Вячеслав Быков и Игорь Захаркин: Жизнь на этом не заканчивается... [ВИДЕО]

Бывшие тренеры сборной России попросили болельщиков не бросать команду и пожелали сборной удачи

После того, как закончился исполком, Вячеслав Быков и Игорь Захаркин спустились в офис ФХР, где больше трех часов сидели в кабинете Валерия Фесюка. Только после того, как с исполнительным директором были урегулированы моменты по разрыву контракта, тренеры вышли на беседу с журналистами.

Павел ЛЫСЕНКОВ

с Лужнецкой набережной

 

«ЧТО ТЕПЕРЬ? ОТДЫХ…»

- Вы удивились решению исполкома ФХР?

Быков: - Не удивился. Сборная неудачно выступила на чемпионате мира. Отставка подразумевалась.

- Вячеслав Фетисов сказал, что вы сделали безграмотный доклад.

- Мы назвали причины поражения в Словакии. И выступили с программой по развитию российского хоккея. Исполком нас выслушал. Не знаю, что будет принято во внимание. Но основное – это взаимоотношения КХЛ с ФХР. Мы говорили о том, чтобы больше думали о сборной.

- Был ли конструктивный диалог, на который вы рассчитывали? Или слова ушли в пустоту?

- Диалога как такового не было. Нас выслушали. И констатировали факты.

- Вас сняли единогласным решением. 0:17 не в вашу пользу.

- Для нас это говорит о многом. Но я воздержусь от ответа.

- Четыре года вы брали медали. А тут увольняют за Братиславу. Как же так?

Захаркин: - Важен ведь не отчет, а вопросы по докладу. Заинтересованность в том, чтобы подобное не повторилось в будущем. Все здравомыслящие люди понимают, что любая сборная из ведущей пятерки может выиграть чемпионат мира. Мы хотели разобраться в причинах, почему наш хоккей не может быть стабильно на вершине.

Быков: - К нашей сборной повышенные требования. Любой результат без медалей считается негативным.

- Но ведь теперь говорят, что главное – Олимпиада в Сочи, а не чемпионаты мира.

- Это уже вопрос к новому тренеру. К нам это не относилось. Не знаю, к сожалению ли, но мы были поставлены в другие условия. Мы на них согласились. Всегда ставили перед собой самые амбициозные задачи. В этот раз у нас не получилось.

Но в любом случае, я бы хотел от нас поблагодарить ФХР и руководство страны, особенно наших хоккеистов и болельщиков. Спасибо за то, что дали нам возможность реализовать себя на посту тренеров. Мы постарались показать, что самое важное – команда. Объединение нации вокруг сборной – это дорогого стоит. Нам не приходится краснеть за то, что мы делали. И впредь будем болеть за сборную России, желать ей победы. Жизнь на этом не заканчивается…

- А что дальше?

- Сейчас – отдых. Никаких предложений нет.

 

«Я НИКОГДА НЕ ХОТЕЛ

БЫТЬ ПРЕДАТЕЛЕМ»

- Вам неоднократно предлагали работать без Захаркина. Как вы к этому относитесь?

- В последнее время я не читал прессу. Но предательство – один из самых тяжелых моментов в жизни. Я не один раз испытывал это на себе. И сам никогда не хотел быть предателем. Мы вместе с Игорем шли, зарабатывали шишки, добивались побед. Я не собираюсь предавать моего коллегу, партнера и друга. Тем более, сейчас.

- Против вас голосовали те, с кем вы были вместе – Третьяк, Фесюк, Рыбинский… Это разве не предательство?

- Это их право. Они – руководители. Я не хочу критиковать или выражать несогласие. Мы – люди под контрактом. Подчиняемся решениям, которые принимаются.

- Вы шли на исполком как на гильотину, о которой говорили еще в Ванкувере?

- Нет. Еще раз скажу, нам не приходится краснеть. У нас бывали трения, несогласия. Но мы старались работать на хоккей. Нам не стыдно перед игроками, потому что мы старались дать им возможность реализовать себя. Мы никогда не уходили от ответственности и работали на совесть. Никакой гильотины. А отставки – это часть тренерской профессии.

- Игорь Владимирович, планируете поработать самостоятельно?

Захаркин: - У нас сейчас очень интересный период. Появляются новые идеи, хотя мы пока не знаем, где их будем реализовывать. Это потом выльется в совместные дискуссии. Возможно, это будет применимо в какой-нибудь команде. Надеюсь, что мы еще скажем свое слово.

- Вместе?

Быков: - Мы – адекватные цивилизованные интеллигентные люди, которые ведут между собой диалог и могут все понять. Если мой коллега получит интересное предложение, я не буду его держать. И первым буду «за»! То же самое, если наоборот. Но нам нравится работать друг с другом, мы получаем от этого удовольствие. Хотелось бы сохранить тандем.

- Вы три часа сидели одни в кабинете. Вам кто-нибудь позвонил со словами поддержки?

- Да. И это самое приятное. Не буду называть фамилии. Но нам шли сообщения от тренеров, игроков, болельщиков… И сейчас хоккеисты звонили. Большое им спасибо. Я еще раз повторю: мы – одна команда.

 

«ВЕРНУТЬСЯ В СБОРНУЮ?

НИКОГДА НЕ ГОВОРИ НИКОГДА»

- Вы можете представить, что когда-нибудь вернетесь в сборную?

Быков: - Это сложно. Представляю с трудом.

- Но не исключаете?

- «Ne jamais dire jamais». По-французски это «Никогда не говори никогда».

- Что посоветуете своему последователю?

Захаркин: - Если он сочтет нужным пообщаться с нами, расскажем о нашем пути, проблемах, тревогах, размышлениях. А прямые советы – я думаю, он в них не нуждается.

Быков: - Сборная – не наша личная команда. Мы – не эгоисты. Всегда стараемся работать на Россию. И желаем только добра. Будем болеть за наших ребят, переживать за них.

- Из сборной вы ушли со скандалом. Это может помешать вам устроиться в КХЛ?

- Скандал? Не думаю… Но неприятно слышать, когда начинают упрекать нас в деньгах.  Мы никогда об этом не говорили. Тем более в сборной.

- А возможен вариант, что вы будете работать в Европе?

Быков: - Сейчас важно отдохнуть. А если будут предложения – безусловно, мы их рассмотрим. Пока есть желание, энергия, эмоции – почему нет?

- У вас есть разочарование от расставания со сборной?

- Самое плохое – это проигрывать финал и расставаться. Лучше взять бронзу, потому что ты заканчиваешь турнир победой. Запоминается последнее. Расставание и поражение – это близко друг к другу эмоционально. Но снова скажу, нам не за что краснеть.

- Будете прощаться с игроками?

- Если вы организуете встречу, то попрощаемся с удовольствием. Желаю им не попадать в такие ситуации. Но это жизнь. Все это прекрасно понимают. Огромное спасибо ребятам за открытые отношения. Они у нас с ними останутся навсегда. Как мы говорили: «В сборной должна быть демократия. Но и диктатура профессионализма». Она у нас всегда существовала.

- Какой момент за пятилетку работы со сборной вспоминается ярче всего?

- На улицах ветераны, пожилые люди, молодежь говорили слова благодарности, за то, что они испытали во время чемпионатов мира. Когда радовались вместе со страной.

Захаркин: - Много было прожито. Было любопытно и занимательно наблюдать, как менялись характеры наших игроков. От непонимания того, что мы делаем, до энтузиазма. Или очевидного разочарования, когда хоккеист в полуфинале с Финляндией не забивает в выгоднейшей ситуации. Мы проигрываем, и он понимает, что частично приложил руку к тому, что уходят тренеры, с которыми он проработал эти годы. Это сочувствие тоже дорогого стоит.

- Что вы скажете болельщикам?

Быков: - Низкий поклон. Болейте за нашу сборную.

- 80 процентов были настроены против вас.

- Это не имеет значения. Наш болельщик очень требователен. И имеет право на критику. Но мы желаем людям и дальше поддерживать сборную. Что бы ни случилось…

Захаркин: - Особенность наших болельщиков в том, что для них нет полутонов. Или ты победил и молодец. Или проиграл, и в одночасье все обнаруживают множество проблем. Все становятся специалистами в хоккее.

Мы видели свою миссию в том, чтобы быть откровенными. Потому иногда попадали в неловкие положения, порой встречали непонимание. Но это и есть пропаганда, разъяснение сути хоккея, спорта высших достижений. Кто хотел – тот нас понял. Мне кажется, общий уровень понимания хоккея в России значительно возрос. Мы слышим все больше профессиональных вопросов, дискуссий о нашей игре.

- Вы расстаетесь со сборной. Скажите напоследок одно слово. «До свиданья». «Прощайте». «Спасибо». Что это будет?

Быков: - Желаю удачи.

Захаркин: - Безусловно. Сборная России – храм нашего хоккея. Мы все болеем за нее, вне зависимости от любимых клубов и места проживания. Сборная – это главное.

ВИДЕО ИНТЕРВЬЮ БЫКОВА И ЗАХАРКИНА

Новости. Хоккей