже улетел на Волгу, а я вот собираю вещички. Первым делом уложил кроссовки. Не знаю, какая погода нас ожидает в Тольятти. На случай гололеда взял с собой серо-красные кроссовки с антискользящим покрытием.
- С точки зрения дизайнера этот цвет подойдет под олимпийский костюм?
- Это будет очень стильно.
- Вы уже знаете, где побежите с коллегой?
- Я бегу в самом начале проспекта Степана Разина, Андрей - по Приморскому бульвару.
- А почему решили нести эстафету олимпийского огня в родном городе, а не в столице, где сейчас живете?
- Так решили организаторы, учитывая наши пожелания. Мы все-таки родом из Тольятти, здесь выросли, закончили школу, здесь живут наши родители. Словом, наш отчий дом на Волге.
Мне было один год, когда из Кишинева мои родители перебрались на ударную комсомольскую стройку в Тольятти. Они – первостроители Волжского автозавода. Отец долгое время работал в экономическом управлении, а мама – в дирекции АВТОВАЗа. По-прежнему считаю себя коренным тольяттинцем, несмотря на то, что сейчас работаю в Москве. Школа №45 во втором квартале дала мне путевку во взрослую жизнь.
- Уральцы, узнав, что вы являетесь выпускником Свердловского архитектурного института, тоже считают вас своим…
- В этом нет ничего странного. Еще будучи студентом этого института, я попал на практику в ведущие дизайнерские студии Европы. «Альма матер» дал путевку в промышленный дизайн глобального формата.
- После окончания вуза вы вернулись в Тольятти, но на ВАЗе не закрепились. Почему?
- Еще во время учебы проходил стажировку в студии всемирно известного дизайнера Луиджи Колани в Швейцарии. Защитил диплом в Свердловске по теме «Дизайн автомобиля Ferrari Testa d'Oro». Далее продолжил обучение в Швейцарии в Art Center College of Design. Поработал в ведущей дизайн-студии автоконцерна Citroen в Париже. Работал над дизайном моделей автомобиля Citroën – марки С-3, C-4, C-5, C-6. Затем мне предложили перейти в Toyota в Ницце. Там участвовал в проектах: Yaris, Auris, Corolla, Avensis, RAV-4, IQ, Prius и нескольких шоу-каров для автосалонов. В общей сложности в ведущих дизайн-бюро Европы отработал 18 лет, исколесил полмира. В 2007 году по предложению тогдашнего министра экономического развития страны Германа Грефа вернулся в Москву и стал работать на отечественную промышленность. Организовали с коллегами-профес
- Как вы оказались среди создателей олимпийского факела Сочи?
- Нам с моим земляком Андреем Водяником, моим партнером, два года назад предложили поучаствовать в закрытом международном тендере на дизайн факела олимпийского огня. Мы взяли за основу перо жар-птицы. Элемент эпоса - символ максимальных достижений. Надо было выдержать строгие технологические параметры факела наряду с безупречной, яркой и русской эстетикой, и создать его безопасным, легким и надежным. Наша заявка победила и мы продолжили работу по его созданию совместно с Красноярским машиностроительн
- Вы их оставите себе на память?
- Мы их даже выкупили у Оргкомитета. За заявленные 12 800 рублей. Конечно же, мы могли их получить и совершенно бесплатно. Но свой, который ты нес – это особый факел. Меркантильности здесь нет места. Это было бы неправильно. Кстати, мы создали высоко-качествен
- В интернете давно гуляет шутка, что свой вариант вы срисовали с этикетки водки «Русская»…
- (Смеется). Действительно, что-то общее есть. Но дело в том, что водку с этой этикеткой я никогда раньше не видел и, естественно, не употреблял. Мы брали за основу другую философию – перо жар-птицы.
- Не боитесь, что факел может потухнуть? В Самаре и Тольятти чуть ли каждый день снегопады…
- Это только в прессе разжигается истерия по поводу потухших факелов. По общемировым меркам во время эстафеты их гаснет в среднем пять процентов от общего количества. У нас пока после 53 принимавших городов этот процент не набирает и одного. Так что мы пока идем на абсолютный мировой рекорд и я этим очень горжусь.
- Сплюньте через левое плечо…
- И все же не верю, что подобное может произойти в руках разработчиков. Подобного в истории еще не было.
- Кто будет болеть за вас на вашем тольяттинском этапе?
- Родители, друзья-однокласс
- А вы-то к спорту имеете хоть какое-то отношение?
- Живя в Европе, занимался 10 лет кунг-фу и сноубордом. Когда зимой выбираюсь в отпуск – провожу его в швейцарских и французских Альпах. Знаю там все трассы.
- За кого будете болеть в Сочи?
- За нашу хоккейную сборную. Надеюсь, что в ее составе будет и Семен Варламов, наш земляк.
- Если бы не НХЛ, он, кстати, мог бы составить вам компанию среди факелоносцев…
- Я очень рад, что среди них будет наш тольяттинский гимнаст Алексей Немов. Очень хочется пожать ему руку. Никогда не думал оказаться с ним в одной олимпийской семье. Да еще в родном городе!
- Не хотите вернуться в Тольятти и помочь АВТОВАЗу с дизайном выпускаемой продукции?
- Я дружу с главным дизайнером автозавода англичанином Стивеном Маттином и руководителем студии дизайна ВАЗа в Москве Томасом Бигвудом из Бельгии. Мы раньше работали вместе, теперь часто видимся в Москве. Это настоящие профессионалы. Команда дизайн-центра ВАЗа скоро приятно удивит автолюбителей своей новой продукцией. Модельный ряд АВТОВАЗа претерпит серьезные изменения в лучшую сторону, радикально возрастет качество.
- А вы сами на какой машине передвигаетесь по Москве?
- На классике «Porsche-911 Carrera S» - дороги позволяют. Но недавно меня приятно удивила родительская «Калина» - уже вполне евровариант.
- Так какой бы автомобиль вы выбрали для Самары-Тольятти?
- Рядом с автозаводом, на мой взгляд, надо передвигаться на автомобиле отечественного производства. Чтобы соответствовали цена-качество и меньше было хлопот. К примеру, навороченный огромный джип в Москве или мой «Порше» в Тольятти – это странно.
Досье «Советского спорта»

Владимир Пирожков.
Дизайнер.
Родился в 1968 году в Кишиневе.
В 1985 году поступил в Свердловский архитектурный институт
(в настоящее время – Уральская государственная архитектурно-худ
В 1991 году приглашен на стажировку к профессору Луиджи Колани, Колани Дизайн Берн АГ, Швейцария.
В 1993 году победил в конкурсе на стипендию в Art Center College of Design, Швейцария, имеет степень Бакалавра по специальности «Transportation Design».
1994- 2000 год – дизайнер, CITROEN, Франция.
Работал над созданием интерьеров самых продаваемых моделей C3, С3 Pluriel, C4 Coupe, C5, C6.
2000 - 2007 год – старший дизайнер по интерьерам, TOYOTA Europe Design Development, Франция. Работал над созданием самых популярных автомобилей «Yaris», «Avensis», «Auris», «Corolla», RAV4, Celica, IQ, Prius, Lexus IS-250. Руководил разработкой перспективных моделей до 2020-2025 гг.
С 2007 года – президент Центра промышленного дизайна и инноваций «AСТРАРОССA ДИЗАЙН», Россия.
Преподает курс «Инновации и дизайн транспорта» в ведущих колледжах и школах искусств Европы и России.
Почетный член-корреспонде
(с 2004 года).
Дизайнерской командой под руководством Владимира Пирожкова и Андрея Водяника разработан дизайн факелов Эстафет Олимпийского и Паралимпийского огня XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи.
Кстати
Масса факела составляет примерно 1,5 кг, высота «пера» — 95 см, ширина в самом широком места у чаши (горелки) — около 14,5 см, толщина факела — 5,4 см. Его центр тяжести рассчитан таким образом, чтобы при беге факелоносцу во время эстафеты олимпийского огня было максимально комфортно и удобно для этого же в факеле есть функция подогрева рукоятки.
Используемый газ — пропан позволяет осуществить горение в широком диапазоне температур: от минус 40 до плюс 50 градусов Цельсия. Максимальное время горения факела — 12 минут. Еще одна интересная особенность — факел Олимпиады-2014 не тонет в воде! Тираж устройств составляет 14000 шт для Олимпийского огня и около 1000 факелов для Паралимпиады. Олимпийский символ изготовлен на Красноярском машиностроительн





