Салфицки: Мечтаю забить сам

null
news

ВТОРЖЕНИЕ ИЛИ ОККУПАЦИЯ?

Из чешских хоккеистов, которые начнут сезон в клубах Суперлиги, уже сейчас можно набрать два полновесных звена. Тренеры у этой мини-команды вообще будут экстра-класса: чемпион России-2002 Владимир Вуйтек и олимпийский триумфатор–1998 Иван Глинка. В чешской колонии всего один вратарь – Душан Салфицки, чей переход в ЦСКА наделал много шума как у нас, так и на его родине. Зато Душан – самый титулованный голкипер из дальнего зарубежья в истории нашего хоккея. Его коллекцию трофеев украшают две золотые медали мировых первенств.

В ЦСКА – ПРЕСТИЖНО

– Душан, как вы оказались в ЦСКА?

– В прошлом сезоне я начал играть в «Нью-Йорк Айлендерс», потом полгода провел в Чехии, но там не нашлось команды, которая мне подошла бы. Мой агент знаком с Василием Тихоновым, и однажды он спросил, не нужен ли армейцам вратарь. Контракта на тот момент у меня не было, и когда я услышал, что речь идет о ЦСКА, сразу согласился. Прославленное имя 32-кратного чемпиона СССР оказало магическое действие.

– Были ли еще варианты трудоустройства в России?

– Да, меня звали еще в одну команду Суперлиги.

– Уж не в «Авангард» ли, в котором образовалась обширная чешская колония?

– Нет, предложение было не из Омска, а из другого города. Но в итоге я решил выбрать Москву. Так будет лучше для семьи.

– Как оцениваете шансы ЦСКА в стартующем чемпионате?

– Знаю, что в Суперлиге много команд, с которыми трудно бороться на равных, потому что за ними стоят большие деньги, но мне очень хочется сыграть в составе армейцев в плей-офф. Для этого у нас почти все есть. Нужно только немножко удачи.

– Сильно ли отличается постановка тренировочного процесса в Чехии и у Виктора Тихонова?

– Да, отличия есть. Я заметил, что в ЦСКА много внимания уделяется упражнениям по игре в обороне. В Чехии было наоборот: там больше отрабатывают действия в атаке: выходы два в один, три в два, один на один с вратарем. Но у каждого тренера свой взгляд на хоккей, своя методика.

На какой срок рассчитан ваш контракт с ЦСКА?

– На один год. Что касается финансов, то по сравнению со своим предыдущим клубом «Пардубице» я буду получать немного больше.

ПО ПИВУ НЕ СКУЧАЮ

– Расскажите немного о семье…

– Жену зовут Сюзанной, у нас двое детей, старшего зовут Адамом, ему пять лет, младшему – Томашу – пять месяцев.

– Есть вероятность, что они тоже станут хоккеистами?

– Адам в прошлом году встал на коньки, но уж очень у него строптивый характер: хочет делать все по-своему, а не так, как говорит тренер. Ему хочется заниматься и хоккеем, и баскетболом, и каратэ. Но надеюсь, с возрастом он станет более послушным.

– Семья сейчас с вами?

– Пока нет. Мне надо подготовить квартиру, которую мне выделил клуб. Там должно быть все, чтобы жене и младшему сыну было удобно. Как только будет свободное время, займусь благоустройством.

– Квартира нравится?

– Да, трехкомнатная, недалеко от Ледового дворца ЦСКА – кажется, в районе Тверской улицы.

– Не скучаете по чешской кухне, знаменитому пиву?

– Я не большой любитель пива, да нам и нельзя злоупотреблять этим. Конечно, пару бутылок иногда можно себе позволить, но я не особо привередлив. В России тоже есть хорошие сорта. Один уже запомнил. Называется «Бошкарев» или что-то в этом роде…

КУМИР – ХЕКСТОЛЛ

– Знакомы с кем-нибудь из ваших соотечественников, которые играют в России?

– Конечно. Перед отъездом звонил в Омск Павлу Патере и Мартину Прохазке, интересовался российским хоккеем, спрашивал, как им живется в России. Я знаю и сына нынешнего главного тренера ярославского «Локомотива» Владимира Вуйтека-младшего. Он часто разговаривает с отцом, поэтому тоже имеет представление о России. И я подумал: если у ребят нет проблем ни в Ярославле, ни в Омске, то почему они должны возникнуть у меня в Москве?

– Как вы думаете, с чем связаны успехи чешской вратарской школы? На виду такие игроки, как Турек, Гниличка, Чехманек, не говоря уже о Гашеке?

– Ну, Гашек – это Гашек. Он вне конкуренции. А если говорить о вратарской школе, традициях, то у нас очень многие голкиперы, завершившие карьеру, работают тренерами. Это не значит, что в каждом клубе есть тренер вратарей. Они есть в тех командах, которые заботятся о том, чтобы иметь крепкий тыл. Из 14 клубов чешской Экстралиги такие наставники есть, наверное, в 9 – 10. Они следят за мальчишками с самого раннего возраста, определяя, кто из них сможет встать в ворота. Есть и некоторые особенности тренировок. Например, один раз в неделю бывает занятие, на котором вся команда работает на вратаря.

– Вас тоже приметил такой наставник?

– Вместе со мной занималось много ребят, я был шустрым малым, хотел везде успеть: и шайбу забить, и в обороне поучаствовать. Но тренер, увидев меня, сказал: что-то он плохо катается, а вот вратарь из него, наверное, получится (смеется).

– В этом году Чехия проиграла нашей сборной и на Олимпиаде, и на чемпионате мира. Почему, по-вашему, это произошло?

– Но ведь предыдущую Олимпиаду мы выиграли, а в этом году на чемпионате мира в группе не уступили ни одного матча. В Солт-Лейк-Сити поймал удачу голкипер россиян Николай Хабибуллин. Именно ее сборной Чехии и не хватило. Но ведь это спорт. Сегодня выиграли вы, завтра – мы.

– Чем можно объяснить, что в последнее время все больше ваших соотечественников едут играть в Россию?

– И Россия, и Чехия исповедуют хоккей, который я бы назвал мудрым. Поэтому переучиваться моим землякам не приходится – они попадают в знакомую атмосферу.

– Какова история вашего выступления в НХЛ?

– Я был задрафтован «Айлендерс» в прошлом году в пятом раунде под общим 132-м номером. Три недели пробыл в первой команде дублером Криса Осгуда, но потом вернулся Гарт Сноу, и меня отправили в фарм-клуб, где я провел 3 месяца. Но и там заиграть не удалось – провел всего 4 матча.

– Не понравились тренерам?

– Нет, наоборот, говорили: все хорошо, ты нас устраиваешь. Но в то же время в команде были два местных вратаря, которые имели приличные контракты. Поэтому мне посоветовали вернуться в Чехию. Если была бы возможность закрепиться в фарм-клубе, я бы не уехал.

– Есть ли у вас кумиры среди вратарей?

– Когда мне было 18 лет, меня поразил Рон Хекстолл из «Филадельфии». Ему первому из вратарей в НХЛ удалось поразить ворота соперника. С тех пор и мной овладело такое желание: очень хочу забить сам.

КСТАТИ

Засилье вратарей-легионеров затронуло и финское первенство. В прошлом сезоне за клубы высшего дивизиона выступали шесть иностранцев – четыре канадца и два чеха. А в нынешнее межсезонье ТПС (Турку) заключил годичный контракт с 26-летним голкипером Джэйсоном Эллиоттом, который в 1993 году на чемпионате мира в группе «С» защищал ворота сборной… Австралии, пропустив за 180 минут игрового времени 33 шайбы, то есть в среднем по 11 (?!) шайб за полный матч. Правда, уже в 1994-м Эллиотт под 205-м номером был задрафтован командой НХЛ «Детройт Ред Уингз», а последующие годы выступал в низших американских лигах – АХЛ и ИХЛ.

Новости. Хоккей