«Братья, клянусь!»

Сегодня в 16.30 сборная России улетает в Минск, где уже в пятницу проведет первый матч чемпионата мира – против сборной Швейцарии. А вчера у команды был очень плотный день: встреча в Новогорске с руководителями спорта, поездка на Кунцевское кладбище к могиле Харламова, визит на Воробьевы горы… За хоккеистами по пятам следовал корреспондент «Советского спорта».
НОВОГОРСК. ВЫПУКЛЫЕ ФИГУРЫ БУДУТ!
Прессу ждали в Новогорске к часу дня. И в это же время на сайте ФХР был опубликован официальный состав игроков, которые поедут на чемпионат мира.
Я бегло изучил список – 26 человек. Разумеется, без Сергея Мозякина. А ведь в официальную заявку можно вносить только 25 игроков. Как я понял, пару фигур (например, одного защитника и нападающего) сразу заявлять не будут. Одно место стоит подержать для тех, кто освободится после второго раунда Кубка Стэнли. Вдруг на сборную России обрушится неслыханное счастье и приедет Евгений Малкин? Да и о защитнике «Монреаля» Алексее Емелине забывать не стоит, например.
Я спросил у своего много-опытного коллеги, чью голову уже покрыла благородная седина: «Владислав, вы могли бы перечислить по памяти всех защитников этой сборной России?» Блеснули стекла очков, низко наклонилась голова. Семерых назвал опытный репортер, знакомый еще с Николаем Озеровым. А двоих запамятовал. И с досады причмокнул губами: «Невзрачная нынче оборона, нет выпуклых фигур».
На это я ответил: «Для того и нужна сборная России, чтобы открывать новых звезд. Я верю в таких ребят, как Никита Зайцев и Егор Яковлев».
На том и разошлись. Нас уже пригласили в конференц-зал, к замминистра.
НАГОРНЫХ: ХОТИМ ВОЗРОДИТЬ «КРАСНУЮ МАШИНУ»
Пресса бочком вошла в большую комнату, которая по планировке напоминала кинотеатр. Хоккеисты сидели в мягких креслах. В последних рядах – звезды «Колумбуса» Сергей Бобровский и Артем Анисимов, которые только подъехали в команду, а также Александр Овечкин. Там, где сцена, расположились замминистра спорта РФ Юрий Нагорных (совсем не чужой человек уже потому, что давным-давно работал пресс-атташе хоккейного «Динамо»), первый вице-президент ОКР Игорь Казиков и, конечно, президент ФХР Владислав Третьяк с исполнительным директором федерации Валерием Фесюком.
– Олег Валерьевич, пожалуйте к нам, – пригласили Знарка. Но главный тренер остался в креслах с командой. Даже в этом он не хотел отрываться от коллектива.
– Приветствую вас в новом олимпийском цикле, – сказал Нагорных. – Мы завершили очень важный этап – зимнюю Олимпиаду в Сочи. К сожалению, хоккей оказался среди четырех видов спорта, в которых мы планировали, но не взяли медали. Вместе с федерацией мы поменяли тренерский штаб. Хотим немного иначе подойти к понятию «сборная команда» и к задачам, которые перед нами стоят в этом олимпийском цикле. Болельщики разочарованы результатами, конечно. Но через два года в Москве и Санкт-Петербурге пройдет домашний чемпионат мира. Нам нужно к этому турниру создать боеспособную команду, которая будет решать максимальные задачи.
На предолимпийском сборе в Сочи мы показывали клип «Красная машина». Так вот, мы эту машину хотим воссоздать. А то соперники уже делают заявления, что не боятся сборной России, что былой команды уже нет. Эту тенденцию нужно ломать. Мы можем все. Нам нужно быть коллективом. Соблюдать дисциплину.
И все у нас получится…
ТРЕТЬЯК: ОТОРВУТ ВАМ УХО – ПРИШЬЕМ
О дисциплине говорил и Владислав Третьяк.
– Время летит быстро. Я выступал на 15 чемпионатах мира, которые прошли как один день. Оглянуться не успеешь… Главное, что нас отличало от других сборных, – коллективная игра и жесточайшая дисциплина. Приведу пример с Ильей Ковальчуком, когда федерация еле-еле отстояла его. Парень мог пропустить финал чемпионата мира в Квебеке, в котором оказался героем. Стал заступаться за Морозова и ударил шведа. Хорошо, что дали лишь два матча дисквалификации. И то же самое – Емелин на чемпионате мира. Да, там швед его бил. Но Алексей ответил колющим ударом в пах. Ребята, нужно терпеть. Знаете, как говорил Анатолий Тарасов? «Оторвут вам ухо – пришьем. Только золотую медаль возьмите. Она с вами на всю жизнь останется».
…Возьму на себя смелость поспорить с Владиславом Александровичем. Ковальчук на ЧМ-2008 хватал две дисквалификации. И та, вторая, случилась в четвертьфинале со Швейцарией, когда Илья чуть не прибил бедного хоккеиста из страны сыров и шоколада. За что пропустил полуфинал с Финляндией, а вот на финал с канадцами все-таки вышел – и сделал дубль.
Закольцовка в том, что эта сборная России свой чемпионат мира начинает тоже со Швейцарией. И там никого убивать не нужно.
После собрания я пообщался с генменеджером сборной Андреем Сафроновым.
– Вчера приехали Артем Анисимов и Сергей Бобровский…
– Да, мы уже познакомились с ребятами. Мы думали: лишь бы они не заснули на первой тренировке. И очень хорошо, что этого не произошло. Ребята в приподнятом настроении, отлично влились в коллектив. Вообще в нашей сборной хорошая семейно-житейская аура. У нас должно все получиться.
– Сборная едет на могилу Харламова. Почему?
– Это – возрождение традиций, которые мы потеряли в 90‑е годы. Преемственность поколений, любовь к своей Родине, к близким. Поклонение великим мастерам великой страны, которые показывали всему миру, как надо играть в хоккей и выигрывать. Вот почему мы едем на могилу к Валерию Борисовичу.
МОГИЛА ХАРЛАМОВА. «СПАСИБО, ЧТО ПРИШЛИ К НАШЕМУ ДРУГУ»
И мы поехали к Харламову. Впереди шла полицейская машина сопровождения. Дальше катил автобус сборной, расписанный в динамовские цвета. А следом летели мы в машине пресс-атташе Михаила Кравченко, которому приходилось показывать чудеса жесткого вождения и не пускать джипы и паркетники, так и норовившие вклиниться в нашу дружную колонну.
У ворот Кунцевского кладбища нас ждали две легенды – Борис Михайлов и Александр Мальцев, которые очень дружили с Валерием Харламовым. Молодым хоккеистам раздали цветы. К делегации присоединился Аркадий Ротенберг – патрон московского «Динамо» и сборной России.
Говорят, такую большую толпу не хотели пускать на территорию кладбища. Пришлось звонить всем подряд, начиная с детей Валерия Борисовича – сына Саши и дочки Бегониты. И все-таки добро было получено.
Мы прошли к десятому участку, мимо могил знаменитого певца Евгения Мартынова, футболиста Альберта Шестернева…
– Спасибо за то, что пришли к Валерию Борисовичу, нашему другу, – выступил с речью Михайлов. – Нам посчастливилось с ним играть. Мы желаем вам удачи на чемпионате мира. Вы должны понимать, что на вас будет смотреть вся страна. Не выдумывайте ничего, будьте естественными. Играйте так, как привыкли. И если покажете свой лучший, самый сплоченный хоккей, то сможете победить.
Ветераны возложили цветы к могиле Харламова. Подошли молодые игроки, которые бережно опускали на стылый мрамор по две алые гвоздики.
Назад шли молча. Сели в автобус – и поехали на Воробьевы горы.
ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ. «ОДИН ЗА ВСЕХ, И ВСЕ ЗА ОДНОГО!»
До этих гор мы добрались с превеликим трудом, сделав пару кругов в районе Ленинского проспекта. Оказалось, в этот час напротив высотки МГУ проходит важная велогонка, поэтому весь периметр оцеплен полицией.
С трудом пробились, показав спецпропуска. Автобус замер у смотровой площадки, где обычно гуляют свадьбы и в воздух летят пробки от шампанского.
Моросил противный дождь. Игроки ежились на ветру.
– Так, ребятки, идите сюда, – призвал их в общий круг Андрей Сафронов. И обратился к журналистам: – Постойте в сторонке. Этот разговор не для посторонних ушей.
По обрывкам фраз я понял, что Андрей Николаевич удивительным образом скрестил две классики: Дюма – «Три мушкетера» и постперестроечный сериал «Бригада».
– Один за всех, и все за одного! – воскликнул генменеджер. А позже добавил, примерно как из фильма. Ну, вы помните монолог Саши Белого?
«Братья, клянусь, что никого из вас я не оставлю в беде. Клянусь всем, что у меня осталось. Клянусь, что никогда не пожалею о том, в чем сейчас клянусь.
И никогда не откажусь от своих слов».
И встретиться на том же месте через много-много лет.
Я не знаю, что ждет сборную России на чемпионате мира.
Но я уверен, что это будет единая команда.
Клянусь.





