В Америке хоккей – бизнес, а у нас - политика. Андрей Назаров в программе «Час хоккея» [ВИДЕО]
Главный тренер чеховского «Витязя» и помощник Зинэтулы Билялетдинова в сборной России Андрей Назаров порассуждал в программе «Час хоккея» на Sovsport.ru о главной команде страны, о силовой манере игры, о новых тафгаях в своей команде, а также высказался относительно иностранных тренеров в КХЛ.

- Очень не хочется подвести сборную. Мы все понимаем, что человек может делать только одну работу на одном месте. В этом плане я согласен с Игорем Захаркиным, который говорил о том, что невероятно сложно перестраиваться с клубных забот на проблемы главной команды страны. Это невозможно делать по щелчку. Чтобы подготовить сборную к какому-то турниру, недостаточно двух дней. Посмотрим, как все сложится у меня.
О необходимости силовой манеры игры в сборной и привлечении «полицейских» и силовых игроков и форварде СКА Евгении Артюхине.
- Сборная – это немного другой уровень работы. Сборная работает исключительно на победу. Я не главный тренер, я только помощник. Общую манеру ведения игры вырабатывает главный тренер. Билялетдинов потом нам расскажет, каков будет лейтмотив и мы будем его придерживаться. Но, считаю, на товарищеские встречи тафгаев и силовиков можно привлекать. Почему бы и нет, я не вижу в этом проблемы.
Артюхин поможет любой команде и в КХЛ, и в НХЛ, Сейчас он находится в прайме, его физическое, эмоциональное и психологическое состояние на пике. И чемпионат мира это показал. Иногда он перебарщивал, но в целом свою работу он выполнял профессионально.
Сейчас у него такой возраст, когда он должен играть. Он умный хоккеист, он анализирует опыт подобных ему игроков прошлых лет и может выбрать правильную политику. Евгений усилил катание, физически сильный и мне кажется, что он нашел себя в СКА, и подписал хороший контракт, насколько мне известно.
О канадских тафгаях, которые недавно пополнили ряды чеховского клуба и о силовой манере игры.
- Посмотрите на статистику Тарнаски. Кроме того, что он провел пару боев, за четыре игры он также забил два гола и отдал две передачи. Кстати, Панарин сейчас играет с Тарнаски и действует намного жестче, чем когда играет без него. Интересно посмотреть на них порознь. Что касается последнего боя Тарнаски в матче с ЦСКА, то я не считаю, он его не проиграл. Если рассуждать, как специалист, то Тарнаски одержал победу по количеству проведенных ударов 4:2 или 5:3. А то, что он упал это просто плохой баланс. Судят не по тому, что игрок упал, а по тому, как он упал и что делал до этого.
Мы взяли таких бойцов, которые будут не только играть, но и вести силовой хоккей. Мы специально взяли тех, кто умеет драться. Это и не секрет. Они не самые результативные игроки, но зато отчаянные бойцы. Есть расхожее мнение, что им будет не с кем драться, но это неверно. Есть Широков, Часлава, Епрев, Артюхин и я думаю, что получится очень интересный сезон. Вместе с тем наши тафгаи знают правила, а кататься мы их научим. Мы же это делаем не для драк, а для того, чтобы попасть в плей-офф. Запустим ребят уже в Магнитогорске. Будет интересно понаблюдать за ними. Но уверяю вас, что через две недели это уже будут другие хоккеисты, дайте мне подержать их у себя в руках подольше.
Эти ребята - пример для наших молодых игроков, как нужно действовать на площадке. Мы не хотим драк, но вместе с тем прошли времена, когда ты забил гол и сидишь ждешь. Нужно выполнять больше черновой работы, добавилась куча разных нюансов: нужно уметь и шайбы на себя «ловить», и вратаря защитить, и силовые приемы грамотно проводить. Нужно включать эмоции, показывать характер. Посмотрите на финнов, канадцев… У них силовая манера игры в крови и там ни для кого это не является чем-то шокирующим или зазорным. Команде иногда нужно сыграть по-другому. Те же самые проблемы преследуют и нашу сборную. Игры на мировом уровне это показали. Любой молодой перспективный игрок должен уметь драться и толкаться. Однако и у нас подрастают игроки, которые начинают играть агрессивно. Тот же Артюхин, Епрев, Тимкин, Двуреченский. Хоккей поменялся. Ошибочно полагать, что хоккей это только голы или передачи. Нужно отходить от этого.
О причинах, по которым руководство чеховского клуба решило поменять тафгаев.
- Хоккеисты, как и тренеры, уходят и приходят. Таковы правила этого бизнеса. Кто-то омолаживает состав, где-то просто глаз замылился и появились стереотипы. Я уверен, что это пойдет на пользу нашему хоккею. Такова была политика нашего клуба, мы решили обновить кровь. Мы нашли новых тафгаев. Но наши новые канадцы это не маньяки, которые хотят крови. Это обычные люди. В их стране драки в хоккее в порядке вещей. То, что им придется играть на больших площадках, считаю, не проблема для них. Чтобы привыкнуть к нашим коробкам, потребуется всего две недели. У нас будут двухразовые тренировки, они хорошо прокатятся и уже через парю недель забудут маленькие площадки.
О переходе полузащитника сборной России Юрия Жиркова из «Челси» в махачкалинский «Анжи».
- Жирков – профессионал, он принял такое решение и с ним нужно считаться. Он знал, что будет, но принял эти условия. Жирков получил большую зарплату, теперь болельщики его ругают. Все, что ему остается делать- доказывать на поле, что он сильный футболист. Все в его руках. Он должен все и всем доказать.
О засилье иностранных тренеров в КХЛ и закрытости некоторых тренеров от прессы.
- У меня есть пример. Вчера играли с ЦСКА, которым руководит Шуплер, но было приятно видеть, что за его спиной стоит Буцаев. Есть также Карповцев, Королев и другие… Мои друзья, прошедшие школу НХЛ, становятся тренерами. Пусть вторыми-третьими, пусть они начали свою карьеру только сейчас, но через три-шесть лет все изменится. Это засилье уйдет, умрет само по себе. Любой тренер, как бы хорошо он ни разбирался в хоккее, должен общаться с игроками на их родном языке. Это мое виденье. Переводчик никогда не передаст эту «химию». Тот же Шуплер говорит на очень плохом русском. А в НХЛ такого бы даже не допустили. Там ты должен знать язык в совершенстве, и только тогда у тебя может появиться шанс. Там не будут рисковать и ставить тренера, не говорящего по-английски.
Кроме того, я не разделяю политику многих тренеров относительно их работы с прессой и ТВ, и в целом ведения интервью. Журналисты – это наши друзья, которые помогают раскручивать КХЛ. Это наш общий бизнес, мы играем на общую копилку. Если процветает лига, процветают и клубы. Имен называть не стану, не хочу никого злить.
О том, кто повлиял на него, как на тренера, а также сравнил североамериканских специалистов с русскими.
- Было ли случайно то, что я, возглавляя челябинский «Трактор», выводил три года подряд тот состав в плей-офф? Я не заканчивал никаких тренерских курсов, но что-то тренерское во мне есть. У меня было много талантливых учителей. Мне повезло поработать с Билялетдиновым, Воробьевым, Белоусовым. В Северной Америке мне довелось сотрудничать с Брэдом Саттером и харизматичным Майком Кинэном. Должен сказать, русские тренеры сильно отличаются от американских. В Америке хоккей – это бизнес, а у нас - политика. И поэтому их тренерам работается проще. Они зарабатывают деньги. Всегда проще работать, когда у клуба идет заработок. А у нас… Ни один клуб не зарабатывает, отсюда и пляшите.
О недвижимости в Чехове и почему забросил винно-водочный бизнес.
- Не было этого (Смеется) Я все бросил, это было баловство, которое я оставил в прошлом. У меня ни водки, ни вина - ни одной бутылки не осталось – только хоккей. Хотя нет, одна бутылка, может, и осталась. Могу вам подарить.
В городе Чехове и то, что творится в нем, меня полностью устраивает. Я даже свою двухкомнатную квартиру там купил – теперь у меня свой угол. Никакой недвижимости в Америке у меня нет, прикупил маленькую квартиру в Чехове (смеется) и это к лучшему. Мне нравится атмосфера в этом городе. Он маленький, хоккейный и очень чистый. Нет никаких металлургических комбинатов. Семья у меня осталась в Челябинске. Пока идет предсезонка, нет никакой возможности побыть вместе. Вышел в восемь утра, вернулся в девять вечера. Так что они присоединятся позже.





