От гибели команду Александра Асташева спасло чудо

null
news

ХОККЕЙ

Несколько лет назад самолет, в котором спешила на игру самарская команда ЦСК ВВС, возглавляемая Александром Асташевым, рухнул сразу после взлета на заснеженное поле. По всем законам авиакатастроф «борт» должен был взорваться. Но трагедии чудом не произошло. После этого случая команда посетила церковь, где хоккеисты поставили свечки всем известным святым.

ВЗРЫВА НЕ ПРОИЗОШЛО

– Мы торопились на матч в Череповец, – вспоминает Александр Асташев, ныне ассистент главного тренера в «Северстали». – Стояла зима. Видимость была довольно плохая. Аэродром небольшой, военный. Кроме нас в тот день никто не взлетал. Взлетную полосу кое-как расчистили, но по краям ее высились огромные снежные кучи. Рейс долго откладывали. Наконец вопрос встал ребром. Или рискнуть, или платить довольно чувствительный штраф за срыв игры. Руководство приняло решение лететь. Экипаж подобрался опытный. Но уже на самом взлете шасси зацепило за сугроб. Самолет накренился. Выправить его не удалось, и мы рухнули на крыло. Нам и навредил, и помог снег. Шесть тонн горючки, которая текла ручьем из отломившегося крыла, запросто могли превратить нас в пепел. Но возгорания не произошло. Из-за снежной подушки не было ни одной искры. Летчики также успели обесточить лайнер и предупредить нас о падении.

Помню, я ухватился двумя руками за какой-то столик. Но при ударе о землю он отвалился, и меня здорово шарахнуло о стену. Многие получили травмы разной степени, но в целом отделались удачно. Все произошло так быстро, даже испугаться не успели. Только когда я вышел наружу и посмотрел на самолет со стороны, внутренне содрогнулся, поняв, насколько близко мы находились от смерти. Он, кстати, так до сих пор и лежит на аэродроме, ремонту не подлежит. Военные специалисты, бывшие там, в один голос заявили, что самолет должен был взорваться.

СВЕЧИ ВСЕМ СВЯТЫМ

После этого мы посетили церковь. Причем в первый день пошли спонтанно, каждый сам по себе. А на следующий уже решили еще раз заехать всей командой и поставить свечки. Спросили батюшку: «Кому поставить?» Ставьте, говорит, всем святым, которые вас спасли. После этого мы через три дня вновь сели на самолет. Полетели в Череповец. И выиграли там 3:0. Насколько мне известно, у ребят, которые побывали в той переделке, все сложилось удачно. Возьмите хоть нынешнего вратаря «Северстали» Виктора Чистова. В этом году он стал серебряным призером чемпионата мира, получил звание ЗМС.

Есть люди, которые панически боятся летать, теперь их успокаиваю: если я в самолете – можете быть спокойны. В одну воронку снаряд два раза не попадает. А что делать? Без постоянных перелетов хоккей в России невозможен.

Верующих у нас и в «Северстали» сейчас много. Большинство – православные христиане. Перед началом каждого чемпионата освещаем раздевалку. Проводим молебен. У команды есть свой батюшка – отец Роман, у которого сын тоже хоккеем занимался. Он нам всегда говорит: «Ребята, старайтесь, а Бог поможет».

ВЕРУЮЩИЙ КОМСОРГ

Меня тоже крестили еще в детстве. И к вере я всегда относился очень уважительно. Еще когда сам играл в советские времена, всегда перед выходом на лед крестился. Хотя и был комсоргом юниорской сборной СССР, и вера была под жесточайшим запретом. Люблю заходить в церковь, нравятся красивые иконы, торжественные обряды. А уж в Череповце это сам Бог велел. Там же такие монастыри! Белозерский, Ферапонтов. Удивительные по красоте храмы, уникальные. Мы туда ездили всей командой на экскурсию. Это же святые места! Там душа отдыхает.

Среди хоккеистов не редкость, если что-то не получается, пойти свечку в церкви поставить. Вот Максим Соколов был у нас. Сейчас, став лучшим вратарем ЧМ-2002, перешел в «Авангард». Всегда подскажет, какой нынче религиозный праздник, досконально все эти вещи знает. Некоторые пытаются даже соблюдать посты. Хотя при наших нагрузках это нелегко. Недаром даже в священном писании разрешены поблажки для тех, кто находится в пути или родину защищает. Ведь хоккей – это, по сути, экстремальная ситуация. Постоянная работа на грани человеческих возможностей. И когда в игре наступает момент, что на свои силы надежды уже нет, тут и поминают Господа. Поэтому большинство хоккеистов в душе верят и верили в Бога всегда.