Иногда они возвращаются

null
news

ВБРАСЫВАНИЕ

Возвращение матерых, вооруженных всевозможным опытом игроков из НХЛ в Суперлигу я бы в целом приветствовал. Все они обладают высочайшим мастерством и в отдельных элементах игры его используют — выдают обводку, пас или гол с фирменным росчерком. А молодые наматывают увиденное на ус.

Важно показать, а не просто сказать — тренеры-то знают, насколько полезна наглядность.

Почему их приглашают в Россию. Любой тренер ищет лидеров, причем процесс этот, скажу доверительно, идет обычно методом проб и ошибок. Лидера нельзя воспитать, лидерами становятся. «Локомотив» попал в точку с Андреем Коваленко, который как никто другой из возвращенцев продолжает играть на своем лучшем уровне. Он относительно молод — 32 года всего, плюс наделен мощными природными качествами. Вообще, кого из вернувшихся ни возьми, почти все в той или иной мере выполняют роль ведущего. Королюк и Квартальнов практически всегда заметны в «Ак Барсе». Семак в «Динамо» и начинает атаку, и забивает, и отдает. Наверняка раскатится Немчинов. Или вот Бякин (он ведь тоже играл в НХЛ): человек могучего характера, перенесший тяжелые травмы, он по-прежнему хорош в обороне, рядом с ним прибавил в ЦСКА Хомицкий.

Какими они возвращаются. Наверное, у людей есть чувство некоторого разочарования. Большей частью они провели за океаном около 10 лет. Их прекрасно знают в НХЛ, изучили, словно под микроскопом, и вынесли приговор: реальную пользу ты здесь больше не принесешь. Приведу для наглядности аналогию. Бежит человек длинную дистанцию, допустим 30 км. Держится километров 20 в первых рядах, а потом многие его обгоняют. Какое может быть настроение, понятно. Но вот игрок возвращается в Россию, переключается и отставшим себя не чувствует.

Что они привозят с собой. За плечами у энхаэловцев годы непрерывного напряжения. Там ты обязан всегда быть в порядке, потому постоянно следишь за своей готовностью. В НХЛ кризисных периодов у игроков не бывает, иначе игрок, считай, уже не в НХЛ. А значит, человек на 100 процентов знает возможности и особенности организма, знает, как ему тренироваться, питаться, во сколько ложиться спать и т.д. Идеальный пример — Игорь Ларионов. Он сделал себе самую долгую среди наших карьеру не сверходаренностью, а умной головой.

Что для них в новинку здесь. Игрок в НХЛ способен прибавить только за счет благоприятных обстоятельств или усилий в индивидуальной тренировке. С какой игрой ты прибыл, ты в лучшем случае этот уровень только сохранишь — тебя воспринимают как готовый продукт. В России и Европе работают по-иному, здесь тренировочный процесс направлен на развитие игровых качеств. Например, что такое развитие техники? Это количество повторений технических приемов. В апреле, по окончании соревновательного сезона, наши тренеры, образно говоря, заваривают лекарство от грозящих команде болезней на следующий сезон. То есть у нас изготовление «продукта» почти не останавливается. Потому возможно противоречие: прибывший из НХЛ игрок чувствует, что его организм нуждается в передышке, а в команде идет рабочий процесс. Про всех не скажу, но мои воспитанники — Дима Квартальнов, Валера Зелепукин — свободно подойдут к тренеру и попросят об отдыхе.

На что они способны. В моей практике случалось: на первых тренировках возрастной игрок показывает чудеса, а как контракт подписан, его уровень снижается. Но есть у мастеровитых хоккеистов и положительная особенность. Чем сложнее матч, тем сильнее они играют. У экс-энхаэловцев возможны проблемы с двигательной активностью (есть разница в размерах площадок, да и возраст сказывается) и восстановлением после матча (где молодому хватит 10 часов, возрастному требуется 20). Но так как многие наши тренеры научились работать гибко, эти трудности преодолимы.