Наумова сосватал швед. Голкипер попал в питерский СКА по протекции

null
news

Одним из открытий нынешнего чемпионата стал новичок СКА 33-летний вратарь сборной Латвии Сергей Наумов. Именно он чаще всего становился одной из трех звезд, определяемых «Советским спортом» после каждого матча.

— Сергей, по версии «Советского спорта» вы пока один из главных героев чемпионата.

— Узнавать такое всегда приятно. Тем более что вашу газету я читаю регулярно. Правда, по большей части в интернете. Кстати, а нельзя ли выписать «Советский спорт» в Риге? У меня там родители, и отец очень хотел бы получать вашу газету.

— Попробуем вам помочь. Играть вы начинали в Риге?

— Да, в школе «Латвияс Берзс». Но в армию призвали уже через рижское «Динамо». В той команде еще играли и Самойлов, и Ирбе, так что я все больше на лавочке сидел или за вторую команду выступал. Но в 1991 году пригласили в ЦСКА, где провел два года. Потом снова вернулся в Ригу.

— Не сложилось в ЦСКА?

— В свой первый сезон мы с Максимом Михайловским провели по 22 игры, и тренеры были нами довольны. Ну а на второй год, в команду пришел Коля Хабибуллин, меня все реже стали выпускать.

ВОЯЖ В АМЕРИКУ

— Однако дома вы тоже задержались ненадолго…

— СССР к тому времени развалился, «Пардаугава» вышла из МХЛ, и я, не будучи задрафтован в НХЛ, на свой страх и риск отправился в Америку. Мне казалось, что вратарь нашей Суперлиги, да еще два года отыгравший в таком клубе, как ЦСКА, в Америке пропасть никак не должен. На деле все оказалось совсем по-другому. Без драфта ты там никому не нужен. Я, например, знаю только одного человека, который, приехав так же, как я, все же пробился в НХЛ. Это белорус Цыплаков.

— И что же вы делали по ту сторону океана?

— Поначалу жил в семье у моего друга Вити Игнатьева – он тогда играл в Канзасе. Благо, мы и даже наши жены учились в одной школе, так что проблем не возникло. Ну и предлагал свои услуги различным клубам. В итоге заключил контракт с «Сан-Диего» из лиги Западного побережья.

— Однако два последних сезона вы провели в Швеции…

— Сначала туда перебрался Витя Игнатьев. Затем его агент вышел на меня, предложив вариант с «Лександом». Прикинув, что шведский чемпионат не самый слабый, решился на переезд. Через год перешел в «Юргорден», на тот момент чемпион страны. Хотя в прошлом сезоне мы вылетели в первом же раунде плей-офф, лично мне грех жаловаться, поскольку по всем показателям я стал вторым вратарем лиги. Мне предложили продлить контракт на год.

ЛОМАТЬ СЕБЯ ПОЗДНО

— Как же оказались в СКА?

— Это тоже идея моего агента, кстати, по национальности шведа. К тому же предложение от армейцев было гораздо выгоднее.

— Не смущало, что СКА в последние годы боролся исключительно за выживание, к тому же команду возглавил новый тренер – Николай Пучков?

— Меня это не слишком заботило. Николай Георгиевич оказался очень культурным в общении человеком. Я вообще не помню, чтобы он повысил голос в раздевалке. Видно, что он привык работать с людьми, ставить перед ними задачи и решать их, а не нажимать на игроков, как на педали. В общем, работать с Пучковым было приятно.

— Бытует мнение, что Николай Пучков и сменивший его Борис Михайлов – тренеры-антиподы. Вам перестраиваться не пришлось?

— Я, наверное, уже не в том возрасте, чтобы специально подстраиваться под того или иного тренера. Да и выглядело бы это как-то глупо. Думаю, и тренеру не совсем приятно видеть, как кто-то пытается «поменяться» специально под него. Жизнь научила меня, что тренер делает свою работу, я — свою.

— Что поменялось в СКА с приходом Михайлова?

— У Бориса Петровича совершенно другой подход. Более жесткий, что ли. Но это абсолютно нормально – каждый тренер работает с игроками по-своему.

— Говорят, некоторые игроки шли в СКА именно под Пучкова.

— Я не играл в нашем чемпионате с 1994 года, так что мои рассуждения на эту тему выглядели бы абсурдно. Я ехал в клуб, а не под какого-то конкретного тренера.

КОНКУРЕНТОВ НЕ БОЮСЬ

— Через некоторое время после вас в Питере появился чернокожий голкипер сборной Словении Энди Реддик. Конкурента в нем не почувствовали?

— Такие ситуации случались со мной в Америке сплошь и рядом. Я к ним привык. Меня этот факт абсолютно не трогал, я просто продолжал быть самим собой.

— Правда, что на одной из тренировок Реддик упал в обморок, не выдержав наших нагрузок?

— Было дело, но не на тренировке, а во время контрольной игры за СКА-2. Нагрузки тут ни при чем. Я с ним потом разговаривал. Выяснилось, что Энди просто не успел привыкнуть к нашей кухне. Плюс с момента его приезда не прошло и двух суток.

— В Суперлиге обилие вратарей-легионеров. Одни говорят, это повышает уровень чемпионата, другие утверждают, что варяги убивают отечественную вратарскую школу.

— Считаю, рынок должен быть открытым. Ограничивать его искусственно нет смысла. Ну, поставят в ворота своего молодого пацана. Но если он начнет проваливать игры, его ведь все равно уберут. Если же вратарь силен, он будет играть независимо от того, какой он национальности.

— Сергей, сейчас вы играете на своем уровне?

— В принципе да. Главное для вратаря – стабильность. Тогда и партнеры чувствуют себя увереннее.

— Однако несмотря на ваши личные достижения, СКА находится в зоне вылета. Нет в связи с этим ощущения, что свою работу делаете напрасно?

— Ни в коем случае! Обидно не за себя, а за всю команду. Я ведь вижу, как ребята стараются, делают все, чтобы забить, а шайба не хочет идти в ворота. Может, нас просто сглазили? Иметь за плечами всего две победы, конечно, неприятно. Ощущение такое, будто тебя повозили по борту и отшвырнули в сторону: мол, всем спасибо, все свободны. Да и жать руку соперникам после матчей хочется с поднятой головой.

— Каковы ваши ощущения от Олимпиады, которую назвали самой скандальной в истории Игр?

— Поначалу мы были слегка шокированы. Поселили нас чуть ли не в общагу, кругом какие-то заборы, тенты, которые оказались столовыми. Однако через два-три дня мы настолько сроднились и друг с другом, и с обстановкой, что уезжать потом не хотелось. Нет, может, кому-то и не понравилось, а лично у меня от Олимпиады остались классные ощущения. Мы даже в раздевалке говорили, что результат результатом, но от игры в Солт-Лейк-Сити мы должны получить максимум удовольствия.

КСТАТИ

На Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити Сергей Наумов сыграл в трех из четырех матчей сборной Латвии: с австрийцами (4:2), словаками (6:6) и украинцами (9:2). На стыковой матч с Германией приехал Артур Ирбе, а латыши тогда уступили 1:4.

Новости. Хоккей