Ветеран номер один Илья Бякин: Где мои шестнадцать лет?

null
news

ХОККЕЙ

АКСАКАЛЫ СУПЕРЛИГИ

«В хоккей играют настоящие мужчины…». Строчка из песни, набившая когда-то оскомину. И все же, как еще назвать людей, продержавшихся в битвах на ледовых аренах более двадцати лет? Эти мужики прошли через все. Испытание болью – да кто ж их сосчитает, все эти травмы. Испытание усталостью – доказывать, что ты профпригоден, необходимо в каждом матче, а чем больше тебе лет, тем пристальнее и недоверчивее тренерское внимание. Испытание славой – вчерашнее чемпионство отнюдь не дает гарантий для спокойного почивания на лаврах.

Илье Бякину сейчас 39. Он по праву может называться старейшиной Суперлиги. В его глазах видна мудрость воина, умеющего побеждать и знающего цену многому, творящемуся сейчас в хоккее. Олимпийский чемпион, трехкратный чемпион мира. За спиной остались ледовые сражения в СССР, Швейцарии, Германии, Швеции, НХЛ, а желание играть, передать молодым свой колоссальный опыт, волнение за престиж страны не прошли.

ДОВЕЛОСЬ, ПОВИДАЛ

 Разговор наш начался с вопроса Ильи: «Что же вы в Клуб Фетисова меня никогда не включаете? Вроде забил за свою карьеру немало?» Что тут ответить? Уж больно вы универсальны, Илья Владимирович. Немногие защитники могут похвастаться тем, что когда ситуация поджимает, тренер ставит их в нападение. А ведь с вами такое нередко случалось не только во внутреннем чемпионате страны, но и в сборной! Поэтому и не можем вас в клуб снайперов-защитников включить. Тот самый случай, горе от ума.

— Илья, каково ощущать себя старейшиной Суперлиги?

— Стараюсь о возрасте не задумываться. При мне сменилось несколько поколений очень интересных игроков. Но хочется быть по-прежнему в строю. Конечно, все может случиться. Например, тренеру не понравишься.

— Сейчас вы играете в ЦСКА, команде, где очень много молодежи. Тихонов пригласил вас намеренно на роль этакого «дядьки»?

— Что ж, я действительно прошел большую, еще советскую школу. В том числе и у Виктора Васильевича. Довелось поиграть в сборной с такими великими мастерами, как Макаров, Крутов, Ларионов, Фетисов, Касатонов. Когда был совсем молодым, на лед еще выходили нынешние легенды — Васильев, Мальцев, Балдерис, Капустин… Поэтому могу подсказать, показать на своем примере, как тогда работали. Чтобы молодые визуально посмотрели, а потом продолжили эти традиции. Ведь все когда-то будут ветеранами. Надо передавать опыт, как эстафетную палочку. В России был момент, когда лучшие игроки разом уехали за рубеж. Молодежи не на кого было смотреть. Они варились в собственном соку. А самому выйти на высокий уровень очень непросто.

 Сейчас многие ветераны возвращаются на родину. Думаю, это пойдет на пользу нашему хоккею. По подбору игроков Суперлига уступает только НХЛ.

 Часто слышу, что не хватает хороших хоккеистов. Просто бред! Это в России-то. Мы все же побольше, чем Чехия или Швеция. Уверен, что талантливых игроков, особенно молодых, у нас на восемнадцать команд с лихвой хватит. ЦСКА — очень перспективный клуб. Талантливые и неординарные ребята.

— В молодые годы вы старались избежать призыва в ЦСКА?

— К Виктору Тихонову до меня ушли трое лучших игроков из «Автомобилиста»: Мартемьянов, Трухно, Старков. И я видел, что в основном составе им не было места. А мне хотелось выходить на лед постоянно. Да и из Свердловска уезжать не было желания. Наша юношеская команда была на голову сильнее сверстников. Помню в шестнадцать лет на первенство СССР мы в финале играли с Челябинском и победили 14:1. Меньше десятка за матч вообще тогда не забивали. Если бы все остались, то здорово подняли местный хоккей.

ЛОКАУТ УДАРИЛ ПО ПОЧКАМ

— На кого вы сами ориентировались в начале пути?

— Когда был маленьким, боготворил Валерия Васильева. Попав в главную команду страны, во все глаза следил за Фетисовым и Касатоновым.

— Илья, вам довелось поиграть и в НХЛ, и в Европе. Там принято, чтобы ветераны передавали свой опыт новобранцам?

— В Германии мне довелось поиграть с Удо Кисслингом, когда ему было уже за сорок. Уважение к ветеранам существует везде, но только за пределами льда. На площадке все равны. Ну, может, излишняя грубость по отношению к «старикам» отсутствует. А в пределах правил никакой разницы. Считаю это правильным. Когда начинал играть в НХЛ, в «Эдмонтоне», там ситуация была такая же, как сейчас в ЦСКА — много талантливой молодежи, к примеру Дуг Уэйт, и несколько «стреляных воробьев», в том числе и я. Некоторые потом стали большими мастерами.

— Былые раны не досаждают?

— Пока есть силы передвигаться — играешь. Уж если совсем невмоготу, тогда идешь к врачу. Посоветуют, как быстрее, получше подлечиться и обратно на лед. Стараюсь об этом меньше думать, ведь болячки такая вещь, о них как вспомнишь, так саднить и начинают.

— Вам пришлось перенести тяжелую травму почки. Как это произошло?

— Обычный игровой момент. Столкнулись плечо в плечо с Павлом Лазаревым. Рванулись одновременно в угол за шайбой. Почувствовал боль, но в горячке от нее отмахнулся. Доиграл матч. И только в раздевалке так скрутило, что терпеть стало невыносимо. Сходил в туалет — кровь. После этого сразу вызвали «скорую», и я оказался на операционном столе. Почку хотели вырезать. Вмешался главный тренер «Автомобилиста» Виктор Кутергин. Он срочно связался с главврачом. Тот в двенадцать часов ночи приехал и операцию отменил. Потом месяц отлеживался, практически не двигался. Это случилось во время локаута в НХЛ. Когда я вернулся в Америку, меня просветили специальными приборами, и играть больше не разрешили. На этом моя карьера в НХЛ закончилась.

— У каждого спортивного долгожителя есть собственные «секреты молодости». Можете поделиться своими?

— Стараюсь не переедать. В России на сборах выбирать меню не приходится — за диетой врачи следят. А за рубежом питаться приходилось самому. Ем немного, и только качественные продукты, чтобы все было свежее. В день игры предпочитаю макароны и куриное филе. Летом, в жару, питаюсь только окрошкой, но и от шашлычка на природе, конечно, не откажусь. Люблю японское суши. А в русской кухне уважаю супы. Дома жена готовит. Сейчас ведь в России с продуктами полный порядок. Не то, что раньше.

— Неужели и у спортсменов вашего уровня с питанием когда-то были проблемы?

— Конечно. Были «отоварки» раз в месяц, но их не хватало. Приходилось доставать продукты «по блату». Помню мы с Геннадием Курдиным поехали с утра к знакомому мяснику. Ну и задержались, выпили немного. Человека же надо было уважить, посидеть, пообщаться. Когда вечером вернулся, жена хотела этим самым мясом по морде надавать. Ей уже и мясо это не было нужно.

— Вы ведь женаты уже давно?

— Девятнадцать лет. Сейчас у нас уже трое детей. Две дочки — одной семнадцать, другой пятнадцать и сыну пять. Семья всюду и всегда следовала за мной. Географию изучали с рождения. Старшая, Настя, родилась в Москве, Катя в Свердловске. А парень у меня уже в Швеции на свет появился.

ПАПА — СПОНСОР

— Детей к спорту приобщили?

— Обе девочки занимаются теннисом. Начали тренироваться еще в Швеции. Жаль, что пришли в спорт они немного поздновато. Виню себя сейчас за это. Собственно, из-за них наша семья из Швеции вновь подалась в Америку. Заокеанские школы считаются очень престижными. Но там познакомился с русскими специалистами. Оказалось, что и в России можно довольно серьезно тренироваться. С каждым годом девчонки прибавляют. Сейчас у них есть свой наставник, с которым они ездят по юниорским турнирам. Теннис довольно дорогой вид спорта. Надо за свой счет ездить на соревнования, заявляться. Так что во многом их спортивная карьера зависит от папиного спонсирования.

— Выходит, у вашего спортивного долголетия есть и материальный стимул?

— Ну а как же. Приходится зарабатывать. Честно говоря, когда возвращался в Россию, играть в хоккей уже не собирался. Думал, что накопленных денег хватит. Жизнь показала, что этого мало.

— Сын выбрал коньки или ракетку?

— Уже год отходил на каток «Серебряный». Клюшку взял под правую руку. Желания у него много. Характер только задиристый. Дерется все время.

— Как у него с катанием? У вас-то оно отличное. Есть время парню что-то передать?

— В прошлом сезоне я немного помогал на катке. Возился с мальчишками. И знаете, все разные. Вроде пришли одновременно, никто ничего не умел. Тренер всех учит одинаково. Но одни уже через две недели нормально катаются, а другие и через месяц боятся от бортика отойти. Многое от природы дается. Мой почти сразу покатил.

— Илья, вернемся к вам. Столько лет в хоккее. Не страшно, что же потом? После окончания спортивной карьеры?

— Сейчас нет. Попал в команду, где классные ребята. Они будут играть лучше нас, это ясно. Есть кому передать свой опыт. Главное, чтобы после тебя что-то осталось. Скорее всего, в будущем уйду на тренерскую работу. Если повезет, попробовал бы свои силы в команде мастеров, хотя бы в качестве помощника. Это работа и интересная, и тяжелая. Чувствую, что она по мне. Ну а нет, буду с пацанами заниматься, мне это нравится. Радует, что в прошлом сезоне мы начали возвращать свои былые традиции. Серебро чемпионата мира, бронза Олимпиады.

— По сборной не скучаете?

— Раньше бывало. Чувствовал, что мог помочь. Сейчас уже нет. Вижу, что хороших игроков там достаточно. Ведь когда выезжаешь за рубеж, отношение к тебе основывается на выступлениях сборной. Вот выигрывали в последние годы чехи и словаки. И посмотрите, даже на нашу лигу — два тренера и целый ряд хоккеистов. А побеждали бы мы, все было бы наоборот. Единственное, очень жалею о том, что так и не сыграл на Кубке Канады.

ВЕТЕРАНЫ В ЧЕМПИОНАТЕ РОССИИ

1

Илья Бякин

ЦСКА

02.02.63

2

Олег Микульчик

«Мечел»

27.06.64

3

Андрей Баландин

«Мечел»

21.09.64

4

Лев Бердичевский

«Молот-Прикамье»

05.11.65

5

Павел Торгаев

«Северсталь»

25.01.66

6

Александр Семак

«Динамо»

11.02.66

7

Дмитрий Квартальнов

«Ак Барс»

25.03.66

8

Олег Филимонов

«Амур»

01.06.66

9

Олег Савчук

«Молот-Прикамье»

04.08.66

10

Валерий Иванников

СКА

28.01.67

11

Михаил Переяслов

«Амур»

07.03.67

12

Сергей Баутин

«Металлург» Мг

11.03.67

13

Игорь Земляной

«Металлург» Мг

26.05.67

14

Игорь Андрющенко

«Амур»

26.08.67